В России изменится плата за государственные услуги. Глава аппарата правительства Сергей Нарышкин сообщил, что с 1 января 2008 года чиновники смогут взимать плату только за те услуги, которые предусмотрены Налоговым кодексом. По словам господина Нарышкина, сейчас «разрабатываются необходимые нормативные документы».
Либо поменяется Налоговый кодекс, либо должны быть отменены административные сборы
Глава аппарата правительства надеется, что после того, как изменения вступят в силу, потребители госуслуг (и граждане, и организации) будут тратить меньше времени и денег на получение лицензий, разрешений, справок и выписок.
Кроме того, в 2007 году планируется введение более 330 административных регламентов. В 2006 году было разработано порядка 179 регламентов, 21 регламент утвержден приказами федеральных органов исполнительной власти, 13 регламентов зарегистрировано Минюстом.
Сергей Нарышкин убежден, что внедрение административных регламентов оптимизирует административные процессы, к тому же это эффективный инструмент борьбы против коррупции. Если все регламенты начнут действовать, гражданам можно будет реже ходить за справками, выписками и другими документами. В идеале необходимо создать условия, чтобы справки и выписки можно было получать по телефону или электронной почте.
Но пока с административными регламентами много неточностей. В частности, в соответствии с регламентом, прописанным для таможни, посетитель должен ждать чиновника не более 30 минут «Непонятная формулировка, – говорит главный редактор отраслевого издания «Время бухгалтера» Ольга Мацнева. – Если бы «чиновник должен был принять посетителя через 30 минут», было бы более понятно. А в этом случае не совсем ясно, что делать посетителю».
Или, например, в службе занятости на каждого клиента отводится 5 минут. «Это нереальное время. В течение 5 минут нельзя успеть оформить все, что нужно», – подчеркивает госпожа Мацнева.
По словам главного редактора журнала «Время Бухгалтера», сейчас решить вопрос о том, чтобы все платежи за выдачу справок были прописаны в Налоговом кодексе, довольно просто. «Плата за справки, выписки, лицензии и разрешения объединяется одним термином – плата за юридически значимые действия», – говорит Ольга Мацнева.
Сюда входит, например, госпошлина для регистрации предприятий, а для физлиц – пошлина за регистрацию брака или развод. «Сказать, что намерение властей предполагает снятие большинства административных расходов для граждан – нельзя, – считает госпожа Мацнева. – Основные расходы связаны не с размером госпошлины и даже не с механизмом ее оплаты, а с правилами работы чиновников».
Так, зарегистрировать предприятие стоит 2 тыс. рублей. Но для этого нужно, чтобы учредитель компании стоял в очереди в налоговую инспекцию для оформления необходимых бумаг. «Большинство предпринимателей стремится упростить процесс. Организации обращаются к юридическим фирмам за помощью в регистрации, и регистрация компании обходится уже в 10–15 тыс. рублей», – рассказывает Ольга Мацнева.
Несмотря на то, что Регламент организации работы с налогоплательщиками принят, в Москве по-прежнему зарегистрировать новую организацию сложно и долго.
По словам специалиста, сейчас почти все сборы законодательно закреплены: регистрация предприятий (2 тыс. рублей), заключение брака (200 рублей), расторжение брака (200 рублей с каждого супруга), 200 рублей – развод в судебном порядке, 100 рублей – оформление отцовства, 500 рублей стоит изменение имени, справка из архива – 50 рублей.
Не прописаны, в частности, размер взноса за получение выписки из земельного кадастра или выписка из государственного реестра юридических лиц. «Размер оплаты устанавливается ведомством на общефедеральном уровне», – объяснила эксперт.
«Речь может идти об упрощении процесса оплаты, сокращении временных затрат. Но едва ли это поможет. Платить все равно придется в Сбербанке. А если нужно получить документы быстро (как и указано в регламенте), то это через специальную фирму – получится дороже. Помимо принятия регламентов, нужно ужесточить дисциплину исполнения, иначе получится как всегда», – резюмировала Ольга Мацнева.
Председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что в соответствии с запланированными изменениями либо поменяется Налоговый кодекс, либо должны быть отменены административные сборы. «Как мне кажется, потребуются изменения в Налоговый кодекс, чтобы уточнить размер вознаграждений чиновникам за их работу», – пояснил Дмитрий Янин газете ВЗГЛЯД.
Заместитель генерального директора Межведомственного аналитического центра Дмитрий Симачев уверен, что услуги чиновников, не прописанные в Налоговом кодексе, не станут бесплатными. «Скорее всего, будут внесены изменения в Налоговый кодекс, но с четким определением, за какие услуги должна взиматься плата», – пояснил господин Симачев. По его словам, из-за этого «станет сложнее придумывать поводы взимать с предпринимателей дополнительные деньги».