Как говорится в заявлении Генпрокуратуры, «ответственные работники» аппарата правительства передали представителю ТНК-ВР ксерокопии документов с конфиденциальной информацией.
Эти материалы были подготовлены к заседанию правительства и содержали сведения, составляющие государственную тайну
В настоящее время по этому факту возбуждено уголовное дело возбуждено по ч.1 ст.283 УК РФ - «разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена по службе».
«Эти материалы были подготовлены к заседанию правительства и содержали сведения, составляющие государственную тайну», - говорится в пресс-релизе прокуратуры.
По данным газеты «Коммерсантъ», речь идет о передаче проекта постановления о проведении эксперимента по продаже газа по свободным ценам с использованием биржевых технологий. Документ поступил в аппарат правительства в начале сентября и предусматривает, что доли участия в торгах ОАО «Газпром» и независимых производителей будут равны и составят до 5 млрд. кубометров газа.
Представители Генпрокуратуры отмечают, что «разглашение этих материалов могло быть использовано в целях, противоречащих стратегическим интересам государства в области энергетики и негативно повлиять на перспективы ее развития, укрепления позиции на международном рынке, энергетической и экономической безопасности страны».
Имена подозреваемых в разглашении гостайны не называются. Однако в Белом доме предположили, что речь идет о «бывшем сотруднике аппарата правительства, который два месяца назад был уволен в связи с дисциплинарным проступком». В начале сентября в центре скандала, связанного с разглашением конфиденциальной информации, оказались трое чиновников. Советник отдела энергетических ресурсов департамента отраслевого развития Леонид Бондаренко был уволен приказом руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина, а руководитель департамента делопроизводства и контроля Андрей Ряховский и начальник отдела этого же департамента Валерий Палкин получили выговоры.
Скандал разгорелся после того, как Бондаренко задержали сотрудники управления «К» ФСБ РФ в тот момент, когда он передавал представителю компании ТНК-BP проект постановления правительства, имевшего отношение к инвестиционной политике в энергетической отрасли.
В то же время сообщает Reuters, пресс-секретарь ТНК-ВР Александр Шадрин сообщил, что компании неизвестно о причастности кого-либо из ее сотрудников к данному уголовному делу. «Компания строит свои взаимоотношения с государственными органами строго в соответствии с законодательством», - добавил он.
Британской BP принадлежит половина в капитале ТНК-ВР, другим акционером является российский консорциум Альфа/Access-Ренова. В 2005 году правоохранительные органы предъявляли ТНК-ВР претензии в связи с тем, что ряд ее топ-менеджеров, являющихся иностранными подданными, имеют доступ к геологической информации о запасах углеводородов, составляющей государственную тайну.
Независимые эксперты не исключают коррупционную составляющую дела. «Сложно сказать, есть ли коррупционный состав в этом деле, но госструктуры не должны быть такими дырявыми. А бизнес не должен вмешиваться в процесс обсуждения государственных дел», – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД заместитель генерального директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев.
В то же время он предположил, что «речь не идет о документах, помеченных грифом «секретно». «У любого правительственного работника есть представление о том, что его ждет в случае разглашения содержания таких документов, а тем более передачи ксерокопии – это уголовная ответственность. К тому же их не так просто вынести», - говорит эксперт.