«Фабрика звезд», «Минута славы», «Кто хочет стать миллионером?», «Танцы без правил», «Такси», в конце концов «КВН», частично рассыпавшийся в «Камеди Клаб», «Хорошие шутки» и т.д.…
Кто не соблазнится из малых сих? То-то. Устоит исключительно неподверженный социальному зомбированию. А много ли таковых насчитаете в поколении, выбравшем пепси?
Самое быстрое и самое вроде бы высшее счастье – любовь, семью и даже, кажется, некую недвижимость на подмосковной Истре обещают в реалити-шоу «Дом-2».
Проект идет в эфире четыре года. Многие смотрят. С особым упоением смотрит подрастающее поколение, в чем сокрушенно признаются по тому же телевизору многие именитые и родовитые родители (и такие же бабушки с дедушками).
Но поделать ничего не могут. Авторитет проекта выше семейного.
Общая концепция
Ни одной полноценной, пусть даже грубоватой, шутки, не считая театрализованных идиотизмов Чуева и Гобозова и симулирующих юмор прилюдных доносов Калганова
Программа заявлена как реалити-шоу, т.е. камеры должны работать круглосуточно. Включаешь телевизор – вот тебе и вожделенный большинством населения, как нас постоянно уверяют телемагнаты, вуайеризм в полном объеме.
На самом деле программа демонстративно монтажная. Иначе – откуда бы взяться анонсам «Смотрите завтра»? Причем, монтаж отнюдь не скорострельный (частный, но впечатляющий пример: бракосочетание, состоявшееся 5 августа, телезрители смогли увидеть лишь 11го – временная задержка почти в неделю!). Вот вам и реалити-шоу!
Есть еще, правда, блок live. Время крайне удобное для школьников: 14.30-16.00. Вернулся домой – и, пожалуйста, сразу на идеологическую обработку. Родителей дома нет – никто от телевизора не оттащит.
Удивительно ли, что на концерте участников в Екатеринбурге собралась толпа восторженных старшеклассников в 40 000 голов! Какой Евтушенко соберет нынче такой стадион?
Режиссеры проекта когда-то, в учебной своей юности (на экране, кстати, ни одной фамилии создателей – все анонимно), усвоили нехитрый драматургический «закон жанра»: конфликт двигает действие.
Поэтому в проекте, скорее, не строят любовь (как декларируется в ежедневной коллективной кричалке), а пытаются активно разрушать любые зародившиеся отношения.
Посему всячески приветствуются любые деструкции. А с экрана никогда не исчезнут - не надейтесь! - самые подлые интриганы, самые неблагородные сплетники, подслушивающие доносчики и прочие носители «активности» и «яркости», как ее понимает руководство проекта.
Кстати, слово «яркий» самое частотное в лексиконе участников, собственной «яркостью» они озабочены более всего. Из новичков же на проект намеренно отбираются «разбивальщики пар».
Цель все та же – организовывать и длить конфликты, создавать напряженные треугольники и многоугольники.
Что видим на экране?
Вместо согласия или хотя бы терпимости – постоянное «боданье» из-за каждого пустяка (фото: dom2.ru) |
Выбор картинки небогат. Во-первых, кухня. Готовят, едят, опускают друг друга, обзываются и ссорятся, кому посуду мыть, кто кого объел и т.п. Попутно обсуждают происходящее, кто что кому сказал, кто что услышал, либо подслушал, пытаются просчитать будущие жертвы и т.д.
Говоря бандитским - а ныне общеупотребляемым - языком, непрерывно «перетирают», по ходу дела изобретая все новые и новые провокации и интриги.
Во-вторых, спальни. Типичное лежбище тюленей. Днями валяются в постелях, занимаясь все тем же – «перетиранием».
В-третьих, т.н. «стройка»: один забивает пару гвоздей, остальные скучающей группкой стоят вокруг. Разговоры только о «строительстве отношений», но и это не главное, главное - удержаться на проекте.
В-четвертых, перекуры на верандах. Перекуры, разумеется, с разговорами. Та же «перетирка».
И, наконец, «лобное место». Племя, где все друг другу конкуренты и враги, собирается для решений.
Ведущие задают «неудобные» вопросы, раздувая из мухи слона, методично пытаясь какой-нибудь незначащий звонок перевести в разряд судьбоносных, а малейший сторонний контакт изобразить как кризис сложившихся на проекте отношений.
Расковыривают незажившие или и вовсе несуществующие раны и всячески стараются, условно говоря, превратить флегматиков в холериков, а норму в истерию и психоз.
Действие! Действие! Скандал! – так и слышишь вопли режиссеров в ушных суфлерах ведущих. Выдержать этот прессинг не всякому под силу. А то, что всем, прошедшим социальный кикбоксинг «Дома-2», безусловно, требуется активная психологическая помощь и длительная поддержка, подтвердит любой специалист.
