Культура

21 января 2011, 16:28

Артем Овчаренко: Тело должно утрировать чувства

Фото: ИТАР-ТАСС

«Нельзя прийти в театр и сразу заявить: все, я принц. Мы приходим из школы деревянными, сцена помогает нам раскрыться. Но для этого, конечно, должны быть определенные задатки, плюс наработанные утонченность и аристократизм», – рассказал газете ВЗГЛЯД первый солист Большого театра Артем Овчаренко в преддверии своего очередного дебюта.

За четыре сезона в балетной труппе Большого театра 24-летний Артем Овчаренко прошел стремительный путь от артиста кордебалета до первого солиста, на его счету – более десяти ведущих партий, в числе которых Щелкунчик-принц, Ромео, Петрушка, Джеймс («Сильфида»), Таор («Дочь фараона»). 22 января этот список пополнится партией графа Альберта («Жизель»).

Я ни с кем не конкурирую. Ведь задача состоит в том, чтобы ты станцевал лучше всех, а не все станцевали хуже тебя

Накануне премьеры Артем рассказал газете ВЗГЛЯД о том, каких жертв требует искусство от артиста балета, чем нужно «убивать» своих соперников и почему ему не по пути с Николаем Цискаридзе.

ВЗГЛЯД: Артем, что особенного для вас в этом дебюте?

Артем Овчаренко: «Жизель» для меня уже 11-й или 12-й балет по счету. И если во время первых спектаклей я испытывал волнение, страх перед сценой, зрителями, своими ошибками, то теперь этого нет. Для меня очередной балет – это раскрытие самого себя с другой стороны. Образ графа Альберта настолько необыкновенен, что сколько я буду танцевать, столько и буду рисовать его.

ВЗГЛЯД: И что помогает вам в работе над ним?

А.О.: Скорее, не что, а кто. Мой педагог Николай Борисович Фадеечев. Он из русской, старой балетной школы, подготовил целую плеяду премьеров, которые танцевали партию Альберта, и сам в свое время исполнял ее. С его советами создать образ гораздо проще, чем если бы я делал все сам, с нуля. Каждый прыжок, каждый жест в этой партии должен быть оправдан, наполнен необходимым смыслом, и Николай Борисович объясняет, что и для чего конкретно нужно сделать.

ВЗГЛЯД: Плюс, наверное, влияет личный опыт?

А.О.: Естественно, всегда легче передать то, что ты уже испытывал сам. Но все-таки сцена – это немножко другое. Все твои душевные переживания, как правило, отражаются на лице, в глазах, но этого не будет видно с верхнего яруса. Твое тело должно утрировать чувства, чтобы до зрителя дошло, что именно ты хотел сказать конкретным жестом или прыжком. Моим первым эмоциональным взрывом в балете была партия Ромео с его бешеной влюбленностью, и Фадеечев доставал из меня буквально все эмоции, которые только можно было достать.

ВЗГЛЯД: Про вас говорят, что вы из породы классических балетных принцев. Что это значит?

Артем Овчаренко: Моим первым эмоциональным взрывом в балете была партия Ромео (фото: пресс-служба Большого Театра)

А.О.: Нельзя прийти в театр и сразу заявить: все, я принц. Мы приходим из школы деревянными, сцена помогает нам раскрыться, вырасти, стать теми самыми «принцами». Но для этого, конечно, должны быть определенные задатки: телосложение, размеры рук, ног, головы, торса, личные повадки... Плюс наработанные утонченность, изящество, аристократизм. И когда все это сочетается в артисте балета, он выходит на сцену, и все понимают – вот это принц.

ВЗГЛЯД:  Искусство требует жертв. А каких жертв оно уже потребовало от вас?

А.О.: Балет – это не спорт. Это именно искусство, включающее в себя музыкальный стиль, актерское мастерство, техническую базу. И самая значительная жертва – то, что ты в буквальном смысле слова вкладываешь всю свою жизнь в это искусство. Чтобы добиться в балете реальных успехов, надо всецело полюбить его, стать его фанатом. Он всегда должен оставаться для тебя на первом месте, если ты не хочешь стать вторым в этом театре.

Режим – еще одна жертва. Никакого неправильного питания, никаких бессонных ночей – все это неизбежно повлечет за собой травмы, проблемы. Уж если ты пришел в театр – поставь перед собой задачу, чего конкретно ты от него хочешь. Кому-то достаточно всю жизнь танцевать в кордебалете, для этих артистов допустимы послабления в режиме. Но тут, как говорится, каждый выбирает сам.

ВЗГЛЯД: Слышала, что педикюр для вас – непозволительная роскошь. От чего еще приходится отказываться?

А.О: (смеется) Педикюр я, собственно, и так никогда не делал, сам стригу ногти. Но и здесь есть, конечно, свои нюансы. Если остричь их очень коротко, то в мягких балетных туфлях, в которых танцуют мужчины, будет больно даже к полу прикасаться, не говоря уже о прыжках. Совершив раз подобную ошибку, ты больше ее не повторишь – все приходит с опытом.

Естественно, артисты балета вынуждены отказываться от всех развлечений, которые потенциально травматичны. Сноуборд, коньки, ролики, прыжки с парашютом – все это до поры до времени отходит на задний план. Но меня сей факт не огорчает – все прелести этого огромного мира еще впереди.

