Концерн все-таки решился на постройку предприятия по выпуску авто, даже несмотря на отказ Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) создать для компании особую экономическую зону в Ступино.
Верхний сегмент
По оценкам дилеров, машины, произведенные на заводе, будут стоить как минимум на 20% дешевле завозимых из-за кордона
Инвестиции в предприятие, по предварительным данным, составят 330 млн. евро. При этом компания отмечает, что это будет не просто «отверточная сборка», а полноценное производство.
Правда, российские аналитики встретили данное заявление со скепсисом. Эксперты в один голос утверждают, что VW Pointer не может создаваться полностью из российских деталей. Скорее всего, производитель имеет в виду, что собирать автомобили будут из более мелких, но все равно поставляемых из-за рубежа компонентов, а в России будут закупать наиболее простые элементы, например краску и зеркала.
Планируется, что новый завод будет выпускать 80-150 тыс. автомобилей в год. Причем стоить, по утверждению представителей Volkswagen, они будут совсем недорого - менее 10 тыс. долларов за машину. В соответствии с данными, предоставленными газете ВЗГЛЯД московскими дилерами Volkswagen, в настоящий момент цена VW Pointer в зависимости от комплектации находится в диапазоне 9,5-14,5 тыс. долларов.
По оценкам дилеров, машины, произведенные на заводе, будут стоить как минимум на 20% дешевле завозимых из-за кордона. Как отметил представитель одного из официальных дилеров Volkswagen, пожелавший остаться неизвестным, «скорее всего, Volkswagen будет выпускать VW Pointer с 1,5-литровым движком». «Такая комплектация данной модели сейчас находится в верхнем сегменте ценового диапазона», – пояснил представитель дилера VW. Сейчас эта модель стоит 14,5 тыс. долларов.
Занимает второе место
Ждать дешевого VW Pointer россиянам придется все-таки несколько лет |
Выход предприятия на полную мощность затянется еще на год-два. Если взять за основу четыре года, то, по оценкам аналитика инвестиционного холдинга (ИХ) «Финам» Натальи Кочешковой, 80-150 тыс. автомашин модели VW Pointer, выпускаемых российским предприятием, составят не больше 6% от объема всего российского автомобильного рынка. К 2009 году общее количество произведенных в России авто, по мнению эксперта, составит 2,5 млн. На сегодняшний день этот показатель равен 1,7 млн. автомобилей.
Сейчас VW Pointer занимает второе место в общих продажах Volkswagen в России. Он идет следом за лидером - моделью Volkswagen Touareg с совсем небольшим отрывом. За первое полугодие 2005 года компания продала 1428 авто модели VW Pointer.
По мнению опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов, строительство завода Volkswagen в России является вполне закономерным событием. Интерес иностранных компаний к российскому авторынку только растет. На сегодняшний день у нас в стране работает семь автомобилестроительных предприятий, созданных с участием иностранного капитала. Помимо Volkswagen, построить завод в России в скором времени собирается и Toyota. Активный интерес к нашему рынку также проявляют DaimlerChrysler и Nissan.
Число оптимистов
Российские машины все больше теряют свое главное преимущество перед иномарками – низкую стоимость (на фото Lada Kalina) |
Российские машины все больше теряют свое главное преимущество перед иномарками – низкую стоимость. Что касается качества, то пока оно, к сожалению, оставляет желать лучшего. Развитие автокредитования также подталкивает россиян к покупке более дорогих, но и более качественных иномарок.
По данным «Финам», в 2004 году доля продаж российских автомобилей составила 54%. При этом доля продаж подержанных иномарок (20%) лишь на 2% выше доли проданных новых импортных автомобилей. Доля продаж собранных в России иномарок за 2004 год – 8%.
И тенденция уменьшения объемов продаж российских автомобилей при росте доли продаваемых иномарок становится все более ярко выраженной. По некоторым экспертным оценкам, за 2005 год традиционных отечественных моделей было продано на 5-7% меньше, чем за предыдущей год. Число продаваемых новых моделей иномарок за этот же период выросло на 50-60%.
Как отмечают аналитики, о каком-либо существенном снижении цен на отечественные автомобили в рамках «отпора иностранным оккупантам» говорить не приходится. Уже который год и политики, и эксперты ведут речь о повышении качества российских брендов. И хотя особого сдвига в этом направлении российские автолюбители не заметили, число оптимистов год от года не уменьшается.
Аналитик инвестиционно-финансовой компании «Проспект» Ирина Ложкина высказывает надежду, что «участие государства в управлении АвтоВАЗом будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных автомобилей, в том числе за счет доступа к правительственному инвестфонду в целях разработки новых моделей».
Однако Наталья Кочешкова считает, что «говорить о серьезном повышении качества российских авто сегодня сложно». «Тем более что повышение этого качества, например, за счет иностранных автокомпонентов, автоматически повышает стоимость машины», – поясняет эксперт.
В любом случае, похоже, что качественные машины будут становиться для нас все более доступными, а иностранного они будут производства или российского, вопрос уже, видимо, не столь важный.