Ну, есть еще сопровождающее видео в виде т.н. «свиданий» (то на крыше сидят с шампанским, то рыбу ловят в бассейне), но это не часто.
Ну, есть еще всякие конкурсы красоты и пр. попутная театрализованная отсебятина, где сколько бы ни работали постановщики, балетмейстеры, текстовики, костюмеры (о, бессмертное варьете с его боа, перьями и ниточками вместо трусов!) и прочая телеобслуга, все равно это уровень самодеятельности житомирского ЖЭКа номер пять.
То античными богинями прикидываются, то высшее общество изображают, причем исключительно XIX века (вот где кошмар-то!), то народный суд…
Но ничего с этим не поделаешь - народу нравится. И, судя по отзывам, даже очень. Как говорится, электорат не переизберешь.
Чего не видим на экране
Наблюдений за основной частью жизни участников зрители лишены. Можно только догадываться о том, что происходит вне отмонтированного материала и вне «периметра», куда участники отлучаются беспрепятственно и часто.
Лишь по обрывкам разговоров можно пытаться это реконструировать – прекрасная, кстати, тренировка мозгов для доморощенных Шерлоков Холмсов.
Главная загадка – источники дохода. В телечате мелькнула цифра – 40 000 в месяц. Столько, мол, получают участники от ТНТ. Но реальность, тем не менее, от нас скрыта.
Между тем, каждое появление любого «домовика» в кадре - это новый супермодный и, соответственно, супердорогой «прикид» (за вычетом разве что Палыча, которому отведена роль философа-демагога, якобы равнодушного к материальной стороне жизни).
Как петербургский губернатор Валентина Матвиенко, дважды одно и то же «домушники» не надевают (видимо, западло). Ну, и прочая московская бытовая мелочёвка - новые автомобили, постоянные выезды на отдых за рубеж, ночные клубы, роскошные свадьбы и т.д. и т.п.
Могут себе позволить.
Ведущие
Две Ксении – гламурная дива России Ксения Собчак и «девушка в пару» - Ксения Бородина.
Послушно и небрезгливо исполняют свою проктологическую работу и на лобном месте, и в т.н. «тет-а-тетах». Как два завзятых следователя (только оба и хорошие, и плохие одновременно), расспрашивают, провоцируют, сбивают с толку, зомбируют.
Короче – вовсю рулят, исполняя команды режиссеров. Раздают т.н. «иммунитеты» «перспективным» одиночкам (перспективным для проекта – т.е. способным к любым подлостям), убирают «невписавшихся» (т.е. неосторожно обнаруживших хотя бы зачатки морали).
Впрочем, и они в частой отлучке, тогда ведущими с тем же рвением первого ученика из шварцевского «Дракона» выступают сами участники.
Персонажи
Главные герои проекта – пепси, пластырь для похудения (все участники непрерывно курят, так что, видимо, еще и табак) и реклама как таковая, занимающая практически половину времени.
В ночном блоке «Дом-2. После заката» - определенно. И секундомер в руки брать не надо, из заявленного получаса на проект остается не более 15 минут.
Попутно гонится фармакологическая и прочая мелочевка, которую в других программах можно было бы принять за «джинсу», но на «Доме-2» дисциплина казарменная, не забалуешь! Что велят, то и говорят.
Что касается живых участников, то котируются мелкотельные ярко- перекисные блондинки а ля Барби с длинными волосами и подсахаренные брюнеты. «Стильность» понимается как ношение темных очков в любое время суток и воротники торчком.
Мотивация же большей части «контингента» (в основном, южнорусского с соответствующим акцентом) вполне прозрачна – стремительно вырваться из провинции в столичные шоу-звезды. Иногда участники проговариваются, впрямую называя себя игроками и партнерами.
Собственно, камеры как будто бы помещены в общежитии театрального института, где все насельники перед зачетом «человек в предлагаемых обстоятельствах» старательно тренируются в изображении отношений «по системе».
Но при этом смачно демонстрируют все теневые стороны совместного проживания: усталость от постоянного присутствия другого, несдержанность, тотальную грубость, рукоприкладство, обильную матерщину (пусть и «запиканную», но легко реконструируемую), полное неуважение друг к другу.
Вместо согласия или хотя бы терпимости – постоянное «боданье» из-за каждого пустяка со взаимными оскорблениями и бурными рукопашными. Разве так ведут себя романтически влюбленные на пике отношений или за две недели до свадьбы?
