Культура

15 октября 2010, 17:08

Ольга Арефьева: Мне на деньги плевать

Фото: ark.ru

«Настоящего искусства мало, оно еле-еле выживает, но у него есть очень серьезный тыл – люди, которые это искусство ценят и не променяют ни на что другое», – рассказала газете ВЗГЛЯД Ольга Арефьева, лидер-вокалистка группы «Ковчег», недавно выпустившей новый студийный альбом «Авиатор».

Ольга Арефьева и группа «Ковчег», не нуждающиеся в представлении поклонникам отечественной независимой музыки, выпустили новый альбом, который называется «Авиатор». После очередного концерта, состоявшегося в Центральном доме художника, Ольга Арефьева рассказала газете ВЗГЛЯД о своих музыкальных интересах и профессиональных принципах.

Отношение слушателя к музыкантам должно измениться, он должен понять, что грешно воровать у тех, кто тебе поставляет духовный хлеб

ВЗГЛЯД: Ольга, в альбоме «Авиатор», как и на других ваших пластинках, есть довольно пространные композиции с большим количеством текста, требующие сосредоточенного и пристального прослушивания. Вас не смущает, что они не укладываются в распространенный лимитирующий формат?

Ольга Арефьева: У нас всегда были длинные песни. Даже хрестоматийная «Дорога в рай» звучит шесть минут это абсолютно не радийная длина. Я, кстати, ее по радио давно не слышала и не обращала внимания, сократили ее или целиком ставят. Там финал очень длинный, его можно сократить, а что было бы делать, если бы там до самого конца были слова?

Мы никогда себя не сдерживали, не стремились уложить наше творчество в какое-то прокрустово ложе. У песни есть своя воля, и если песня хочет быть именно такой длины, то мы эту волю ставим выше каких-то внешних, совершенно не нужных нам условий. В этом смысле мы сами определяем правила игры. Берет песню радио или нет это уже другая история, здесь мы отдаемся на милость судьбы.

ВЗГЛЯД: Ваша публика это преимущественно те, кто вас давно знает и любит, или круг слушателей расширяется?

О.А.: На каждом концерте есть довольно много новых людей. Но при этом количество слушателей на концертах уже много лет остается неизменным. Кажется, что кто-то приходит, кто-то уходит, кто-то возвращается, происходят какие-то миграции. Но однозначного увеличения или уменьшения аудитории не видно.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: Три года назад вы дебютировали как прозаик у вас вышла книга «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной», которая была отмечена премией «Астрея» и попала в лонг-лист статусной «Большой книги». Проза пришла к вам вслед за музыкой, вместе с ней или, может быть, раньше?

О.А.: К тому моменту, когда все это стало записываться и складываться в книжку, я уже была на сцене лет десять или пятнадцать. Я ведь непрерывно пишу тексты песен, и стило в руках для меня – инструмент абсолютно привычный, ежедневный, орфографии учиться не приходится. А то, что стихи могут быть и в прозе, это уже нюансы, вопрос накопления количества текста.

ВЗГЛЯД: Книга о Ефросинье это стихи в прозе?

О.А.: Ну да, это такой маленький секрет, позволяющий понять эту книгу. Истории как таковой там нет, или, вернее, есть, но это некая метаистория, а смысл в самом тексте.

ВЗГЛЯД: Сейчас, как всем известно, в высшей степени популярен рэп – он звучит отовсюду, молодежь слушает и пытается сочинять в первую очередь его. Что об этом думаете вы как автор и исполнитель совсем другой музыки, более традиционной для России?

О.А.: Что мы подразумеваем под рэпом? Это музыка, основанная на тексте. До тех пор пока в нашей стране за рэп не взялись поэтически состоятельные личности, у него не было ни настоящего, ни будущего, это было невесть что. Но появился Noize MC во-первых, он настоящий поэт, а во-вторых, у него очень хороший IQ. Он правильно мыслит, хорошо соображает, и его тексты для меня интересны. Через него я и обнаружила такое явление, как рэп. Оно меня не интересовало абсолютно, но в его исполнении рэп сразу приобрел другой смысл. И я вижу, что на российской почве для этого есть место. Это поэтическая песня, а у нас всегда была очень сильна эта традиция как у бардов, так и в русском роке. Оба эти жанра, по мнению некоторых, себя несколько исчерпали, а рэп это свежая струя, новая возможность услышать текст. Притом текст отлично работающий, правильно упакованный, точно бьющий. А то, что тут используется внешняя оболочка, придуманная не русскими людьми, совершенно не портит дело.

ВЗГЛЯД: А есть ли, по-вашему, опасность, что этот жанр потеснит или отодвинет на второй план мелодичную музыку?