ВЗГЛЯД: Но балет и сам по себе потенциально травматичен...

А.О.: Стараюсь бережно и с умом относиться к ногам. Все травмы – от неправильной работы и отсутствия режима. В единичных случаях это фактор невезения, когда человек может просто поскользнуться и упасть на ровном месте.

ВЗГЛЯД: Наверное, дополнительное давление оказывает конкуренция, которая столь высока в балете?

А.О.: Конкуренция – в голове у артиста. Я раз и навсегда для себя решил, что ни с кем не конкурирую. Ведь задача состоит в том, чтобы ты станцевал лучше всех, а не все станцевали хуже тебя. С этим настроением и этой мыслью надо готовить балет. У меня нет зависти к другим артистам. Я воспитываю себя, чтобы быть выше этого, поскольку понимаю: должно быть именно так, а не иначе. Твоя задача – качественно отработать партию, а не ставить кому-то палки в колеса.

Я стараюсь такие моменты обходить. Самая большая ошибка – поддаться. Это провал – как человека, как артиста. Я пришел в театр с конкретной целью – трудиться, делать балеты. Все. Остальное меня не касается. Естественно, одним я нравлюсь, другим – нет, это нормально, критика будет существовать во все времена. Но оставаться Человеком – это одна из самых больших проблем в театре. Ты попадаешь в огромный омут, в котором всё и все перевариваются. И должен раз и навсегда сделать выбор – что бы ни случилось, ты пришел сюда работать. Других мыслей быть не должно.

ВЗГЛЯД: А как же мнение о том, что чтобы выжить на сцене, надо уметь убивать своих соперников?

А.О.: Надо убивать их своим трудом. И никак иначе.

ВЗГЛЯД: А что за история вышла у вас с Цискаридзе? Вы были его первым учеником, он возлагал на вас надежды. А потом между вами произошел конфликт, в результате которого вы сменили педагога...

А.О.: Просто в какой-то момент я понял, что мы с ним очень разные. Он репетирует иначе, чем мне хотелось бы. Я человек уравновешенный, мне нужно начинать тихо, спокойно и далее по нарастающей. Так, как я работаю сейчас с Фадеечевым. Такие репетиции устраивают меня на 100%, я вижу реальный результат и понимаю, что нашел своего педагога. А Цискаридзе... Он, конечно, очень профессиональный человек. Просто нам не по пути. Я благодарен ему за пройденные вместе шаги, за наши победы и спектакли. И все на этом. Я сделал выбор, который стал ключевым в моей карьере. Назад дороги нет.

ВЗГЛЯД: Кстати, Цискаридзе неоднократно говорил, что если танцор к 23 годам не сделал карьеры, то у него нет будущего в балете. Вам недавно исполнилось 24... Оцените сами себя, свои достижения.

А.О.: Это спорный вопрос по поводу 23 лет. В этом возрасте ты попросту не сможешь станцевать все балеты, которые хотелось бы. Это нереально. И до 23 можно, конечно, выстрелить, как торпеда, но в 26 придут те балеты, которые сейчас тебе просто не по силам. Всему свое время. Каждый день – это возможность нового роста. Удалось одно – ищи другое. Даже если ты достиг в нашей профессии хорошего уровня, остановился и держишь полученный статус – это все равно регресс. Я в последние два года прилагаю большие усилия. В позапрошлом году подготовил четыре балета, в прошлом сезоне – шесть, и в этом будет три–четыре премьеры. Помимо этого, продолжаю танцевать ранее сделанные партии. Нужно всегда идти вперед. В то же время выше головы человек не прыгнет...

ВЗГЛЯД: То есть у вас нет цели достичь уровня премьера?

А.О.: Это не цель и не главная моя задача в театре. Это должно прийти со временем, быть заслужено собственным горбом. Каждому из нас, приходящих в Большой театр, дается уникальный шанс показать себя. Кто-то использует эту возможность не на полную. Бывает, что и судьба поступает с артистами несправедливо: случается, к примеру, травма, за ней приходит внутренняя разруха. Слабый духом человек просто ломается. Но если тебе суждено и при этом ты много и качественно работаешь, ты станешь премьером.

Текст: Мария Меринова

Вам может быть интересно

Спецназ начал разгонять акцию протеста у здания парламента в Тбилиси
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Столтенберг призвал изменить механизмы помощи Украине из-за неудач

Североатлантическому альянсу необходимо изменить механизмы оказания помощи Киеву из-за допущенных ранее провалов, заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance осужден в США

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance Чжао Чанпэн приговорен федеральным судом Сиэтла к четырем месяцам тюрьмы, сообщили СМИ.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

Американист: США ищут способы обхода собственных антироссийских санкций

Рост цен на бензин внутри США негативно сказывается на перспективах Байдена в рамках предстоящих выборов. Поэтому Вашингтон ищет способы обхода собственных санкций для стабилизации ситуации в стране, сказал газете ВЗГЛЯД американист Малек Дудаков. Ранее минфин США временно разрешил производить расчеты с российскими банками по энергетике.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Трампа оштрафовали за комментарии по делу о выплатах порнозвезде

Суд Нью-Йорка выписал штраф бывшему президенту США Дональду Трампу за комментарии по делу о выплатах порноактрисе Сторми Дэниэлс, сообщил телеканал CNN.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?