Но - оно и понятно: участникам проекта на самом деле совершенно не дороги никакие отношения. Их цель в другом – как можно дольше торчать на экране. Это называется – «работать на камеру», есть еще один жаргонизм – «вызывать на эмоцию», т.е. провокативно добиваться истерической реакции. И после этого стать «звездой», пробиться в шоу-бизнес, построить карьеру, всерьез зацепиться за столицу.
А здесь все средства хороши. Торгуй хоть лицом, хоть телом, хоть личностью, хоть чувствами. Лишь бы успеть вскочить в последний свой возрастной вагон! Некоторым это уже удалось.
А примеры сильно возбуждают.
Номенклатура проекта (иммунитетчики-ветераны)
Никакую любовь здесь не строят, здесь заняты какими-то совсем другими делами (фото: dom2.ru) |
Обилие ветеранов-одиночек, годами живущих на «поляне», моментально обнажает суть проекта: никакую любовь здесь не строят, здесь заняты какими-то совсем другими делами, остающимися для зрителя за кадром.
Предположить можно все, что угодно: не то нефтью торгуют, не то лесом, не то на бирже играют, не то в клубно-ресторанном бизнесе рулят, не то еще что, но явно в доле с руководителями проекта, поскольку часто и недвусмысленно дается понять, кто тут «паханы в авторитете» до конца времен.
Костяк касты неприкасаемых тверд, как слово офицера: постоянно занятый своими делами, тотально (или нереально) неинтересный, но при этом еще и идиотически хихикающий, не пропускающий ни одну стороннюю юбку Степан Меньщиков, доморощенный мефисто Рустам Калганов, несостоявшийся офицер с бегающими масляными глазками Андрей Черкасов, ну, и прикормленные ими шестерки.
Да, ездят на гастроли, да, приглашают на закрытые вечеринки в «свой клуб», где даже розданы должности (все «домушники» без специального образования важно мнят себя то дизайнерами, то менеджерами), да, издают свой журнал, но это все не те деньги, на которые можно так привольно жить в Москве. Для «стабильного большинства» проект явно так, для отвода глаз. Прикрытие теневой деятельности.
Впрочем, они и внутри шоу небесполезны. Виртуозны в своих мелких подлостях, разводках и подставах интриганы, сплетники, подзудчики и провокаторы – Андрей Черкасов, Рустам Калганов и Геннадий Джикия.
Шакалы Табаки возле Шер-Ханов ведущих, готовые в момент загрызть всякого, у кого хоть как-то отношения смахивают на реальные, а не на их симуляцию.
Эти часовые шоу строго следят за порядком – больше одного не собираться!
Не отстают от своих заматеревших собратьев и ветеранши – ханжески умильная всенародно любимая «главная блондинка» проекта Ольга Бузова со все тем же неистребимым южнорусским акцентом ( какой там Петербург! Рядом не лежало! Какой красный диплом – стыдись, Университет!), невезучая, завистливо склочная доносчица Надежда Ермакова и разборчивая подловатая тихоня с латентным базарным голошеньем в свою пользу Наталья Варвина.
Двигатели действия
И все же главные двигатели действия – это худо-бедно состоявшиеся пары, которые, увы, практически все нестабильны, или малостабильны (что, собственно, и приветствуется).
Недавно поженившиеся грубиянка Виктория Карасева и «человек без свойств» (а попросту – никакой) Вячеслав Дворецков в постоянном истерическом конфликте. Видеть это невыносимо, но сердца режиссеров ликуют – чем больше ора, тем выше рейтинг!
Несчастная запутанная и оболганная Русланом Римма Пенджиева (ей вообще больше всех достается!) то пытается сохранить для себя на проекте порядочного, но малоинициативного Евгения Никитина (его-таки изгнали усилиями ее же «подруг»), то надеется на развитие отношений с лжецом-обольстителем Рустамом, то хватается за любых новичков.
Периодически счастливые Яна Земит с Алексеем Адеевым, все в синяках, драках, ссорах, примирениях, букетах и переездах, тем не менее, одна из немногих «живых» пар на фоне прочей театральщины.
Несчастная скандалистка-матерщинница Елена Бушина, доведшая своего Семена Фролова до жизни на крыше (где он, между прочим, по-настоящему плакал в одиночку в палатке), активно пытается его забыть, кокетничая со всеми подряд.
И ведь жалко их всех! Сочувствуешь им. Живые же люди, не мыши лабораторные. А потом спохватываешься – это же игра, театр! Зрители на нее ведутся так же, как Римма на лживые обещания Рустама.
Ведь все сами прыгнули в пасть дракона за золотым слитком.
Красавица и чудовище
Одиозный Сергей Палыч Адоевцев – самый важный персонаж шоу. Ведь если проект в целом последовательно и целенаправленно дискредитирует любовь, семью, дружбу и все человеческие добродетели вместе взятые, то у Сергея Палыча самая ответственная роль.
