Большинство закупок в России происходит по завышенным ценам, считают эксперты. Деятельность российских закупщиков была проанализирована в ходе подготовки «Рейтинга прозрачности – 2006». В нем принимали участие 250 крупнейших закупщиков и 500 поставщиков, закупщиков федерального уровня было 90. Также проводился анализ деятельности 50 регионов, 50 муниципальных закупщиков и 60 компаний в ключевых секторах экономики, включая естественные монополии.
Из-за того что закупки осуществляются по завышенным ценам, на федеральном уровне за 2006 год переплатили около 160 млрд. рублей, на региональном – 65 млрд. рублей
Рейтинг был подготовлен Национальной ассоциацией участников электронной торговли и МОД «Против коррупции» при поддержке комиссии Госдумы по противодействию коррупции, Федеральной антимонопольной службы и Счетной палаты.
Авторы исследования попытались определить степень прозрачности и эффективности закупок крупнейших структур государственного и корпоративного сектора. Еще одним критерием оценки закупщиков было влияние коррупции на состояние рынка.
Уровень прозрачности каждого участника оценивался по пятиуровневой шкале.
Выяснилось, что самые прозрачные закупщики – субъекты Федерации, где средний уровень определен нейтральной ценой по общей шкале. Гарантированно прозрачными региональными закупщиками оказались Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан.
Среди корпоративных закупщиков гарантированно прозрачными признаны «ЦентрТелеком» и Магнитогорский металлургический комбинат.
В остальном корпоративные закупки получили самую низкую оценку прозрачности. «Это связано главным образом с низким уровнем использования конкурентных процедур и низким качеством информирования поставщиков о проводимых закупках, процедурах конкурсных торгов и их результатах», – поясняется в исследовании.
Большинство российских компаний по-прежнему придерживаются закрытых и неконкурентных процедур даже при покупке товаров и услуг, которые не относятся к стратегическим закупкам. Поэтому системы закупок корпоративных закупщиков характеризуются низкими показателями конкуренции и большими отклонениями от рыночно обоснованных цен.
Намного ниже, на уровне базовой прозрачности, стоят федеральные органы власти и муниципальные закупщики. В соответствии со шкалой это отрицательная оценка прозрачности. И ни один представитель этого класса закупщиков не обладает гарантированной прозрачностью.
По словам авторов исследования, такая оценка говорит о наличии серьезных проблем системного характера при осуществлении закупок.
Бюджетные потери от недостатка прозрачности в деятельности закупщиков – это сотни миллиардов рублей. Из-за того что закупки осуществляются по завышенным ценам, на федеральном уровне за 2006 год переплатили около 160 млрд. рублей, на региональном – 65 млрд. рублей, а муниципальные закупки принесли ущерб местным бюджетам в 78 млрд. рублей.
Совокупные потери государственного сектора от осуществления закупок по ценам, превышающим рыночные, составляют немногим более 300 млрд. рублей.
Национальный рынок закупок в целом получил отрицательную оценку – «базовая прозрачность». Из-за недобросовестной работы закупщиков общие потери рынка к концу 2006 года составят 650 млрд. рублей. При этом потери государственных закупщиков составят около 300 млрд. рублей – более 45% от общей величины закупочных бюджетов.