Культура

21 января 2011, 16:28

Артем Овчаренко: Тело должно утрировать чувства

Фото: ИТАР-ТАСС

«Нельзя прийти в театр и сразу заявить: все, я принц. Мы приходим из школы деревянными, сцена помогает нам раскрыться. Но для этого, конечно, должны быть определенные задатки, плюс наработанные утонченность и аристократизм», – рассказал газете ВЗГЛЯД первый солист Большого театра Артем Овчаренко в преддверии своего очередного дебюта.

За четыре сезона в балетной труппе Большого театра 24-летний Артем Овчаренко прошел стремительный путь от артиста кордебалета до первого солиста, на его счету – более десяти ведущих партий, в числе которых Щелкунчик-принц, Ромео, Петрушка, Джеймс («Сильфида»), Таор («Дочь фараона»). 22 января этот список пополнится партией графа Альберта («Жизель»).

Я ни с кем не конкурирую. Ведь задача состоит в том, чтобы ты станцевал лучше всех, а не все станцевали хуже тебя

Накануне премьеры Артем рассказал газете ВЗГЛЯД о том, каких жертв требует искусство от артиста балета, чем нужно «убивать» своих соперников и почему ему не по пути с Николаем Цискаридзе.

ВЗГЛЯД: Артем, что особенного для вас в этом дебюте?

Артем Овчаренко: «Жизель» для меня уже 11-й или 12-й балет по счету. И если во время первых спектаклей я испытывал волнение, страх перед сценой, зрителями, своими ошибками, то теперь этого нет. Для меня очередной балет – это раскрытие самого себя с другой стороны. Образ графа Альберта настолько необыкновенен, что сколько я буду танцевать, столько и буду рисовать его.

ВЗГЛЯД: И что помогает вам в работе над ним?

А.О.: Скорее, не что, а кто. Мой педагог Николай Борисович Фадеечев. Он из русской, старой балетной школы, подготовил целую плеяду премьеров, которые танцевали партию Альберта, и сам в свое время исполнял ее. С его советами создать образ гораздо проще, чем если бы я делал все сам, с нуля. Каждый прыжок, каждый жест в этой партии должен быть оправдан, наполнен необходимым смыслом, и Николай Борисович объясняет, что и для чего конкретно нужно сделать.

ВЗГЛЯД: Плюс, наверное, влияет личный опыт?

А.О.: Естественно, всегда легче передать то, что ты уже испытывал сам. Но все-таки сцена – это немножко другое. Все твои душевные переживания, как правило, отражаются на лице, в глазах, но этого не будет видно с верхнего яруса. Твое тело должно утрировать чувства, чтобы до зрителя дошло, что именно ты хотел сказать конкретным жестом или прыжком. Моим первым эмоциональным взрывом в балете была партия Ромео с его бешеной влюбленностью, и Фадеечев доставал из меня буквально все эмоции, которые только можно было достать.

ВЗГЛЯД: Про вас говорят, что вы из породы классических балетных принцев. Что это значит?

Артем Овчаренко: Моим первым эмоциональным взрывом в балете была партия Ромео (фото: пресс-служба Большого Театра)

А.О.: Нельзя прийти в театр и сразу заявить: все, я принц. Мы приходим из школы деревянными, сцена помогает нам раскрыться, вырасти, стать теми самыми «принцами». Но для этого, конечно, должны быть определенные задатки: телосложение, размеры рук, ног, головы, торса, личные повадки... Плюс наработанные утонченность, изящество, аристократизм. И когда все это сочетается в артисте балета, он выходит на сцену, и все понимают – вот это принц.

ВЗГЛЯД:  Искусство требует жертв. А каких жертв оно уже потребовало от вас?

А.О.: Балет – это не спорт. Это именно искусство, включающее в себя музыкальный стиль, актерское мастерство, техническую базу. И самая значительная жертва – то, что ты в буквальном смысле слова вкладываешь всю свою жизнь в это искусство. Чтобы добиться в балете реальных успехов, надо всецело полюбить его, стать его фанатом. Он всегда должен оставаться для тебя на первом месте, если ты не хочешь стать вторым в этом театре.

Режим – еще одна жертва. Никакого неправильного питания, никаких бессонных ночей – все это неизбежно повлечет за собой травмы, проблемы. Уж если ты пришел в театр – поставь перед собой задачу, чего конкретно ты от него хочешь. Кому-то достаточно всю жизнь танцевать в кордебалете, для этих артистов допустимы послабления в режиме. Но тут, как говорится, каждый выбирает сам.

ВЗГЛЯД: Слышала, что педикюр для вас – непозволительная роскошь. От чего еще приходится отказываться?