Он персонально – в одиночку! доверили! – «опускает» интеллектуальную мощь человека, способность мыслить, дискредитирует саму способность рефлексии (а с этим на проекте бо-о-ольшой дефицит!).
Посмотрите на него, как будто бы говорят создатели дружным хором, это же полное ни на что не годное ЧМО – ни отстоять свое достоинство в нормальной мужской разборке, ни семью содержать, ни гвоздь забить.
Только и умеет, что попусту чесать языком с утра до ночи, заговорит любого своей кустарной невыносимо тоскливой логикой до обморока. Слова человеческого не услышите – сплошь громоздкие унылые метафоры, доморощенные притчи или же бесконечные бюрократические уточнения, прямиком отсылающие к фантасмагориям Кафки.
И подруга ему под стать – в речах все тот же вычурный «стремительный домкрат» (если кто подзабыл, в известнейшем романе Ильфа и Петрова у недоучки-журналиста морская волна «вздымалась и падала стремительным домкратом»).
Одно мещански слободское «вы» (типа «мамаша, вы…» из пьес Островского) в их обращении друг к другу после года постельного сожительства, мягко говоря, настораживает.
А дурновкусные и манерные - в специфическом стиле не то Бори Моисеева, не то жеманных собаководчиц - непременные «мальчик» и «девочка» в умильном самоназывании (хорош «мальчик» в свои 27!)?
Кроме всего прочего, у Сергея Палыча – тяжелая психическая дисфункция: атрофия инстинкта созидательной деятельности.
С таким диагнозом надо бы в ПНД серьезно и долго лечиться, а не на экране маячить. Делать он не желает НИ-ЧЕ-ГО, да, кажется, и до проекта нигде не работал. «Любить Машу – большой труд» - с самым серьезным (читай – издевательским) видом сообщает он проект-сообществу, будто бы не догадывается, что растворение в любви к своей «половинке» (к слову, то еще словечко!) - сугубо женский вторичный половой признак, у мужчин – в норме - все несколько иначе: проблемы полноценной продуктивной самореализации обычно превалируют.
Впрочем, циничные издевки над простодушным зрителем, напоминающим малышей на детском утреннике – Снегурочка!
Не ходи, там баба-Яга! – одна из фишек проекта: мы над вами издеваемся, а вы с восторгом это хаваете! Придется повториться - электорат не переизберешь.
Когда же это кончится?
У телеверсии проекта «Дом-2» есть т.н. ночной чат, в котором на экране бодро сменяют друг друга зрительские сообщения. Как только там ни называют шоу! И пионерлагерем для лузеров, и психушкой, и еще чище.
Да и вопрос-заглавие главки довольно часто мелькает, но ответ-то очевиден: это закончится тогда, когда перестанет приносить реальный - или, как говорит «домовая» молодежь, нереальный - доход.
А пока реклама в ночном блоке составляет половину времени, насельникам «Дома-2» беспокоиться не о чем.
Напоследок
Каждый помнит если не со времен пионерского лагеря, то хотя бы со времен школы - в любом стихийно создавшемся коллективе неизбежно возникают неформальный лидер и неформальный остроумец, комментирующий происходящее так, что никаким профессионалам из «Камеди Клаба» и не снилось.
Тотальное отсутствие природного чувства юмора у участников проекта носит пугающий характер. Пусть необразованны, неначитанны (недолгий избранник Варвиной в 28 лет только собирается прочесть «Мастера и Маргариту», а на вопрос о «Тихом Доме» отвечает: «Да, да, там про Григория Распутина!»), ненасмотренны, толком ни в чем, кроме слободского гламура, не разбираются, пусть говорят чужими словами чужие мысли, пусть даже туповаты, но уж с чувством-то юмора должен быть хоть кто-то...
Увы! За два месяца просмотра ни одной полноценной, пусть даже грубоватой, шутки, не считая театрализованных идиотизмов Чуева и Гобозова и симулирующих юмор прилюдных доносов Калганова. Самой остроумной, как ни крути, оказывается все та же Ксения Анатольевна Собчак. Спасибо папе – вырастил дочку стране на славу!
P.S. А понаблюдать за происходящим в «Доме-2» мне посоветовала одна из лучших в городе специалистов-социологов, мол, посмотрите вживую, какая нынче молодежь.
Два месяца наблюдений не дали какого-либо особого «социологического» результата. Думаю, выборка в шоу все же весьма специфична, как и условия выживания на проекте.
И если делать какие-то выводы относительно контингента в рамках академической науки, то это могут быть выводы лишь о достаточно узкой группе с неразвернутой мотивацией. К счастью.