Культура

23 января 2013, 18:53

Миронов раскритиковал новую школьную программу по литературе

Фото: РИА "Новости"

Вопрос о том, кого из классиков и современников стоит проходить в школе, дошел до парламента. Сергей Миронов на заседании Государственной думы раскритиковал первый вариант Федеральных государственных образовательных стандартов, который делает обязательным изучение текстов Пелевина и Улицкой. Но проблема не только в злополучном списке авторов.

Тема федеральных образовательных стандартов по литературе, которые, как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, вызвали нарекания педагогов, в среду вышла на парламентский уровень. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, выступая в Госдуме, подверг резкой критике примерную программу по русскому языку и литературе для старшеклассников.

Западный опыт лишний раз доказывает лишь одно: должна быть система базовых принципов по отношению к содержанию каждого из предметов

Миронов адресовал депутатам брошюру «Примерная программа среднего и полного общего образования. Русский язык и литература для 10–11-х классов», напомнив, что речь идет, по сути, о первой апробации Федеральных государственных образовательных стандартов, которые были утверждены «на исходе министерского срока» бывшего главы Минобрнауки Андрея Фурсенко и зарегистрированы в Минюсте при нынешнем главе ведомства Дмитрии Ливанове.

Лидер справороссов обратил внимание на отсутствие в методичке «таких писателей, как Куприн, Лесков, Алексей Толстой». «Шолоховский «Тихий Дон» будут изучать по отдельным избранным главам. Школьники никогда не прочитают «Медного всадника» Пушкина, гоголевских «Петербургских повестей», никогда не узнают «Дамы с собачкой» и «Человека в футляре» Чехова», – изложил он последствия использования этих рекомендаций.

При этом, считает Миронов, «особенно безжалостны авторы этой методички к литературе и поэзии второй половины XX века», поскольку, «по их понятиям, нашей молодежи абсолютно не нужны ни Довлатов, ни Конецкий, ни Астафьев, ни Высоцкий, ни Ахмадулина, ни Окуджава».

«Ничего этого нет. Причем нет не только в базовом курсе, но даже в углубленном курсе для специальных литературных гимназий и так далее ничего этого нет», – подчеркнул он, обратив при этом внимание, что «зато есть модный Пелевин и Маканин». «Это абсолютно не те книги, которые должны быть обязательны для школьной программы», – убежден лидер «Справедливой России».

Он добавил также, что «то, что творит новый министр образования, хотя уже скоро будет год как он министр, мне представляется настоящим вредительством». «И мне представляется, что нам эту «ливановщину» нужно кончать», – заявил Миронов, подтвердив позицию своей фракции о немедленной отставке Ливанова.

Он также призвал коллег «возвысить голос ради русской литературы, в защиту гуманитарного знания». В частности, по его мнению, профильному думскому комитету необходимо заняться этим вопросом, например провести парламентские слушания.

Позицию Миронова в отношении программы по литературе поддержали и единороссы, его давние и последовательные противники. «Сергей Михайлович сегодня на пленарном заседании высказал свою гражданскую позицию. Лично меня также тревожит, что моя дочь и сын в школе вместо великих произведений Пушкина, Чехова, Шолохова, Куприна, Довлатова будут проходить Пелевина и Эппеля», – заявил секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, высказав убеждение, что такие же чувства «испытывают и подавляющее большинство учителей и  родителей».

Министерство образования предлагает на уроках литературы в школе сделать упор на современных авторов (Улицкая, Пелевин, Лукьяненко), сократив количество произведений русской литературы XIX века. Одобряете ли вы такой подход?



Проголосовать
«Не хотел бы сейчас рассуждать о литературных достоинствах творчества предлагаемых к изучению чиновниками от образования современных авторов, хотя они у многих вызывают сомнения», – заметил секретарь генсовета партии, которого цитирует сайт «Единой России».

Новое вино и старые мехи

Судя по всему, Министерство образования, которое по-прежнему никак не объясняет свои действия и недоступно для комментариев, ориентируется на западный опыт, где литература, как традиционно принято считать, является скорее вспомогательным предметом. Однако в этой модели обучения есть свои нюансы.

О том, как выстроены программы по литературе за рубежом, газете ВЗГЛЯД рассказал преподаватель одной из средних школ Германии Илья Файденберг, эмигрировавший из России в начале 90-х.

«Я знаком с американской системой, насколько вообще возможно говорить о единой системе в их случае, с британской и немецкой. Их объединяет гораздо более спокойное отношение к литературе, чем в России. Литература чаще всего прямо интегрирована с каким-то другим предметом, чаще всего – с языком, на котором она написана, но бывают и иные случаи. Где-то книги для чтения даются в курсе риторики, например, существуют такие программы. Самое важное, что стоит отметить: школы очень автономны в выборе программ, в подборе методик, а уж в случае со «списком чтения» – и подавно», – так объяснил Файденберг фундаментальные различия российской школьной системы и западной.

«Вот, например, я учу физике, тут все стандартизировано, но мои ученики – это гимназия, девятый класс, – продолжает преподаватель, – очень-очень долго, несколько месяцев разбирали на уроках языка (литературы нет) тему «Город», то есть как именно функционировал город в литературных текстах. Кроме немцев, того же Германа Гессе или Гете, который, разумеется, изучается по самым разным темам, проходили и Густава Майринка, и все того же Достоевского («Преступление и наказание»)».

По словам Файденберга, важная часть преподавания литературы в школах Франции – не столько содержание произведения, сколько технический анализ текста: «Учат знать, как это сделано, а набор для старшей школы может варьироваться, но обязательны Мольер, почти везде есть Альбер Камю и классики XIX века, Золя, Флобер, Дюма, и проходят их тоже очень долго, нет никакой «поточной системы». Любой текст разбирается до основания, анализируется детально. Обычно в гуманитарных классах дается восемь часов «языка-литературы», в остальных – два или четыре».

«В США все очень сложно и зависит от школы. Как и в Великобритании. Главный автор – Шекспир, он проходится максимально подробно. Причем важно отметить, что хронологический принцип уже очень редко соблюдается. Самый распространенный пример: «Ромео и Джульетту» проходят в российском аналоге шестого–седьмого классов, а «Гамлета» – в 11-м, это представляется мне очень разумным. В США и Великобритании, если ученик выбирает естественнонаучное направление в старшей школе, литературу он тоже учит, но по усеченной программе, которую составляет школа. Однако обычно список «летнего чтения» для 9–12-х классов серьезен и обширен», – заявил Файденберг, уточнив, что миф о том, что американцы и европейцы плохо начитанны, «нужно оставить на совести его создателей».

Логику Министерства образования преподаватель из Германии считает «более чем странной».

«Вы поймите, что западная система обучения – вообще другая. Там куда больше автономии, но там не министерство – «заказчик», а университеты, от научного сообщества очень многое зависит. И, хотел бы отметить, осовременивания литературы почти нигде нет: современные авторы разбираются, но представить себе фамилию «Эппель» в каком-нибудь списке довольно трудно. Широкое общественное обсуждение, пристальное внимание родителей и вузов – это позволяет сбалансировать систему, никаких особенных перекосов в ней нет. При этом во Франции никого не смутит изучение испанского драматурга XVII века Педро Кальдерона – почему-то не считается, что он будет непонятен. Так что, я думаю, не трогали бы они литературу, целее бы были. Российская образовательная система слишком специфична, ее не переделаешь на американский манер, потому что для начала нужно, чтобы в каждой области, как в каждом штате, были свои законы», – подвел итог Файденберг.

Не только литература

В свою очередь Александр Абрамов, публицист, советник генерального директора издательства «Просвещение», в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что ультралиберальная идея Министерства образования о том, что «школы должны быть настолько свободны, что могут создавать программы, в России на практике нерешаема». С порочностью этой идеи Абрамов связал и многочисленные странности, которые сопровождают ФГОСы со дня их принятия.

«Проблема существенно выходит за рамки литературного образования, – полагает Абрамов. – Все возбудились по поводу конкретных решений, связанных с классиками, но проблема много-много глубже. Документ, который мы обсуждаем, «примерная программа по литературе», является следствием другого решения. Еще Андрей Фурсенко, уже будучи и. о. министра, принял «стандарты для высшей школы», абсолютно бредовый документ. А «примерная программа» – это одна из 17 примерных программ по разным предметам. Спорность программы по литературе очевидна, но то же самое относится и к другим подобным документам».

Абрамов, автор классического учебника по математике, по которому училось не одно поколение школьников, объяснил, что общая непроработанность программ состоит в том, что количество часов на предмет сокращается, а количество информации возрастает.

«Ситуация с ФГОСами обозначила катастрофу в образовании. Как развиваться школе? Мы движемся в тупик, – полагает математик. – Западный опыт лишний раз доказывает лишь одно: должна быть система базовых принципов по отношению к содержанию каждого из предметов. Это может быть содержательный и не слишком длинный документ, но его сегодня нет. Уже на основании этого документа должна строиться система степеней свободы и, главное, создание условий для этой свободы».

«Что происходит вместо этого? Полностью разрушена система учебно-методической литературы. Нет профессиональных сообществ, зайдите в магазин педагогической книги: там вы найдете безумное количество материалов по ЕГЭ, но нет нормальной методики преподавания литературы, кроме книги Льва Айзермана, изданной слишком маленьким тиражом», – заявил Абрамов, добавив, что единственным выходом он видит официальное признание несостоятельности образовательной реформы и наказание ответственных за ее создание и воплощение в жизнь.

Не сомневается Абрамов и в том, что нынешнее Министерство образования должно быть распущено. «Вместо него нужно воссоздать Министерство народного просвещения и пригласить туда не чиновников, а ответственных ученых», – подытожил собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Само же министерство на громкий скандал вокруг школьной литературы никак не отреагировало, и, если принять во внимание слова Александра Абрамова, стоит думать, что с Пушкина и Пелевина история только начинается.

Текст: Михаил Бударагин

Вам может быть интересно

В Киеве прогремели новые взрывы
Темы дня

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Кадыров призвал показать Украине и Западу «убийственную мощь» российского оружия

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

Трамп предложил нового кандидата на пост генпрокурора США

Избранный президент США Дональд Трамп сообщил, что выдвигает кандидатуру бывшего прокурора штата Флорида Пэм Бонди на должность министра юстиции – генпрокурора США после того, как конгрессмен Мэтт Гетц заявил о самоотводе.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?