Руководитель Ростехнадзора Константин Пуликовский отметил, что в настоящее время подписано отрицательное заключение на материалы «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Первый пусковой комплекс. Морской перегрузочный комплекс нефти Перевозная».
Позиция земляков
Экспертная комиссия признала проект трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» экологически недопустимым на участке трассы в районе Байкала
Как говорится в сообщении Ростехнадзора, рассмотрев выводы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, ведомство пришло к заключению, что они не соответствуют требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», поскольку содержат нечеткие формулировки и определения, а также недостаточно обоснованны.
В них отсутствует оценка допустимости воздействия и возможности реализации проектных решений в целом по объекту экспертизы. Также экспертной комиссией не в полной мере выполнено техническое задание на проведение государственной экологической экспертизы, недостаточно изучены дополнительные материалы, поступившие от заказчика проекта по запросу экспертной комиссии.
В итоге Ростехнадзор издал приказы, которые устанавливают несоответствие материалов «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Первый пусковой комплекс» экологическим требованиям и определяют необходимость их доработки, а также о продлении работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов сроком на 30 дней и введении в ее состав дополнительных экспертов.
При этом комиссия была не единодушна в отрицательной оценке. Из 14 экспертов, входящих в состав экспертной комиссии по оценке материалов технико-экономического обоснования (ТЭО), трое ученых-дальневосточников дали положительное заключение.
Положительно оценили проект первой очереди ВСТО доктор технических наук, профессор, заместитель директора по науке Дальневосточного научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации Головин В. Л., доктор технических наук, директор Института нефти и газа Дальневосточного государственного технического университета Гульков А. Н. и доктор биологических наук, ведущий сотрудник Института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук Паничев А. М.
«Руководитель Ростехнадзора, сам дальневосточник, удивлен позицией земляков», – говорится в сообщении.
Авария просто невозможна
К экологическим рискам специалисты относят близость к нефтепроводу озера Байкал, а также высокую сейсмоактивность зоны вокруг озера |
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы еще 24 января признала проект трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), разработанный Транснефтью, экологически недопустимым на участке трассы в районе озера Байкал. Отрицательное заключение экспертизы подписали 40 экспертов из 52.
Материалы ТЭО первого этапа строительства нефтепроводной системы ВСТО должны быть доработаны в части альтернативных вариантов прохождения участка трассы за пределами бассейна озера Байкал, считают эксперты.
К экологическим рискам специалисты относят близость к нефтепроводу озера Байкал, а также высокую сейсмоактивность зоны вокруг озера. «Каждый час по трубопроводу будет проходить 9 тыс. тонн нефти, если он будет работать на полную мощность, и именно такой объем может попасть в Байкал», – говорил руководитель рабочей группы комиссии Геннадий Чегасов, отметив, что даже разлив 3 тыс. тонн нефти погубит Байкал.
Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы вступает в законную силу только после его утверждения Ростехнадзором. Транснефть, которая ранее не заявляла отвода членам экспертной комиссии и признала, что там собраны хорошие специалисты, готова сейчас через суд доказывать соответствие экологическим нормам проекта строительства первого этапа нефтепроводной системы ВСТО в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы.
«Предварительный анализ этих замечаний показал, что никакой конкретики в этих претензиях нет. Никакого экономического обоснования. Никаких технических расчетов. Однако если заключение все-таки выйдет, мы готовы подать в суд на Ростехнадзор, и через суд мы докажем, что претензии не обоснованны», – заявил на позапрошлой неделе «Интерфаксу» вице-президент Транснефти Сергей Григорьев.
По его словам, в проекте строительства ВСТО не предусматриваются разливы нефти, потому что «это высокотехнологичный проект и аварии там просто невозможны». «Если вдруг произойдет что-то экстренное, мы максимально быстро, в течение 15-20 минут, перекроем путь нефти в Байкал», – заявил Григорьев.
Стратегическое решение принято
На первом этапе предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет – Сковородино (2,4 тыс. км) и сооружение нефтеналивного терминала в районе бухты Перевозная |
Ранее вице-премьер А. Жуков заявлял, что вопрос о возможном строительстве ответвления на Китай от ВСТО будет рассматриваться после утверждения технико-экономического обоснования проекта.
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве ВСТО 31 декабря 2004 года. Документ утверждает поэтапную реализацию проекта строительства нефтепровода общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год с использованием железнодорожных мощностей. Функции заказчика проектирования и строительства трубопровода возложены на компанию «Транснефть». Первый этап строительства оценивается в 7,9 млрд. долларов.
На первом этапе предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет – Сковородино (2,4 тыс. км) и сооружение нефтеналивного терминала в районе бухты Перевозная (Приморский край), куда нефть будет поставляться по железной дороге. На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино – бухта Перевозная. В случае строительства ответвления на Китай в китайском направлении будет поставляться 30 млн. тонн в год, по маршруту Сковородино – Перевозная – 50 млн. тонн.
Трасса проектируемого нефтепровода проходит по территориям семи субъектов Российской Федерации: Иркутской, Читинской и Амурской областей, Республики Бурятия, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев. Протяженность проектируемой системы по маршруту Тайшет – Казачинское – Сковородино – Перевозная составляет 4130 км.