Культура

Андрей Дмитриев
писатель

«Деревня пока еще есть»

5 декабря 2012, 21:05

Престижную литературную премию Андрей Дмитриев получил за роман «Крестьянин и тинейджер», погружающий читателя в жизнь российского села. Герои книги – сельский житель средних лет и городской подросток, уехавший в деревню с целью переждать призыв в армию.

Деревенской прозы в этом смысле уже давно не существует. Она сошла на нет, перешла в какую-то ксенофобию

ВЗГЛЯД: Ваш роман во многом посвящен нынешнему положению дел в российской деревне. Чем объяснить, что автором резонансного произведения на такую тему оказались вы – городской писатель, житель мегаполиса?

Андрей Дмитриев: На самом деле, я хорошо знаю деревню. Я – псковский мальчик,  провел большую часть детства на Псковщине в разных деревнях, куда ездил каждое лето. Подолгу жил в деревнях Тверской области, неплохо знаю деревенскую жизнь Ленинградской, Новгородской, Смоленской областей. То есть моя географическая «привязка» – Запад и Северо-Запад. Я провел в деревнях значительную часть жизни, и нарисованная мной картина – отчасти собирательная. Деревня, которая описана в романе, – это примерно то место, где живет писатель Глеб Шульпяков, у него там дом. А трехэтажку, которая упоминается в тексте, я взял из села Никульчино Починковского района Смоленской области (это, кстати, те края, где родился Твардовский). Там три бетонные трехэтажки – впрочем, не знаю, стоят ли они до сих пор. Я взял одну. Но в основном место действия «Крестьянина и тинейджера» – это тверская деревня. Тверская область, Вышневолоцкий район. Вообще я плохо придумываю, я не выдумщик. Пишу в основном с натуры.

ВЗГЛЯД: 4 декабря, в день, когда вы стали лауреатом «Букера», умер Василий Белов – один из самых заметных писателей-деревенщиков. По-вашему, жива ли традиция деревенщиков в современной русской литературе? И если да, то кто ее продолжает – может быть, вы?

А.Д.: Нет, я, конечно, не являюсь ее продолжателем. Деревенская проза и проза о деревне – это разные вещи. То, что называют деревенской прозой, основано на неком мифе. Под мифом я в данном случае подразумеваю не вранье, а определенную конструкцию, модель мира.

Миф этот был задан, по большому счету, двумя произведениями, которые написали два городских человека. Одно из них – это рассказ Юрия Казакова «Запах хлеба», а другое – рассказ Солженицына «Матренин двор». Там существенно противопоставление города и деревни: город – это упадок и растление, а в деревне живут праведники, деревня сохраняет подлинную жизнь. Не могу сейчас подробно теоретизировать, но в целом вся деревенская проза, конечно, основана именно на этом. И, конечно, речь в ней идет также о трагедии деревни. Деревни, уничтожаемой властью и пожираемой городом.

Думаю, что деревенской прозы в этом смысле уже давно не существует. Она сошла на нет, перешла в какую-то ксенофобию. Впрочем, что с ней произошло – это отдельный вопрос, довольно сложный. Если говорить о каком-то продолжении, о том, что осталось, то я бы назвал Бориса Екимова. Это, может быть, единственный большой, мощный писатель, который по-прежнему пишет о деревенских жителях. Конечно, это уже не та деревенская проза, что была в 1970-х, но все-таки, поскольку деревня пока еще есть, есть и литература о ней.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: А писатели младшего поколения о деревне не пишут?

А.Д.: Сложный вопрос. Могу назвать уральского писателя Евгения Касимова, получившего в этом году премию «Ясная поляна». Распутину присудили эту премию в номинации «Современная классика», мне – в номинации «Детство. Отрочество. Юность», а Касимову – в номинации «XXI век». Касимов – интересный автор. Но это не то чтобы проза о деревне, это разговор о людях. Я вообще делю всю литературу на ту, которая о людях, и ту, которая является умозрительной. На литературу о себе, о собственных фрустрациях и литературу о других. Это две разные литературы. Я пишу о других. А Пелевин, например, пишет о себе.

ВЗГЛЯД: По-вашему, можно ли надеяться, что нынешний упадок деревни будет преодолен?

А.Д.: Понимаете, Россия очень разная. Я был весной в Чувашии и видел тамошнее село – три тысячи домов, жил там в татарской семье. В соседних селах – примерно по 700 домов, по местным меркам немного. Конечно, там плохо с работой, люди уезжают в Нижний Новгород, в Казань, в Москву. Но потом они все-таки возвращаются в село, их дом там. Если говорить о деревне, то мне кажется, что в этих краях, в Поволжье, остается что-то живое.

