ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» будет поставлять комплекты панелей расходного топливного бака для самолетов семейства А320, элементов силового набора крыла и направляющих салазок закрылков для лайнеров семейства А330/А340. Кроме того, ВАСО получило заказ на изготовление ряда важных компонентов для узкофюзеляжных и дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов и крупнейших в мире лайнеров А380.
Второй контракт
Теперь же российские предприятия станут выпускать весьма ответственные, важные узлы аэробусов
Напомним, что это уже второй подобный контракт, заключенный с НПК «Иркут». Первое соглашение о сотрудничестве между Airbus и корпорацией «Иркут» на производство ряда компонентов для самолетов семейства А320 на мощностях Иркутского авиационного завода было подписано в декабре 2004 года. Сумма контракта составила тогда также 200 млн. долларов.
В течение 2005 года специально созданная совместная рабочая группа корпорации «Иркут» и компании Airbus осуществила подготовку производственных мощностей Иркутского авиационного завода, а в августе 2005 года «Иркуту» был вручен сертификат соответствия системы управления качеством требованиям EN9100.
Поставки по контракту от 2004 года начнутся в 2006 году. В настоящее время на заводе в Иркутске проводится интенсивная модернизация производственных мощностей и внедрение нового технологического оборудования.
Дальнейшему развитию отношений с западными партнерами мешала принципиальная политика европейской аэрокосмической корпорации EDAS, которой принадлежит 80% акций Airbus. EDAS не размещает крупные заказы на предприятиях, доля которых не принадлежит корпорации.
Однако с покупкой в прошлом месяце 10% акций НПК «Иркут» за 65,3 млн. долларов вопрос был снят. Дополнительный пакет заказов не заставил себя долго ждать. По словам президента «Иркута» Олега Демченко, «производство компонентов для пассажирских лайнеров – это очень перспективный бизнес».
«Именно поэтому мы придаем такое серьезное значение подписанным документам, – подчеркнул президент «Иркута». – Я сделаю все возможное, чтобы Иркутский авиационный завод в срок и с надлежащим качеством выполнил все обязательства по существующему контракту, и надеюсь, что наше сотрудничество с Airbus будет развиваться и в дальнейшем».
Сибирский хай-тек
Airbus A320 (фото: e-flight.com) |
Комплектующие российского производства применялись на иностранных лайнерах и ранее, однако прежде это были элементы внутренней отделки пассажирского салона (например, багажные полки на некоторых сериях Boeing-737). Теперь же российские предприятия станут выпускать весьма ответственные, а в некоторых случаях критически важные узлы аэробусов. Например, от точности изготовления нервюр (поперечных силовых элементов конструкции) зависит точность соблюдения теоретических контуров крыла – этот показатель существенно влияет на летные характеристики самолета.
Еще более важно соблюдение допусков при изготовлении направляющих салазок для закрылков – отклоняемых поверхностей крыла, используемых для создания дополнительной подъемной силы при взлете и посадке. Эти режимы полета неспроста считаются критическими – любое рассогласование в действии закрылков с большой вероятностью приводит к тяжелой катастрофе.
Еще в начале 90-х годов прошлого века западные производители по достоинству оценили разработанную советским ВПК технологию химического фрезерования металлических сплавов, используемую для изготовления плоских и плоскостных деталей большой размерности.
Точность, достигаемая при этом, не идет ни в какое сравнение с точностью, обеспечиваемой обычными металлообрабатывающими станками. Химическое фрезерование, в частности, хорошо отработано на производстве силовых элементов для российских истребителей 4-го поколения семейств МиГ-29 и Су-27, а НПК «Иркут» как раз и является головным предприятием по производству последних.
Неслучайно, что заказ на изготовление прецизионных (требующих высокой точности) деталей для евролайнеров получил именно завод в Иркутске.
Нервюрами же крыла для А320/А350 займется воронежское авиапредприятие, на котором Airbus в дальнейшем планирует разместить до 3% производства элементов силового набора для своих лайнеров, что, как полагают, принесет ВАСО до 30 млн. долларов год.
Собственно под этот заказ руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин еще в октябре гарантировал воронежскому авиазаводу государственную поддержку в размере 20 млн. долларов на закупку оборудования и обновление станочного парка.