А.О: (смеется) Педикюр я, собственно, и так никогда не делал, сам стригу ногти. Но и здесь есть, конечно, свои нюансы. Если остричь их очень коротко, то в мягких балетных туфлях, в которых танцуют мужчины, будет больно даже к полу прикасаться, не говоря уже о прыжках. Совершив раз подобную ошибку, ты больше ее не повторишь – все приходит с опытом.

Естественно, артисты балета вынуждены отказываться от всех развлечений, которые потенциально травматичны. Сноуборд, коньки, ролики, прыжки с парашютом – все это до поры до времени отходит на задний план. Но меня сей факт не огорчает – все прелести этого огромного мира еще впереди.

ВЗГЛЯД: Но балет и сам по себе потенциально травматичен...

А.О.: Стараюсь бережно и с умом относиться к ногам. Все травмы – от неправильной работы и отсутствия режима. В единичных случаях это фактор невезения, когда человек может просто поскользнуться и упасть на ровном месте.

ВЗГЛЯД: Наверное, дополнительное давление оказывает конкуренция, которая столь высока в балете?

А.О.: Конкуренция – в голове у артиста. Я раз и навсегда для себя решил, что ни с кем не конкурирую. Ведь задача состоит в том, чтобы ты станцевал лучше всех, а не все станцевали хуже тебя. С этим настроением и этой мыслью надо готовить балет. У меня нет зависти к другим артистам. Я воспитываю себя, чтобы быть выше этого, поскольку понимаю: должно быть именно так, а не иначе. Твоя задача – качественно отработать партию, а не ставить кому-то палки в колеса.

Я стараюсь такие моменты обходить. Самая большая ошибка – поддаться. Это провал – как человека, как артиста. Я пришел в театр с конкретной целью – трудиться, делать балеты. Все. Остальное меня не касается. Естественно, одним я нравлюсь, другим – нет, это нормально, критика будет существовать во все времена. Но оставаться Человеком – это одна из самых больших проблем в театре. Ты попадаешь в огромный омут, в котором всё и все перевариваются. И должен раз и навсегда сделать выбор – что бы ни случилось, ты пришел сюда работать. Других мыслей быть не должно.

ВЗГЛЯД: А как же мнение о том, что чтобы выжить на сцене, надо уметь убивать своих соперников?

А.О.: Надо убивать их своим трудом. И никак иначе.

ВЗГЛЯД: А что за история вышла у вас с Цискаридзе? Вы были его первым учеником, он возлагал на вас надежды. А потом между вами произошел конфликт, в результате которого вы сменили педагога...

А.О.: Просто в какой-то момент я понял, что мы с ним очень разные. Он репетирует иначе, чем мне хотелось бы. Я человек уравновешенный, мне нужно начинать тихо, спокойно и далее по нарастающей. Так, как я работаю сейчас с Фадеечевым. Такие репетиции устраивают меня на 100%, я вижу реальный результат и понимаю, что нашел своего педагога. А Цискаридзе... Он, конечно, очень профессиональный человек. Просто нам не по пути. Я благодарен ему за пройденные вместе шаги, за наши победы и спектакли. И все на этом. Я сделал выбор, который стал ключевым в моей карьере. Назад дороги нет.

ВЗГЛЯД: Кстати, Цискаридзе неоднократно говорил, что если танцор к 23 годам не сделал карьеры, то у него нет будущего в балете. Вам недавно исполнилось 24... Оцените сами себя, свои достижения.

А.О.: Это спорный вопрос по поводу 23 лет. В этом возрасте ты попросту не сможешь станцевать все балеты, которые хотелось бы. Это нереально. И до 23 можно, конечно, выстрелить, как торпеда, но в 26 придут те балеты, которые сейчас тебе просто не по силам. Всему свое время. Каждый день – это возможность нового роста. Удалось одно – ищи другое. Даже если ты достиг в нашей профессии хорошего уровня, остановился и держишь полученный статус – это все равно регресс. Я в последние два года прилагаю большие усилия. В позапрошлом году подготовил четыре балета, в прошлом сезоне – шесть, и в этом будет три–четыре премьеры. Помимо этого, продолжаю танцевать ранее сделанные партии. Нужно всегда идти вперед. В то же время выше головы человек не прыгнет...

ВЗГЛЯД: То есть у вас нет цели достичь уровня премьера?

А.О.: Это не цель и не главная моя задача в театре. Это должно прийти со временем, быть заслужено собственным горбом. Каждому из нас, приходящих в Большой театр, дается уникальный шанс показать себя. Кто-то использует эту возможность не на полную. Бывает, что и судьба поступает с артистами несправедливо: случается, к примеру, травма, за ней приходит внутренняя разруха. Слабый духом человек просто ломается. Но если тебе суждено и при этом ты много и качественно работаешь, ты станешь премьером.

Текст: Мария Меринова

Вам может быть интересно

Путин поздравил спасателей России с профессиональным праздником
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов