Культура

15 октября 2010, 17:08

Ольга Арефьева: Мне на деньги плевать

Фото: ark.ru

«Настоящего искусства мало, оно еле-еле выживает, но у него есть очень серьезный тыл – люди, которые это искусство ценят и не променяют ни на что другое», – рассказала газете ВЗГЛЯД Ольга Арефьева, лидер-вокалистка группы «Ковчег», недавно выпустившей новый студийный альбом «Авиатор».

Ольга Арефьева и группа «Ковчег», не нуждающиеся в представлении поклонникам отечественной независимой музыки, выпустили новый альбом, который называется «Авиатор». После очередного концерта, состоявшегося в Центральном доме художника, Ольга Арефьева рассказала газете ВЗГЛЯД о своих музыкальных интересах и профессиональных принципах.

Отношение слушателя к музыкантам должно измениться, он должен понять, что грешно воровать у тех, кто тебе поставляет духовный хлеб

ВЗГЛЯД: Ольга, в альбоме «Авиатор», как и на других ваших пластинках, есть довольно пространные композиции с большим количеством текста, требующие сосредоточенного и пристального прослушивания. Вас не смущает, что они не укладываются в распространенный лимитирующий формат?

Ольга Арефьева: У нас всегда были длинные песни. Даже хрестоматийная «Дорога в рай» звучит шесть минут это абсолютно не радийная длина. Я, кстати, ее по радио давно не слышала и не обращала внимания, сократили ее или целиком ставят. Там финал очень длинный, его можно сократить, а что было бы делать, если бы там до самого конца были слова?

Мы никогда себя не сдерживали, не стремились уложить наше творчество в какое-то прокрустово ложе. У песни есть своя воля, и если песня хочет быть именно такой длины, то мы эту волю ставим выше каких-то внешних, совершенно не нужных нам условий. В этом смысле мы сами определяем правила игры. Берет песню радио или нет это уже другая история, здесь мы отдаемся на милость судьбы.

ВЗГЛЯД: Ваша публика это преимущественно те, кто вас давно знает и любит, или круг слушателей расширяется?

О.А.: На каждом концерте есть довольно много новых людей. Но при этом количество слушателей на концертах уже много лет остается неизменным. Кажется, что кто-то приходит, кто-то уходит, кто-то возвращается, происходят какие-то миграции. Но однозначного увеличения или уменьшения аудитории не видно.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: Три года назад вы дебютировали как прозаик у вас вышла книга «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной», которая была отмечена премией «Астрея» и попала в лонг-лист статусной «Большой книги». Проза пришла к вам вслед за музыкой, вместе с ней или, может быть, раньше?

О.А.: К тому моменту, когда все это стало записываться и складываться в книжку, я уже была на сцене лет десять или пятнадцать. Я ведь непрерывно пишу тексты песен, и стило в руках для меня – инструмент абсолютно привычный, ежедневный, орфографии учиться не приходится. А то, что стихи могут быть и в прозе, это уже нюансы, вопрос накопления количества текста.

ВЗГЛЯД: Книга о Ефросинье это стихи в прозе?

О.А.: Ну да, это такой маленький секрет, позволяющий понять эту книгу. Истории как таковой там нет, или, вернее, есть, но это некая метаистория, а смысл в самом тексте.

ВЗГЛЯД: Сейчас, как всем известно, в высшей степени популярен рэп – он звучит отовсюду, молодежь слушает и пытается сочинять в первую очередь его. Что об этом думаете вы как автор и исполнитель совсем другой музыки, более традиционной для России?

О.А.: Что мы подразумеваем под рэпом? Это музыка, основанная на тексте. До тех пор пока в нашей стране за рэп не взялись поэтически состоятельные личности, у него не было ни настоящего, ни будущего, это было невесть что. Но появился Noize MC во-первых, он настоящий поэт, а во-вторых, у него очень хороший IQ. Он правильно мыслит, хорошо соображает, и его тексты для меня интересны. Через него я и обнаружила такое явление, как рэп. Оно меня не интересовало абсолютно, но в его исполнении рэп сразу приобрел другой смысл. И я вижу, что на российской почве для этого есть место. Это поэтическая песня, а у нас всегда была очень сильна эта традиция как у бардов, так и в русском роке. Оба эти жанра, по мнению некоторых, себя несколько исчерпали, а рэп это свежая струя, новая возможность услышать текст. Притом текст отлично работающий, правильно упакованный, точно бьющий. А то, что тут используется внешняя оболочка, придуманная не русскими людьми, совершенно не портит дело.

ВЗГЛЯД: А есть ли, по-вашему, опасность, что этот жанр потеснит или отодвинет на второй план мелодичную музыку?

О.А.: В России существует ниша, занятая русским шансоном музыкой, которую слушают такие, как бы сказать, полубандиты в душе. И если это место займет рэп, не будет ничего плохого. Пусть даже это и заунывные страдания пацанов на районе, но, тем не менее, рэп почему-то кажется мне более культурным явлением, чем русский шансон, от которого просто хочется застрелиться. Русский шансон это ужас-ужас, а неталантливый рэп это «ужас» один раз, а не два. Что же касается соотношения рэпа с другой музыкой, то это разные поля. Есть люди с определенным типом вибраций, способные к восприятию чего-то более высокого. Их немного, но человек, принадлежащий к их числу, не будет хавать свиное пойло.

Русский шансон – это ужас-ужас, а неталантливый рэп – это «ужас» один раз, а не два

Настоящего искусства действительно мало, оно еле-еле выживает, но у него есть очень серьезный тыл: люди, которые это искусство ценят, не променяют его ни на что другое. Правда, их самих может стать меньше это уже другой вопрос, более сложный, более обидный, вопрос деградации общества. Но к таким процессам приводит не музыка, а действие совсем других сил.

Существует пассивный сектор слушатели, которые не задумываются над тем, чего бы они хотели, и потребляют то, что им льют в уши. Я думаю, что если бы им из тех же утюгов транслировали что-то высококачественное, то, возможно, они бы прониклись, частично или полностью. Но это ситуация гипотетическая, в реальности ее нет. Вернее, она была в Советском Союзе, когда было запрещено все, что обреталось ниже определенной планки. Люди слушали советскую песню, а она была довольно качественной, даже несмотря на то, что была совершенно убита идеологической ангажированностью. По музыке, по тексту и исполнению это всегда была очень хорошая, крепкая работа. Люди были приучены к хорошему продукту. Сейчас ситуация не та.

ВЗГЛЯД: Вы, в отличие от многих известных артистов, учились вокалу, прошли большую школу вашими учителями были высококлассные педагоги Валерий Гуревич и Лев Лещенко. Как вы считаете, обязательно ли для современного музыканта музыкальное образование?

О.А.: Я считаю, что любое образование, любое ремесло это инструмент. Как нож, скажем. Что с его помощью будут делать, зависит от того, в каких он руках в хороших или в плохих. Но само по себе его наличие сразу дает другие возможности ты будешь хлеб не ногтями драть, а разрежешь. Обладание настоящими, неподдельными навыками еще никому не мешало. А как сохранить свою психическую целостность в условиях образования, которое никогда не обходится без духовного насилия – это уже другой вопрос. Кто смог, тот молодец.

ВЗГЛЯД: В связи с выходом «Авиатора» вы сделали развернутое заявление на предмет бесплатного и бесконтрольного распространения музыки в Интернете. Правильно ли я понял, что вы видите здесь серьезную проблему?

О.А.: Да, я вижу в этом проблему, причем проблему моральную. Мне стыдно и неприятно наблюдать за человеком, который, выложив чужую музыку в торрент, раскланивается и принимает благодарности. Кто он такой? Он украл музыку и выложил ее без спроса. Поступать так или нет вопрос порядочности. И музыканты, заметьте, далеко не всегда за.

Есть такой анекдот. Встречаются два музыканта, один говорит: «Я альбом записал». Второй спрашивает: «Ну и как, продал что-нибудь?» А тот отвечает: «Да, продал квартиру, машину, дачу». То есть человек отдает все, чтобы что-то записать, и тут же находится кто-то, кто норовит это скорее утащить и свалить в торрент. Понимаете? Это один момент. Другой заключается вот в чем: часто выкладывают то, что сам музыкант не хотел бы показывать записи не самых удачных исполнений, вещи, которые не удались или исполнены с ошибками, сырые варианты. Это очень неприятно видеть, потому что это шлак. Шлак должен быть отфильтрован, а его приумножение это засорение ноосферы. Право решать, выкладывать ли ту или иную запись, принадлежит автору и исполнителю. А в поведении тех, кто выкладывает записи в открытый доступ, не считаясь с предпочтениями артистов, есть какая-то гадостность. У этих людей повадки мелких воришек.

ВЗГЛЯД: Но сама по себе практика выхода к аудитории через Интернет вам не чужда вы разместили все треки «Авиатора» на ресурсе kroogi.ru.

О.А.: Я понимаю, что наши слушатели не относятся к самой богатой части населения. Это молодежь, у которой, может быть, денег нет на еду и транспорт. А тут еще деньги вставали бы между нами и ими. Мы не ради денег рубимся. Другое дело, что деньги субстанция-посредник, они приходят и уходят, все приводится в действие с их помощью. Мне на деньги в принципе вообще плевать, но мне нужно, чтобы мои музыканты что-то ели, у них у всех семьи, нам всем нужны инструменты, одежда, в конце концов. Нам нужно иногда отдыхать, хотя я вот не отдыхала уже тысячу лет. Отношение слушателя к музыкантам должно измениться, он должен понять, что грешно воровать у тех, кто тебе поставляет духовный хлеб. В мире есть система равновесий, и если ты что-то любишь, то поддержи это ведь если это загнется, тебе лучше не будет.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

ВС России взяли под контроль три четверти Новоивановки в Курской области
Темы дня

«Орешник» донесет до Киева переговорную позицию России

Россия наладила серийное производство новейшей баллистической ракеты «Орешник» – и сейчас определяется с новыми целями на территории Украины, среди которых могут быть центры принятия решений в Киеве. По словам Владимира Путина, в случае массированного удара «Орешником» мощь будет сопоставима с применением ядерного оружия. Какие объекты могут оказаться в числе целей и как воспримут такое предупреждение на Западе и в Киеве?

Турция развязывает новый крупный сирийский конфликт

Обстановка в Сирии резко обострилась. Сразу несколько антиправительственных группировок атаковали на широком фронте посты сирийской правительственной армии западнее Алеппо. Эта атака настолько масштабна, что есть основание говорить о возобновлении внутрисирийского вооруженного конфликта при явном содействии Анкары. Как и почему такое произошло?

В России предложили создать альтернативу Нобелевской премии

Украинские военкомы заставили закрываться рестораны Львова

Умерла актриса «Улиц разбитых фонарей» Карпова

Новости

Названы сроки запуска миссии «Луна-26»

Поставка летного образца научной аппаратуры для миссии «Луна-26» ожидается в третьем квартале 2026 года, сообщил гендиректор НПО им. Лавочкина Дмитрий Яременко.

Зеленский отменил наказание для решивших вернуться на службу дезертиров

Президент Украины Владимир Зеленский одобрил закон, разрешающий украинцам, впервые покинувшим воинскую часть, добровольно вернуться на службу без наказания.

Минфин опроверг обсуждение повышения порога валютной выручки

Минфин России не рассматривает возможность повышения обязательного порога продажи валютной выручки для экспортеров, несмотря на недавние изменения в законодательстве.

ЕС решил покрыть неотложные потребности Украины за счет доходов от активов РФ

Евросоюз и Украина подписали меморандум о предоставлении Киеву 18,1 млрд евро в виде макрофинансовой помощи для покрытия неотложных нужд.

Росавиация разрешила эксплуатировать Superjet 100 после пожара самолета в Анталье

Предварительная причина возгорания двигателя SSJ-100 авиакомпании «Азимут» не связана с конструкцией самолета, заверила Росавиация, подчеркивая важность всестороннего расследования.

«Грузинская мечта» разъяснила позицию по сближению с Евросоюзом

Председатель парламентской фракции правящей «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе детально разъяснил план властей страны, которые заявили, что до 2028 года не будут ставить вопрос начала переговоров о членстве в Евросоюзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Путин: Я не знал, что Меркель боится собак

Президент России Владимир Путин заявил, что не знал о страхе перед собаками бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. Так он прокомментировал эпизод из мемуаров Меркель, где она описывает встречу с лабрадором президента во время переговоров в Сочи.

90 ракет и 100 дронов поразили 17 ключевых объектов ОПК Украины

Вооруженные силы России атаковали ключевые объекты военной промышленности Украины, используя 90 ракет и 100 дронов «Герань-2», поразив 17 целей, сообщило Минобороны.

Грузия замораживает переговоры с ЕС на четыре года

Грузия приняла решение заморозить вопрос начала переговоров с Евросоюзом о членстве до 2028 года, заявил на брифинге премьер-министр Ираклий Кобахидзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

«Искандер» уничтожил девять французских наемников в Одессе

В результате удара ракетным комплексом «Искандер» по Одессе были уничтожены 72 бойца, среди которых девять французских специалистов.

Сирийская армия уничтожила 400 боевиков в Алеппо и Идлибе

В результате нападения боевиков в провинциях Алеппо и Идлиб было уничтожено по меньшей мере 400 боевиков террористической группировки «Джабхат ан-Нусра» (организация, запрещенная на территории России). Бои продолжаются при активной поддержке российской авиации.

Ковальчук заявил о кризисе европейской науки без ученых из России

Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук заявил, что Европа сталкивается с проблемами в науке из-за запрета на участие российских ученых в совместных проектах.
Мнения

Сергей Лебедев: Трамп собирает силы для конфликта с Китаем

В США преимущественно не воспринимают Китай как СССР 2.0. Враждебность к Китаю носит более экономический характер – Пекин обвиняют в подрыве американского экономического могущества, уничтожении рабочих мест и якобы имеющем место манипулировании валютным курсом.

Сергей Миркин: Залужный увидел шанс стать Зеленским

Хорошо выступать за Киев против Москвы, когда на войну можно смотреть как на шоу по телевизору. А вот когда появится реальное чувство опасности, что из-за украинских политиков война придет и в твой дом, отношение к конфликту будет совсем другое.

Сергей Худиев: Прощение создает противовес озлобленности

Певец Эдуард Шарлот (включен в перечень террористов и экстремистов) мало кому известен своей музыкой, зато приобрел известность благодаря грубым и хамским роликам, в которых среди прочего оскорблял патриарха Кирилла. Но церковь его простила. Почему?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?