«Книги России» − этакий бедный родственник, который всюду отстает от соседей. Это касается даже места проведения: сентябрьскую выставку перевели из 57-го в новехонький, снабженный современным дизайном 75-й павильон, который находится ближе к входу на ВВЦ. Весенняя же ярмарка осталась на прежнем месте.
В 1933 году ханты, коренные жители Обского Севера, поднимают отчаянное восстание против красной власти
Несмотря на массовость и государственную важность, эта выставка остается промежуточным, межсезонным событием, поэтому многие ведущие издательства здесь отсутствуют. Так было и в этот раз: не хватало «Молодой гвардии», «Гелеоса», «Симпозиума». Книги некоторых издательств, например «Амфоры», обнаруживались только на партнерских стендах. Приехали же (из крупнейших издательств) «АСТ», «Азбука», «Эксмо» и «Рипол-классик».
Роль гостей традиционно играли региональные проекты. Рядом со стендами московских фирм, напоминающими небольшие крепости, можно было видеть коллективный стенд Белоруссии, оформленный более скромно. В качестве центрального экспонента фигурировала Астраханская область.
«Книги России» обычно проходят без сенсационных визитов. Тем не менее 13-ю ярмарку все же посетили несколько всенародно известных персон. В церемонии открытия участвовал патриарх Московский и Всея Руси Кирилл – 10 марта праздновали День православной книги. А в числе главных героев одной из презентаций оказался Леонид Парфенов: он представил книжно-телевизионный проект «Хребет России», сделанный совместно с культовым пермским писателем Алексеем Ивановым, который тоже почтил публику своим присутствием.
Самым экстравагантным событием форума стало вручение традиционной антипремии «Абзац», присуждаемой в нескольких номинациях за самую плохую книжную продукцию. Главным антилауреатом назван Николас Якемот, автор книги «А если это любовь?».
Амбивалентный статус «Книг России» − с одной стороны, значимое культурное событие, с другой – наиболее «пустая» из всех московских книжных ярмарок – не позволяет оценить это мероприятие однозначно.
«Эта выставка – ложный феномен. Зачем она нужна, если есть осенняя? Осенью, между прочим, и ходить за книжками приятней. А сюда не приходит народ, здесь издатели с трудом наскребают какие-то хиты… Так заведено, что выставки делят книжный год на несколько периодов, но «Книги России» − это лишние траты, поскольку посетителей мало, и издательства рискуют не окупить свои стенды. Если бы было можно, мы бы вообще не стали участвовать», − считает Ольга Чумичева, pr-директор издательства «Азбука».
«Здесь есть масса интересных новинок. Например, «Наука» представляет книгу «Созерцание и созерцательная жизнь по Платону», написанную Андре-Жаном Фестюжером – крупнейшим специалистом по платонизму и неоплатонизму, − говорит Денис Каспирович, менеджер отдела рекламы «Книжного клуба 36’6». − На стенде издательства «СМИ-Азия» есть самаркандское издание, посвященное культу Хаомы в зороастризме − абсолютно блестящее исследование, на стенде Петрозаводского государственного университета – монография о падении Третьего Рима. В общем, множество релизов, которые могут заинтересовать книжника-интеллектуала. Просто нужно ходить и выискивать стоящие вещи».
Обозреватель газеты ВЗГЛЯД прошелся по рядам и составил свой хит-парад новинок:
1. Собственно, «Хребет России» Алексея Иванова — 100 очерков об истории и культуре Урала. Книга, для которой был придуман специальный жанр «иденти». Речь идет о комплексной идентификации региона и одновременно о его художественном портрете. Релиз ценен не в последнюю очередь обилием интереснейших фотографий.
2. «Божья Матерь в кровавых снегах» — роман, принадлежащий перу хантыйского писателя Еремея Айпина и соперничающий с «Сердцем Пармы» и «Золотом бунта» Алексея Иванова. В 1933 году ханты, коренные жители Обского Севера, поднимают отчаянное восстание против красной власти. Жесткая проза, сочетающая реальную событийную основу с этническим колоритом и историческим пафосом.
3. «Голая Джульетта» англичанина Ника Хорнби — новый роман автора, не пользующегося в России всенародной популярностью, но неизменно почитаемого англофилами и просто любителями интеллектуальной прозы, ориентированной на общечеловеческую проблематику. Книга, как это часто бывает у Хорнби, о кризисе среднего возраста и тех неожиданностях, которые этот возраст преподносит инфантильным людям.
4. «Другая жизнь» Филипа Рота — еще один опыт исследования еврейской идентичности, снабженный причудливым сюжетом, в центре которого alter ego автора.
5. «The Beatles — полный путеводитель по песням и альбомам» Джона Робертсона и Патрика Хамфриза. Эта книга, в которой содержатся обширные комментарии ко всем трекам каждого диска самой знаменитой в мире рок-группы — бесценная находка для ее поклонников.
6. «СССР TM» Шамиля Идиатуллина — суперактуальный роман о том, как в России решили создать особую зону для разработки новых технологий и что из этого вышло. Доподлинно известно, что замысел книги возник еще до того, как было объявлено о проекте русской «Силиконовой долины».
7. «Чарльз Буковски: интервью» − сборник бесед и других околобиографических текстов, создающих стереоскопическую картину личности американского «проклятого поэта» № 1.
8. «Тихие дни в Перемешках» Эрленда Лу — новейший образчик комического экзистенциализма от автора знаменитой книги «Наивно. Супер».
9. «Грустное лицо комедии» Эльдара Рязанова — творческая автобиография большого русского режиссера.