А что касается нашей северо-западной и западной деревни, то она практически обречена. Когда Вячеслав Глазычев незадолго до своей смерти сказал, что Псковская область будет присоединена к Ленинградской по причине отсутствия людей, это был для меня шок, но мне было ясно, о чем он говорит. Ведь я помню, как в пору моего детства Великолукскую область присоединили к Псковской. Понимаете, какова тенденция? С этим ничего нельзя сделать.

Жизнеспособны лишь те территории, где группируется большое количество людей, как в той же Чувашии. Там живут чуваши, татары, мордва, русские старообрядцы. Они живут вместе, сидят за одним столом. Конечно, подначивают друг друга. Но они как-то сосуществуют, и дай Бог, чтобы сосуществовали дальше. Или вот, например, Борис Екимов пишет про казачьи деревни, где еще остается какой-то драйв. А Псковская область, Тверская, Новгородская – там хана, там все очень депрессивно. Думаю, что пока в России не сменится режим правления и не появится пространство для настоящей, деятельной свободы, такие регионы будут обречены. Потому что соответствующие инстанции в России заняты не какой-то полезной деятельностью, а удобствами управления.

ВЗГЛЯД: Среди членов жюри «Букера» был Роман Сенчин – автор трагического романа «Елтышевы», который тоже посвящен деревне, а конкретнее – ее  упадку и гибели. «Елтышевыми» многие восхищались, но, тем не менее, эта книга не только не взяла в свое время «Букер», но и вообще, по-моему, не произвела того эффекта, который могла бы произвести. Не кажется ли вам, что общество равнодушно к этой тематике, что судьба деревни нынешних горожан не интересует?

А.Д.: Мне кажется, что сейчас, после весны 2012-го, в обществе что-то сдвинулось, и оно потянулось к разговору о бинарных оппозициях, о том, что есть добро и зло, что есть ложь и правда. Ранее это считалось несущественным. Я как педагог по студентам вижу, что перемены действительно происходят. За последние три года студенты изменились: они стали читать. Лет пять назад этого не было. Так что в обществе, мне кажется, наметились правильные, хорошие тенденции. А что касается «Елтышевых», то это замечательный, сильный роман, и это тот редкий случай, когда писатель из поколения 30-40-летних вырос, стал более зрелым. Раньше Сенчин писал о своих личных обидах, а в «Елтышевых» он написал о людях.

ВЗГЛЯД: Как вы думаете, есть ли у вас шанс повлиять вашей книгой на общественный климат, на степень осознания тех проблем, которые в ней обозначены? И вообще, может ли литература в наши дни что-то изменить?

А.Д.: Сама по себе литература изменить ничего не может, хотя, с другой стороны, в свое время она изменила мир. Ведь именно литература, по большому счету, совершила Великую французскую революцию, а также все, что за ней последовало. Но если говорить о том, влияют ли книги непосредственно, сразу, то это, конечно, происходит далеко не всегда. Великая французская литература, литература энциклопедистов, создала сегодняшнюю Францию. И больше литература во Франции не нужна – нужны вино, сыр, футбол. А литература свое дело уже сделала. То есть она работает долго.

Если же говорить о непосредственном, быстром влиянии, то литература может помочь отдельно взятому человеку. Ведь что такое процесс чтения? Это примерно как игра музыканта по партитуре, только партитура в данном случае – это текст, а инструмент – это опыт, личная жизнь и воображение читателя. Мы не можем отследить, как и кому литература помогает или не помогает. Но вот я, например, много наблюдаю за тем, как ругаются люди в толпе – люди, которые никогда не читали книг. Вся их ругань взята из литературы. Опосредованные цитаты, крылатые фразы и т.д. Что именно и откуда взято, уже не важно. Но литература разлита в мире подобно тому, как в воздухе разлит азот, присутствующий в нем наряду с кислородом. Мы его не чувствуем, но жить без него не можем. Мир литературен, что бы сейчас ни говорили про гаджеты. Гаджеты ведь тоже литературны.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

FT: Венгрия заблокировала еврокредит Украине на 90 млрд евро
Темы дня

Избиратели ЕС отказываются финансировать подготовку «войны с Россией»

Генералитет стран ЕС и Великобритании заявляет о необходимости «сложных решений», которые скажутся в итоге на кармане каждого европейского обывателя. Речь идет о резком повышении военных расходов из-за «российской угрозы» – и снижении, соответственно, мер социальной поддержки. Уже сейчас видно, что обыватель с таким подходом категорически не согласен: свой карман ему гораздо дороже.

