Компания «Космик» намерена расширить свою сеть боулинг-центров, увеличив число игровых площадок с 4 до 20 к 2008 году. Сейчас у «Космика» работают три боулинг-центра в Москве, на которые приходится в сумме 62 дорожки, и один в Санкт-Петербурге, где в распоряжении игроков 24 дорожки. Четыре центра вместе приносят компании 15 млн. долларов в год. В течение следующих 3-5 лет компания уже планирует вернуть вложенные 100 млн. долларов.
«Турецкий гамбит»
По мнению экспертов, на развитие сети хватило бы и суммы в 10 раз меньшей, чем собирается потратить сеть боулинг-центров «Космик
В течение трех лет «Космик» станет доступным для жителей крупнейших российских городов, численность населения которых превышает 300 тыс. человек. В боулинг-центрах компании будет не менее 16 дорожек в каждом.
По численности развлекательно-игровых центров «Космик» пока уступает своему основному конкуренту, компании «Планета Боулинг», которой принадлежит 12 клубов по всей стране. Но к 2008 году с учетом планов развития «Космика» ситуация может измениться. Правда, в «Планете» комментировать что-либо отказались, предложив использовать информацию на сайте сети.
По мнению одного из участников рынка, пожелавшего остаться неизвестным, к 2008 году и «Космик», и «Планета Боулинг», и даже третий игрок могут построить по 20 центров – возможности у компаний для этого есть. Господин Анненков прямых конкурентов не боится, сосредоточившись на том, чтобы отвлечь публику от кинотеатров, театров и других развлекательных заведений, которые в прямом смысле уводят прибыль. Как сообщил президент сети клубов «Космик» на пресс-конференции в среду, «только показ фильма «Турецкий гамбит» снизил выручку компании на 10%».
Без колонн
Боулинг-центр «Космик» (www.kosmic.ru) |
По данным стратегического партнера «Космика», компании Brunswick Bowling&Billiards Corp. Russia, степень проникновения боулинга в России составляет 60 тысяч человек на одну дорожку. Для сравнения: в США этот показатель находится на уровне 2 тысяч человек на дорожку, а в Европе - 10 тысяч человек. То есть простора для строительства боулинг-центров хватает, главное, не ошибиться в потребностях игроков.
Традиционно центр для игры в боулинг не ограничен только дорожками, по которым катают шары. Вдобавок к игровой зоне посетителям предлагается ресторанная и детская, но на игру делается основной упор - выручка с одной дорожки составляет от 35 до 60 тыс. долларов в год в зависимости от расположения центра и его «проходимости». Для Владимира Анненкова основной критерий при выборе места под боулинг-центр – его расположение. Согласно концепции руководство «Космика» предпочитает создавать их или в рамках торговых комплексов, или же в городе, но в этом случае с особым тщанием подбирается помещение.
Кроме дороговизны, свободу арендаторов ограничивает специфическая архитектура города. «Для игры в боулинг необходимо просторное помещение без колонн, в котором могут разместиться 25-метровые дорожки шириной порядка трех метров, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД руководитель отделения «Тургеневское-4» департамента коммерческой недвижимости корпорации «ИНКОМ-Недвижимость» Юрий Усков. – В Москве (а «Космик» планирует увеличить число клубов и в столице. – ВЗГЛЯД) такие площади редкость».
Что касается торговых центров, размещение в которых считается приоритетным для «Космика», то создание в них боулинг-центров должно быть запланировано еще на этапе проекта всего сооружения. После утверждения архитектуры и начала строительства втиснуть дорожки не представляется возможным, уверен Юрий Усков.
Настроение оптимистичное
Боулинг-центр «Космик» (www.kosmic.ru) |
Именно поэтому на новые помещения Анненков и собирается потратить 100 млн. долларов, хотя, по мнению некоторых экспертов, на развитие сети хватило бы и суммы в 10 раз меньшей, чем назвал Анненков.
По данным президента развлекательной сети «Космик», при аренде помещения средний боулинг обходится в 3-4 млн. долларов, если площадь покупается, сумма возрастает до 6-8 млн. долларов. Следует отметить, что данные за аренду были приведены им по самому большому (почти 3 тыс. кв. метров) боулинг-центру «Космика» в Москве. Что же касается покупки недвижимости, то с учетом столичных цен 8 млн. долларов - «это вполне грамотный бюджет на покупку пустого помещения площадью немногим больше тысячи квадратных метров с подведенными коммуникациями», сообщил в интервью газете ВЗГЛЯД Сергей Блохин, старший консультант отдела брокериджа управления коммерческой недвижимости и девелопмента компании «МИЭЛЬ-Недвижимость».
«Если же использовать классическую схему покупки недвижимости, то при покупке помещения в регионах нужна сумма в два раза меньше», - полагает Сергей Блохин, если рассматривать вариант строительства одного боулинга в городе с населением 500 тыс. человек.
В случае аренды площадей стоимость квадратного метра в год варьируется от 350 до 600 долларов в зависимости от местоположения. Дороже всего снимать помещение в центре. Кроме того, когда арендодатель узнает, что помещение предназначено для развлекательного центра, он поднимает ставку минимум в три раза. То есть если обычное складское помещение можно снять в среднем за 150 долларов за метр квадратный в год, то для «развлеченцев» оно будет стоить уже 450 долларов.
Но несмотря на это, стратегический партнер «Космика» компания Brunswick Bowling&Billiards Corp. Russia настроена оптимистично. Директор по стратегическому развитию Brunswick Алексей Лазутин считает, что максимальная арендная ставка для боулинг-центра составляет 180 долларов за метр в год.
Вернуть вложенные средства «Космик» намерен в течение 3-5 лет. Для того чтобы окупилась стоимость помещений и оборудования (затраты на одну дорожку составляют 45 тыс. долларов), руководство компании намерено довести численность посетителей центров до 10 млн. в год (сейчас в «Космик» ходят 2 млн. человек за тот же период). При этом средняя загруженность одной дорожки – 7 часов в день, стоимость часа от 180 рублей в столице и не менее 100 рублей в региональных городах.
Единственное, что удивляет, так это непременное желание вложить средства в покупку недвижимости под боулинг-центры. Ведь при арендной плате, указанной аналитиками рынка, нагнать доходы арендуемых центров собственные центры компании смогут лишь через 13 лет. А если ориентироваться на оптимистичные цены за аренду, приведенные Алексеем Лазутиным, доходы собственных центров сравняются с доходами арендуемых и вовсе лишь спустя 30 лет.