Экономика

15 января 2006, 11:12

Российский лайнер совершил первый полет за рубеж

Фото: airagency.ru

Вечером в пятницу произошло давно ожидавшееся событие: новый российский лайнер Ту-204-300 совершил первый рейс по международному маршруту Владивосток – Ханой. Это достаточно значимое событие для российских авиаперевозчиков – они получили новый самолет отечественного производства, полностью соответствующий международным стандартам летной годности.

Совершенный новым самолетом рейс – пока лишь дополнительный: машина вышла на трассу в связи с увеличившимся пассажиропотоком. Однако, как сообщил генеральный представитель авиакомпании «Владивосток Авиа» во Вьетнаме Игорь Белых, в ближайшем будущем самолет данного класса будет совершать регулярные рейсы по маршруту Владивосток – Ханой.

Неприятные эпизоды

Ту-204-300 – один из наиболее современных российских дальнемагистральных самолетов

Напомним, что авиакомпания «Владивосток Авиа» стала первым оператором, выведшим Ту-204 модели «300» на международные маршруты. Пока дальневосточный перевозчик располагает парком из четырех таких машин, взятых в лизинг сроком на 15 лет у ЗАО «Авиастар-СП» при посредничестве холдинга «Ильюшин Финанс и Ко». Новые самолеты уже с лета минувшего года начали обслуживать внутреннюю линию Владивосток – Москва. Международные же полеты стали возможны лишь с 23 декабря 2005 года, когда Федеральная служба по надзору в сфере транспорта издала распоряжение № ВА-262-р (ФС) «О допуске к эксплуатации самолетов Ту-204-300 в ОАО «Владивосток Авиа» в связи с завершением в авиакомпании полного комплекса работ по освоению эксплуатации этого самолета».

И вот первый международный полет состоялся. Между тем с получением 25 декабря 2005 года от ОАО «Ильюшин Финанс Ко» четвертого комфортабельного самолета-универсала Ту-204-300, изготовленного в Ульяновске, «Владивосток Авиа» стала крупнейшим в России эксплуатантом кораблей семейства Ту-204/214. Еще два самолета будут поставлены в течение 2007–2008 годов.

Следует отметить, что Ту-204-300 – один из наиболее современных российских дальнемагистральных самолетов (его класс можно определить как средне- и дальнемагистральный – в соответствующий вариант самолет может быть переоборудован силами авиаремонтной базы эксплуатанта).

Данная модель обеспечивает перевозку до 164 пассажиров на воздушных трассах протяженностью от 500 до 9000 километров при меньшем в полтора раза расходе топлива по сравнению с более старыми отечественными аналогами. Лайнер Ту-204-300 оснащается двумя двигателями ПС-90А, которые производятся на ЗАО «Пермские моторы», серийное же производство самого самолета развернуто на ЗАО «Авиастар-СП».

Вообще значение, придаваемое рейсу, выполненному на новом самолете пусть и крупным, но все-таки региональным перевозчиком, может показаться несколько преувеличенным, однако это не совсем верно. Россия давно нуждается в замене парка своих гражданских лайнеров, эксплуатирующихся на зарубежных маршрутах.

Особенно это актуально в связи с введением с 1 января 2006 года ограничений на полеты в страны Европейского союза (ЕС) так называемых «шумных» самолетов моделей Ту-134, Ту-154Б, Ил-86 и ряда других. И хотя большинство российских авиаперевозчиков успели вовремя подготовиться к нововведению, несколько неприятных инцидентов все же имело место.

Так, 2 января в московских аэропортах Домодедово и Внуково было задержано сразу несколько рейсов до австрийского Инсбрука, выполняемых разными авиакомпаниями на самолетах Як-42. Нежелание пускать российские самолеты в свое воздушное пространство диспетчерские службы Австрии объяснили слабым оснащением самолетов Як-42.

Бортовое оборудование этой модели, по мнению австрийцев, не обеспечивало достаточной безопасности полета в метеоусловиях, что сложились на тот момент в аэропортах назначения – Зальцбурге и Инсбруке. Очевидно, что отныне такие неприятные эпизоды станут повторяться все чаще.

Горячие пирожки

«Аэрофлот» постепенно переходит на Airbus A-320 (фото: luftfahrt.net)

На сегодняшний день лишь два отечественных самолета полностью соответствуют требованиям ЕС как по шумности, так и по составу бортового оборудования – это семейство Ту-204 и, как ни странно, старые добрые Ту-154 модели «М».

Так, последние, например, заменили на линиях в Испанию широкофюзеляжные машины Ил-86, которым с нового года путь в Европу заказан. Однако Ту-154М по сравнению с «Илом» – самолет меньшей вместимости, что заставит турагентства фрахтовать два самолета вместо одного. В итоге многие чартерные перевозчики предпочитают вовсе отказаться от машин отечественного производства.

Например, популярная среди российских туристов ВИМ-Авиа с прошлого года вообще предпочитает эксплуатировать на основных маршрутах только самолеты марки Boeing-757, а «Аэрофлот» постепенно переходит на Airbus A-320.

В связи с новыми требованиями ЕС у самолетов семейства Ту-204 появились определенные перспективы. Так, например, лайнеры модели «300» являются единственными отечественными кораблями, соответствующими не только текущим, но и перспективным требованиям ИКАО (ICAO, International Civil Aviation Organization – Международная ассоциация авиационного транспорта) и Евроконтроля по уровню шума.

Конечно, конкурентная способность продукции «Авиастар-СП» ниже, чем у аналогичных западных самолетов, хотя бы потому, что ЗАО предлагает новые машины, а западные компании могут предложить и подержанные по более низкой цене.

Вообще такое положение прекрасно осознают и российские власти. Не случайно в Федеральной программе развития авиастроения принятые к серийному производству самолеты (Ту-204, Ту-214, Ил-96 и др.) записаны как «имеющие ограниченную конкурентоспособность». Поэтому не следует ожидать, что новые лайнеры пойдут нарасхват, как горячие пирожки.

Вряд ли подобная судьба ожидает и новый RRJ, который та же программа рассматривает как «переходный продукт». Но пока не будет реализован «прорывный проект» (в терминах того же документа), самолеты семейства Ту-204/214 вполне годятся на роль «атлантов», способных поддержать гражданское авиастроение в нашей стране.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Лавров: Зеленский испугался

Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Власти пообещали снять запрет на экспорт бензина

Запрет на экспорт бензина будет отменен досрочно, до окончания 2024 года, заявил вице-премьер Александр Новак.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

NYT: США и Европа предложили вернуть Киеву ядерное оружие

В США и Европе обсуждают как возможную гарантию безопасности возвращение Киеву ядерного оружия, от которого Украина отказалась после распада СССР, сообщила газета The New York Times (NYT).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Лукашенко потребовал учитывать интересы Минска на переговорах по Украине

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил важность защиты интересов Минска в переговорах между Россией и Украиной, подчеркнув необходимость самостоятельного решения славянских народов без вмешательства извне.

Фицо не испугался критики ЕС за поездку в Москву на парад 9 мая

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что не боится европейской критики за свой визит на парад Победы в Москве, подчеркнув суверенитет Словакии в этом решении.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Британия заверила Украину в поддержке после запуска «Орешника»

Глава британского МВД Иветт Купер заверила, что Британия продолжит поддерживать Украину, несмотря на запуск Россией новой ракеты «Орешник» средней дальности, пишет The Standard.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?