США блефуют о подводной слабости перед Китаем

Американские СМИ бьют тревогу – согласно докладу авторитетной организации, впервые Китай обогнал США по количеству спускаемых на воду подводных лодок. С одной стороны, это действительно признак кризиса американских ВМС. Но при более внимательном рассмотрении легко заметить, что реальная причина таких публикаций – вовсе не слабость США.

Дмитриев назвал мозг президента Финляндии Стубба «слишком маленьким»

Медведев о Каллас: С этим человеком не общаются даже коллеги

Агроном рассказал огородникам, где брать дешевые и хорошие семена для рассады

Новости

В числе погибших на Байкале оказалась семья из Китая

В числе жертв трагедии на Байкале оказалась семья туристов из Китая, включая ребенка 14 лет, сообщил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

Установлен залетевший в Россию неизвестный лайнер из США

Неизвестный американский самолет, летевший из Вашингтона и пересекший Россию с севера на юг, а затем приземлившийся в Ташкенте, оказался бортом, на котором президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев вернулся из США, следует из данных онлайн-сервиса FlightAware.

Усадьбу Воронцовых-Дашковых в Подмосковье продали на торгах

Исторический комплекс XVIII-XIX веков в селе Быково Московской области на торгах приобрел предприниматель Михаил Масловский, сумма сделки составила 270 млн рублей, сообщил ДОМ.РФ.

Европа передаст Украине выведенные из эксплуатации ТЭЦ

Украинская делегация договорилась о получении выведенного из эксплуатации оборудования с шести европейских ТЭЦ и ТЭС, заявил министр энергетики Украины Денис Шмыгаль.

Пленный боевик «Айдара» назвал руководителей расстрелами «Беркута» на Майдане

Подполковник управления внутренних дел Львовской области Владимир Стефура руководил расстрелами бойцов «Беркута» на Майдане в Киеве, рассказал пленный боевик «Айдара» (признан экстремистским и террористическим, запрещен в России) Николай Гавриляк.

Верховный суд США признал незаконными пошлины Трампа против других стран

Верховный суд США постановил, что администрация президента Дональда Трампа превысила полномочия при введении импортных пошлин по закону о чрезвычайном положении.

Хинштейн: Осужденные по делу о фортификациях подрывали безопасность страны

Осужденные топ-менеджеры компании «Корпорации развития Курской области» по делу о растрате при строительстве фортификаций в Курской области подрывали обороноспособность и безопасность страны, заявил губернатор региона Александр Хинштейн.

Москвича оштрафовали за намаз в коридоре суда Москвы

Жителю Москвы назначили штраф 3 тыс. рублей за проведение религиозного обряда прямо в коридоре Нагатинского районного суда.

Путин на заседании Совбеза попросил Мединского огласить итоги переговоров в Женеве

Президент России Владимир Путин на заседании Совбеза поручил своему помощнику Владимиру Мединскому подробно рассказать о ходе и результатах женевских переговоров по Украине.

США сняли F-35 с учений в Норвегии из-за переброски сил к Ирану

Американские ВВС решили не отправлять часть своих самолетов, включая F-35, на маневры НАТО в Скандинавии из-за ситуации на Ближнем Востоке.

Эксперт объяснил интерес Саудовской Аравии к обогащению урана

Возможное сотрудничество США и Саудовской Аравии в сфере обогащения урана – это попытка Белого дома не потерять статус особых взаимоотношений и взять под контроль амбиции королевства, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Алексей Анпилогов. Ранее стало известно, что Саудовская Аравия может получить право на обогащение урана в рамках готовящегося ядерного соглашения с США.

Летчик Су-34 Криштоп рассказал о пытках в плену на Украине

Российский летчик Максим Криштоп после катастрофы Су-34 под Харьковом в марте 2022 года провёл год в украинских тюрьмах, где подвергался жестоким пыткам.
Мнения

Дмитрий Родионов: Будет ли Франция отвоевывать Африку

Нигер объявил войну Франции – с такими заголовками вышли миллионы публикаций. Формально это не так, да и вообще не очень понятно, с кем Нигер собрался воевать: французских войск в стране нет. Однако война Африки с колониализмом, действительно, продолжается.

Ольга Андреева: Почему зумеры оказались глупее родителей

Цифровой мир – это мир информации, а не знаний. В чем тут разница, молодежь просто не может взять в толк. С их точки зрения, информация и знания – это одно и то же.

Юрий Мавашев: В визите Вэнса в Армению и Азербайджан больше шума

Алармизм в патриотическом сегменте сети по итогам визита американского вице-президента в Закавказье зашкаливает. Кажется, американская пропаганда со своими нарративами об «изменении баланса сил на Кавказе» многих комментаторов просто околдовала.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов