Культура

26 августа 2008, 21:04

Алексей Герман-младший: Бег к гармонии

Фото: Юлия Бурмистрова/ВЗГЛЯД

В среду открывается юбилейный, 65-й Венецианский кинофестиваль. В основной конкурс попал единственный российский фильм – «Бумажный солдат» режиссера Алексея Германа-младшего. Венецианский фестиваль для Алексея Германа счастливый – в свои 32 года он снял три полнометражных фильма («Последний поезд» в 2003 году и «Гарпастум» в 2005 году), премьеры которых происходили именно в Венеции.

Главные роли в новом фильме сыграли Чулпан Хаматова, Мераб Нинидзе и Анастасия Шевелева. Фильм рассказывает о враче, активно работающем в подготовке полета первого человека в космос.

Оказавшись в центре конфликта между двумя любящими женщинами, ему предстоит сделать выбор между духовной целостностью и научным долгом, личным счастьем и самоуважением.

Сценарий написан Германом-младшим при участии Владимира Аркуши. Фильм снят компанией «Феномен Филмз» и телеканалом «Россия».

Другой российский фильм будет показан в параллельной программе Венецианского кинофестиваля – «Горизонты». Это лауреат трех премий последнего «Кинотавра» фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле».

– Ваш «Бумажный солдат» – единственная на фестивале лента от России?
– Это единственная картина из Восточной Европы. Они рассматривали 3600 фильмов, и мы вошли в основной конкурс, состоящий из 21 картины. Но в программе «Горизонты» заявлен еще один отличный российский фильм – «Дикое поле».

– А когда намечена российская премьера «Бумажного солдата»?
– В конце октября или в ноябре, пока нет точной даты.

– Сколько будет копий?
– Пока не знаю. Но достаточно. Все должно быть адекватным. Можно увешать всю Москву плакатами и потерять на этом деньги.

Надо правильно все расписать и посчитать. Мало – плохо, много – тоже плохо. Потом у нас существуют предпродажи, и вообще дела у этого кино идут лучше, чем у большинства фильмов.

Это, кстати, заслуга продюсеров Артема Васильева и Сергея Шумакова. Без них вообще ничего бы не было. Потому что это очень достойные люди. Канал «Россия», с которым мы делали этот фильм, очень внимательно к нам относится. Очень помог Евгений Лебедев.

– А как вы относитесь к словам, что российское кино сейчас на подъеме?
– Еще пять лет назад говорил, что это мыльный пузырь. Один из немногих, кстати. И горжусь тем, что один из первых сказал, что в кино сменилось поколение.

Я не очень понимаю, в чем сейчас подъем русского кино. С одной стороны, действительно благодаря Министерству культуры появилось большое поколение хороших молодых режиссеров. Когда в стране 15–20 интересных режиссеров, это очень много и хорошо.

А есть ли у российского кино подъем – не знаю. Посмотрите, что идет в прокате. Wanted – американский фильм, не нужно делать вид, что это русское кино.

Какие русские фильмы в кинотеатрах сейчас интересны? Их гораздо меньше, чем снимается в стране. Пока в продюсерских головах не родится довольно простая мысль о том, что кинобизнес – это не только категория маркетинговых денег, хорошего кино практически не будет.

Сейчас снова, как в советское время, снимается где-то примерно больше 100 фильмов в год. Про 80% из них никто ничего не знает – кто снимает, зачем снимает.

Сколько бы продюсеры разных компаний ни учили всех, как надо продавать кино, существуют разные пути. Кино – это искусство, выдумка или иллюзия, если угодно, в первую очередь, а не продукт.

Продюсер кино – человек, который не только сидит и считает деньги, придумывая коммерческую историю с беспроигрышными персонажами, а человек, который умеет экспортировать и пользоваться своими фантазиями, детскими фобиями и мечтами.

Вот есть у Спилберга страх купаться, потому что есть акулы, – возникли «Челюсти». Нравилось тебе представлять себя кем-то в детстве – родился другой фильм.

Выкинуть свои или чужие интимные детские, юношеские сны в мир – это и есть настоящая профессия продюсера, а деньги приходят потом. Пока у нас это не появится, будет существовать огромное количество продюсеров, раздувающихся от важности и объясняющих, как нужно снимать. Только получается, и кино плохое, и не окупается.

– То есть проблема не в отсутствии культуры режиссера, а в отсутствии культуры продюсирования?
– Да. Почему очень часто режиссеры становятся успешными продюсерами? Потому что они как минимум обладают опытом и пониманием, что они хотят.

А если приходит, например, ресторатор, он, как правило, ничего не понимает. А объяснять ему никто ничего не будет, потому что задача – вытащить деньги.

Он, конечно, будет пытаться понять, но это сложная механика и в нее быстро въехать не получится. Так люди и снимают фильмы, тратят деньги, а потом вдруг думают: «Господи, зачем я это сделал? Лучше бы квартиру купил». И это очень плохо, потому что много хороших людей из кино уходит. Их обманывают. Устраивают вокруг ритуальные танцы.

Когда ты точно знаешь, что ты хочешь, можешь воспользоваться своими юношескими фантазиями и добиться от сценариста результата, – тогда получается кино. А когда все ради денег, жонглируя переводными книжками «Как хорошо и быстро снять кино», которые пишут неудачники, то ничего и не получается.

– Что для вас в кино самое главное?
– Мучительно пытаться приблизиться к идеалу, который существует в голове. Пытаться снять идеальный фильм. Идеальные фильмы для меня – «Кабаре», «Амаркорд», «Фанни и Александр». Это бег к гармонии.

– Когда у вас возникает ощущение самого максимально близкого расстояния к идеалу?
– Идеал на то и идеал, что коснуться его нельзя. Но удовлетворение от того, что не получалось, а потом вдруг взял себя за уши и вытащил – и есть самое главное.

Профессия интересна для меня не тем, что можно заявить: «Я режиссер!» Побаиваюсь тех, кто так представляется. Как-то это глупо, тем более что сейчас очень много режиссеров.

А еще есть целый пласт людей, которые актеры, режиссеры, писатели и радио- или телеведущие одновременно. Особенно женщины почему-то.

Тебя же нигде так не метает от ощущения того, что ничего не получается, до ощущения того, что ты добился. Основные эмоции в профессии должны лежать между катастрофой и взлетом.

– Если бы не стали режиссером, то кем?
– Не знаю, в принципе кем угодно. Это же вопрос, как ты стараешься и тратишь себя на то, чтобы получилось.

В силу того что я стараюсь стараться, думаю, что если бы такое упорство применил и в другой профессии, то тоже было бы нормально.

– Какое самое главное качество режиссера?
– Станиславский ответил на этот вопрос: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».

– У вас три дырки в левом ухе. Вы носили сережки?
– Да, носил. Подростки всегда хотят отнести себя к какой-то категории: некое зарождение социальных отношений. Через это проходят все, а вот вырастают или нет – другое дело. У меня были три сережки и стертые ноги. Потому что купил себе узкие загнутые ботинки, в которых ходить было невозможно, косуху, красные очки, сквозь которые ничего не видел.

Сейчас я предпочитаю удобство и комфорт. Нет никакого желания вгонять себя в социальные рамки. Это гонка, которую не выиграешь, дорогому и пафосному нет предела. Ведь все повторяется, только в другом измерении, когда меряются машинами, часами. Но к подростковому желанию быть отличным от других это имеет уже слабое отношение.

– Как вы отдыхаете?
– Редко. Но если выпадает возможность, то читаю книжки про вампиров. Невозможно, когда работаешь, вечером почитать Джойса для отдыха – ну не правда это. Еду на дачу, делаю шашлыки. Поставил себе недавно новую ролевую игрушку на компьютер. Выбрал персонажа, похожего на меня, – гнома, буду его обучать и сам разбираться.

Смотрю дурацкое кино, а когда работаю – хорошее. Есть анекдот такой. Старенькая лошадка всю неделю возит огромные подводы с грузом. И вот стоит она, уставшая, ноги трясутся, к ней подходит кучер и говорит: «Если хорошо будешь работать, в воскресенье поедем кататься». Для меня это примерно то же самое.

– Уже есть планы на следующее кино?
– Пока ничего конкретного нет. Я буду еще только писать сценарий

– Сам?
– Да.

– Это желание контролировать от и до?
– Потому что это быстрей и точней. Я же знаю, что хочу, даже не на уровне слов, а ощущений. Исходя из опыта, понимаю, как именно надо повернуть историю. А все это в другую голову вместить сложно. В итоге, когда пишешь сам, происходит точней.

– Пишете и снимаете, а на других ругаетесь.
– Да, пишу и снимаю. Потом буду сниматься в кино, вести телепрограмму, стану девушкой и буду сниматься для девичьих журналов на вечеринке рекламы чулок. И так перестану быть режиссером.

Кино – единое пространство, снимаешь ли ты, пишешь ли сценарий. Единое пространство, в котором можно и нужно стремиться к идеалу.

Текст: Юлия Бурмистрова

Вам может быть интересно

Суд в ДНР приговорил бойца ВСУ к пожизненному сроку за расстрел пленных
Темы дня

Демократка нанесла удар по Трампу в сердце республиканского штата

На выборах мэра Майами, где почти 30 лет правили республиканцы, победила демократка Эйлин Хиггинс. Это придало оппонентам Дональда Трампа больше уверенности перед новым электоральным циклом. Как говорят эксперты, новые победы кандидатов от Демпартии окончательно превратят президента США в «хромую утку». За счет чего Хиггинс добилась такого результата и можно ли говорить о возрождении популярности демократов в Штатах?

США создают у границ России крупное разведывательное сообщество

Впервые в истории Япония создаст крупное самостоятельное разведывательное ведомство – условное «японское ЦРУ». Почему японские разведслужбы в последние десятилетия не отличались значительной эффективностью, как будет выглядеть и работать новая структура и почему перед нами настоящий вызов для контрразведки России?

Нарышкин в журнале «Разведчик» описал новые формы ведения войны с применением ИИ

Вашингтон предложил создать демилитаризованную зону на Украине

Юрист рассказал о шансах Долиной избежать ответственности за неуплату налогов

Новости

Кравцов возложил ответственность за списывание заданий из интернета на родителей

Ответственность за списывание домашнего задания в интернете или при помощи технологий искусственного интеллекта лежит на родителях, заявил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.

В РКК выступили против онлайн-курсов первой помощи

Председатель Российского Красного Креста ( РКК) Павел Савчук выступил против онлайн-курсов обучения первой помощи и подчеркнул необходимость очной практики для формирования устойчивых навыков их оказания.

Коломойский сообщил о покушении на Миндича

Украинский бизнесмен Игорь Коломойский (внесен в России в перечень экстремистов и террористов) заявил о покушении на своего близкого друга и «кошелька» Владимира Зеленского Тимура Миндича.

Госдеп запретил шрифт времен Байдена для официальных документов

Госдепартамент США обязал дипломатов использовать шрифт Times New Roman в официальных сообщениях, пишет The Guardian.

Три медика убиты ударом ВСУ по Алешкинской больнице в Херсонской области

В результате обстрела медицинского учреждения в Алешках в Херсонской области погибли три сотрудника больницы и еще два получили ранения, сообщил глава региона Владимир Сальдо.

Путин присвоил звания «гвардейский» двум полкам

Два воинских подразделения ВС России стали гвардейскими за проявленный героизм и мужество в ходе боевых действий. соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин.

Путин присвоил Абдразакову звание народного артиста России

Певцу и художественному руководителю Севастопольского театра оперы и балета Ильдару Абдразакову присвоено звание народного артиста России.

В ЦАР боевики начали использовать дроны против российских инструкторов

Боевики начали использовать беспилотники, чтобы проводить разведку и сбрасывать боеприпасы на базы российских инструкторов в Центрально-Африканской Республике, сообщил советник по безопасности президента РФ Дмитрий Подольский.

Politico: У НАТО нет планов на случай выхода США из альянса

НАТО не разрабатывало планы на случай выхода Соединенных Штатов, несмотря на ключевую роль Вашингтона в альянсе, сообщает газета Politico со ссылкой на трех дипломатов из военного блока.

Эрмитаж потребовал с севшего на трон Павла I посетителя более 840 тыс. рублей

Государственный Эрмитаж через суд потребовал компенсацию за повреждение трона магистра Мальтийского ордена конца XVIII века, принадлежавшего императору Павлу I; посетитель Александр Дробышев повредил конструкцию, когда сел на нее.

НАТО впервые применила «летающие радары» у арктических границ России

Начальник пограничного управления ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области Владимир Корецкий сообщил о начале применения странами НАТО самолетов дальнего радиолокационного обнаружения для разведки у северных границ России.

Мигранты вынудили премьеров Британии и Дании пересмотреть права человека

Премьер-министры Дании и Британии Метте Фредериксен и Кир Стармер призвали к реформе Европейской конвенции по правам человека, указав на необходимость обновления системы предоставления убежища на фоне новых миграционных вызовов.
Мнения

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов