За последние несколько месяцев в крупнейших учреждениях культуры страны сменился руководящий состав. Так, в январе 2009-го произошли сразу две замены – директором «Петергофа» стала Елена Кальницкая вместо Вадима Знаменова, занимавшего этот пост 30 лет, также был освобожден от должности ректор Московской консерватории Тигран Алиханов. На данный момент исполняет его обязанности экс-министр культуры Александр Соколов.
Я пришел на короткое время в качестве антикризисного управляющего для того, чтобы разгрести существующие проблемы
В начале мая нынешний министр культуры Александр Авдеев сообщил журналистам, что глава Росгосцирка Мстислав Запашный не справляется со своими обязанностями, и если он не сделает соответствующих выводов, то министерство будет вынуждено «сделать их за него». Наконец, на днях со своего поста ушел директор Третьяковской галереи Валентин Родионов. Новым директором Третьяковки стала Ирина Лебедева, заместитель гендиректора по научной работе.
Почти одновременно с этой отставкой крупная кадровая перестановка случилась в старейшем театральном вузе России: приказом министра культуры досрочно освобождена от должности ректора Российской академии театрального искусства (ГИТИСа) театровед Марина Хмельницкая, на место которой исполняющим обязанности назначен Юрий Шерлинг. На пресс-конференции он объяснил свою миссию так: «Я пришел на короткое время в качестве антикризисного управляющего для того, чтобы разгрести существующие проблемы». Режиссер Юрий Шерлинг когда-то учился в ГИТИСе, в 1970-е годы он приобрел известность как руководитель Камерного еврейского музыкального театра в Биробиджане. Последние лет пятнадцать Шерлинг занимался бизнесом.
Далее события, однако, развивались молниеносно: профессорско-преподавательский состав вуза составил письмо на имя президента и премьер-министра РФ с просьбой отменить приказы Министерства культуры об отставке ректора. Возмущены назначением Шерлинга оказались не только преподаватели, но и студенты академии. После отставки Хмельницкой тут же подал заявление об уходе один из профессоров ГИТИСа – Михаил Швыдкой, который преподавал на кафедре истории зарубежного театра.
Преподаватели вуза, в частности, признают весьма странным тот факт, что на пост ректора в ГИТИС предложили человека, которому исполнилось 65 лет. Они напоминают, что по закону договор на руководящую должность с человеком, достигшим 65-летнего возраста, может заключаться только на один год, а в 70 лет он уже должен покинуть пост ректора.
– Выходит, пока за три года он войдет в дело по-настоящему, уже обязан будет покинуть свое место, если, конечно, не нарушать закон, – говорит Борис Любимов, профессор, заведующий кафедрой истории театра России, ректор Театрального училища имени Щепкина.
Один из преподавателей Гиттиса, Евгений Каменькович, профессор, заместитель заведующего кафедрой режиссуры драмы, вообще выразил даже опасения, «как бы студенты не полезли в драку». По его словам, многие деятели театра – Калягин, Смелянский, Фоменко, Захаров – «ничего не понимают и предельно возмущены».
Волна возмущений (отметим, что вузы в истории России часто способны были своими активными действиями повлиять на решения власти), по-видимому, привела к тому, что уже на следующий день после своего назначения Юрий Шерлинг распространил заявление о том, что он не хочет идти «против общественного мнения» и отказывается от предложения поработать «антикризисным менеджером» в ГИТИСе.
Исполнять обязанности ректора Российской академии театрального искусства назначена проректор вуза по науке Карина Мелик-Пашаева, сообщил на пресс-конференции 15 мая директор департамента науки и образования Минкультуры РФ Олег Неретин.
Итак, что это было? В чем причина столь непродуманных, как кажется, решений и кадровой чехарды?
Если прежние кадровые назначения Авдеева имели, по крайней мере, логическое объяснение, последняя отставка поставила в тупик даже профессионалов. Если отставка Хмельницкой еще как-то объясняется «плохими результатами проверки вуза» (бывший ректор, впрочем, заявила, что «приказ пришел без объяснения каких бы то ни было причин и без видимых служебных претензий»), то назначение Шерлинга кажется уж совершенно из ряда вон. Но это только на первый взгляд.
Имя Шерлинга в прессе всплывало в начале 1990-х в связи со скандалом в международном неправительственном фонде «Дом детей-сирот». Из театральных работ режиссера вспоминают только провальный спектакль «Белая уздечка черной кобылицы» на сцене Театра сатиры в 2007 году, во время которого люди уходили из зала даже на премьере. Последней каплей стало то, что Шерлинга назначили и.о. ректора безо всяких предварительных консультаций с театральной общественностью.
Словом, скандала в ГИТИСе можно было ожидать, и здесь возникает первое подозрение: а не был ли он запрограммирован? Такое ощущение, что Шерлинга «бросили под поезд» – с какими-то далеко идущими планами в номенклатурной многоходовке, и что на пост и.о. ректора его назначили именно для того, чтобы расчистить дорогу для другого кандидата, который на фоне одиозного Шерлинга покажется более приемлемым.
Это похоже на известный анекдот с тещей, коровой, козой и т.д. Стало быть, Шерлинг – это был сознательный отвлекающий маневр. Но ради кого? И ради чего?
Впрочем, все может оказаться еще проще: просто министр культуры Авдеев, начавший решительные реформы в подведомственных учреждениях, не учел «интересов сторон». Но суть его политики от этого не меняется: возможно, он именно и хотел видеть ректором вуза именно «варяга», человека со стороны, который совершенно никак не был бы связан с ГИТИСом и, стало быть, мог бы быть независим в своих решениях от мнения «театральной общественности».
Причем «варягу» в данном случае совершенно не обязательно было «иметь отношение к театру» (вспомним, именно это и вызвало возмущение театральной общественности), поскольку целью назначения Шерлинга, являлось, как можно предположить, наведение минимального порядка в финансовых и административных вопросах вуза. (Самая явная параллель тут напрашивается, как ни странно, с перестановками двухлетней давности в российском военном ведомстве, когда министром обороны также был назначен гражданский чиновник, в задачи которого входило коренное переустройство армии и проведение болезненных реформ). Ошибка Авдеева заключалась лишь в том, что предложенный им «варяг» оказался уж слишком чуждым театральному сообществу. Но тогда логика действий министра культуры становится вполне ясна: его цель – смена старой номенклатуры творческих вузов и прочих культурных институций на новую (все смещенные руководители, заметим, проработали на своих постах от 10 до 30 лет).
Повлияет ли этот форс-мажор на дальнейшие планы министра культуры – если он действительно намерен сменить «правящие элиты», – мы вскоре узнаем. Следите за новыми назначениями и отставками.