О.А.: В России существует ниша, занятая русским шансоном музыкой, которую слушают такие, как бы сказать, полубандиты в душе. И если это место займет рэп, не будет ничего плохого. Пусть даже это и заунывные страдания пацанов на районе, но, тем не менее, рэп почему-то кажется мне более культурным явлением, чем русский шансон, от которого просто хочется застрелиться. Русский шансон это ужас-ужас, а неталантливый рэп это «ужас» один раз, а не два. Что же касается соотношения рэпа с другой музыкой, то это разные поля. Есть люди с определенным типом вибраций, способные к восприятию чего-то более высокого. Их немного, но человек, принадлежащий к их числу, не будет хавать свиное пойло.

Русский шансон – это ужас-ужас, а неталантливый рэп – это «ужас» один раз, а не два

Настоящего искусства действительно мало, оно еле-еле выживает, но у него есть очень серьезный тыл: люди, которые это искусство ценят, не променяют его ни на что другое. Правда, их самих может стать меньше это уже другой вопрос, более сложный, более обидный, вопрос деградации общества. Но к таким процессам приводит не музыка, а действие совсем других сил.

Существует пассивный сектор слушатели, которые не задумываются над тем, чего бы они хотели, и потребляют то, что им льют в уши. Я думаю, что если бы им из тех же утюгов транслировали что-то высококачественное, то, возможно, они бы прониклись, частично или полностью. Но это ситуация гипотетическая, в реальности ее нет. Вернее, она была в Советском Союзе, когда было запрещено все, что обреталось ниже определенной планки. Люди слушали советскую песню, а она была довольно качественной, даже несмотря на то, что была совершенно убита идеологической ангажированностью. По музыке, по тексту и исполнению это всегда была очень хорошая, крепкая работа. Люди были приучены к хорошему продукту. Сейчас ситуация не та.

ВЗГЛЯД: Вы, в отличие от многих известных артистов, учились вокалу, прошли большую школу вашими учителями были высококлассные педагоги Валерий Гуревич и Лев Лещенко. Как вы считаете, обязательно ли для современного музыканта музыкальное образование?

О.А.: Я считаю, что любое образование, любое ремесло это инструмент. Как нож, скажем. Что с его помощью будут делать, зависит от того, в каких он руках в хороших или в плохих. Но само по себе его наличие сразу дает другие возможности ты будешь хлеб не ногтями драть, а разрежешь. Обладание настоящими, неподдельными навыками еще никому не мешало. А как сохранить свою психическую целостность в условиях образования, которое никогда не обходится без духовного насилия – это уже другой вопрос. Кто смог, тот молодец.

ВЗГЛЯД: В связи с выходом «Авиатора» вы сделали развернутое заявление на предмет бесплатного и бесконтрольного распространения музыки в Интернете. Правильно ли я понял, что вы видите здесь серьезную проблему?

О.А.: Да, я вижу в этом проблему, причем проблему моральную. Мне стыдно и неприятно наблюдать за человеком, который, выложив чужую музыку в торрент, раскланивается и принимает благодарности. Кто он такой? Он украл музыку и выложил ее без спроса. Поступать так или нет вопрос порядочности. И музыканты, заметьте, далеко не всегда за.

Есть такой анекдот. Встречаются два музыканта, один говорит: «Я альбом записал». Второй спрашивает: «Ну и как, продал что-нибудь?» А тот отвечает: «Да, продал квартиру, машину, дачу». То есть человек отдает все, чтобы что-то записать, и тут же находится кто-то, кто норовит это скорее утащить и свалить в торрент. Понимаете? Это один момент. Другой заключается вот в чем: часто выкладывают то, что сам музыкант не хотел бы показывать записи не самых удачных исполнений, вещи, которые не удались или исполнены с ошибками, сырые варианты. Это очень неприятно видеть, потому что это шлак. Шлак должен быть отфильтрован, а его приумножение это засорение ноосферы. Право решать, выкладывать ли ту или иную запись, принадлежит автору и исполнителю. А в поведении тех, кто выкладывает записи в открытый доступ, не считаясь с предпочтениями артистов, есть какая-то гадостность. У этих людей повадки мелких воришек.

ВЗГЛЯД: Но сама по себе практика выхода к аудитории через Интернет вам не чужда вы разместили все треки «Авиатора» на ресурсе kroogi.ru.

О.А.: Я понимаю, что наши слушатели не относятся к самой богатой части населения. Это молодежь, у которой, может быть, денег нет на еду и транспорт. А тут еще деньги вставали бы между нами и ими. Мы не ради денег рубимся. Другое дело, что деньги субстанция-посредник, они приходят и уходят, все приводится в действие с их помощью. Мне на деньги в принципе вообще плевать, но мне нужно, чтобы мои музыканты что-то ели, у них у всех семьи, нам всем нужны инструменты, одежда, в конце концов. Нам нужно иногда отдыхать, хотя я вот не отдыхала уже тысячу лет. Отношение слушателя к музыкантам должно измениться, он должен понять, что грешно воровать у тех, кто тебе поставляет духовный хлеб. В мире есть система равновесий, и если ты что-то любишь, то поддержи это ведь если это загнется, тебе лучше не будет.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Лукьянов объяснил жалобы Трампа на нечитавшего мирный план Зеленского
Темы дня

Европа ставит ультиматум Китаю и напугана Соединенными Штатами

Европа получила два чувствительных удара одновременно. Первым из них стала публикация новой американской стратегии нацбезопасности, но не менее серьезным – итоги визита французского президента в Китай. И то и другое обнажило целый ряд фундаментальных слабостей современной Европы. Макрон признал, что «сегодня мы находимся меж двух огней, и для нашей промышленности это вопрос жизни и смерти». О чем идет речь?

Разбитая на Украине военная техника еще послужит России

На полях сражений украинской спецоперации остались десятки тысяч единиц разбитой военной техники. Однако даже в таком состоянии при определенных условиях она может принести пользу и даже большую прибыль. Что нужно для этого сделать и какие опасности важно при этом учесть?

Дмитриев заявил о «панике крупнейших дипломатов ЕС»

National Interest оценило возможность Зеленского сбежать в Израиль

Долина обвинила Лурье в неосторожности при покупке квартиры

Новости

Трамп выразил разочарование Зеленским

Глава американского государства Дональд Трамп заявил о разочаровании тем, что украинский лидер Владимир Зеленский пока не ознакомился с предложением США по урегулированию конфликта на Украине.

Удары ФАБ уничтожили штурмовой полк ВСУ под Гуляйполем

Удары ФАБ практически уничтожили 225-й штурмовой полк ВСУ под Гуляйполем, уцелевшие военнослужащие соединения требуют вывода, сообщили в российских силовых структурах.

Протечка воды в Лувре повредила до 400 экспонатов

В результате аварии в системе отопления, произошедшей в конце ноября, вода проникла в залы Лувра и повредила до 400 научных документов и журналов по египтологии, относящихся к периоду конца XIX – начала XX века, пишет The Guardian.

Франция отказалась изъять российские активы из банков республики

Франция, поддержав предоставление Украине «репарационного кредита», не стала включать замороженные в частных банках страны российские активы в эту схему, сообщила британская газета Financial Times (FT).

Нетаньяху заявил о планах оставить войска Израиля в Сирии

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе выступления на ежегодной дипломатической конференции рассказал о готовности израильской стороны сохранить контроль над буферной зоной у Голанских высот и Джебель-эш-Шейх.

«Коридор Трампа» привел к ухудшению отношений Азербайджана и Грузии

Реализация «Маршрута Трампа ради международного мира и процветания» – Зангезурского коридора – уже принесла серьезные проблемы в отношения Азербайджана и Грузии, которая до сих пор оставалась ключевым транзитным звеном региона, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси со ссылкой на азербайджанские СМИ.

Президент Чехии: НАТО может быть вынуждено сбивать российские самолеты

Возможно, страны НАТО окажутся «вынуждены» сбить российский самолет или дрон, заявил президент Чехии Петр Павел.

Мизулина: Дети недовольны блокировкой Roblox

После решения Роскомнадзора заблокировать Roblox значительное число несовершеннолетних выразили намерение покинуть Россию, заявила глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

В Германии захотели переименовать улицы с советскими названиями

Власти Германии обсуждают идею отказаться от советских и гэдээровских названий улиц, сообщает Bild со ссылкой на заявление уполномоченной Бундестага по делам жертв репрессий от Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Эвелин Цупке.

Шарий заявил о подготовке Киевом спецоперации по «вразумлению» Вэнса и Рубио

Служба внешней разведки Украины готовит «спецоперацию» по «публичному вразумлению» вице-президента США Джей Ди Вэнса и госсекретаря Марко Рубио, заявил украинский блогер Анатолий Шарий.

Названы главные обеспечители кредита Киеву за счет активов России

Самую большую долю в предоставлении кредита Украине за счет замороженных российских активов, обсуждаемого в Евросоюзе, должны внести Германия, Франция и Италия: только Берлину придется выделить свыше 51 млрд евро, сообщает издание Politico.

На границе Таиланда и Камбоджи начались бои

Военная база Анупонг на границе Таиланда и Камбоджи подверглась обстрелу, в результате которого один военный погиб, Таиланд поднял истребители F-16 для ответных ударов, сообщает Khaosod со ссылкой на представителя военных. Указывается, что тайская армия сообщает о боестолкновениях вдоль границы с Камбоджей.
Мнения

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов