Культура

26 августа 2008, 21:04

Алексей Герман-младший: Бег к гармонии

Фото: Юлия Бурмистрова/ВЗГЛЯД

В среду открывается юбилейный, 65-й Венецианский кинофестиваль. В основной конкурс попал единственный российский фильм – «Бумажный солдат» режиссера Алексея Германа-младшего. Венецианский фестиваль для Алексея Германа счастливый – в свои 32 года он снял три полнометражных фильма («Последний поезд» в 2003 году и «Гарпастум» в 2005 году), премьеры которых происходили именно в Венеции.

Главные роли в новом фильме сыграли Чулпан Хаматова, Мераб Нинидзе и Анастасия Шевелева. Фильм рассказывает о враче, активно работающем в подготовке полета первого человека в космос.

Оказавшись в центре конфликта между двумя любящими женщинами, ему предстоит сделать выбор между духовной целостностью и научным долгом, личным счастьем и самоуважением.

Сценарий написан Германом-младшим при участии Владимира Аркуши. Фильм снят компанией «Феномен Филмз» и телеканалом «Россия».

Другой российский фильм будет показан в параллельной программе Венецианского кинофестиваля – «Горизонты». Это лауреат трех премий последнего «Кинотавра» фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле».

– Ваш «Бумажный солдат» – единственная на фестивале лента от России?
– Это единственная картина из Восточной Европы. Они рассматривали 3600 фильмов, и мы вошли в основной конкурс, состоящий из 21 картины. Но в программе «Горизонты» заявлен еще один отличный российский фильм – «Дикое поле».

– А когда намечена российская премьера «Бумажного солдата»?
– В конце октября или в ноябре, пока нет точной даты.

– Сколько будет копий?
– Пока не знаю. Но достаточно. Все должно быть адекватным. Можно увешать всю Москву плакатами и потерять на этом деньги.

Надо правильно все расписать и посчитать. Мало – плохо, много – тоже плохо. Потом у нас существуют предпродажи, и вообще дела у этого кино идут лучше, чем у большинства фильмов.

Это, кстати, заслуга продюсеров Артема Васильева и Сергея Шумакова. Без них вообще ничего бы не было. Потому что это очень достойные люди. Канал «Россия», с которым мы делали этот фильм, очень внимательно к нам относится. Очень помог Евгений Лебедев.

– А как вы относитесь к словам, что российское кино сейчас на подъеме?
– Еще пять лет назад говорил, что это мыльный пузырь. Один из немногих, кстати. И горжусь тем, что один из первых сказал, что в кино сменилось поколение.

Я не очень понимаю, в чем сейчас подъем русского кино. С одной стороны, действительно благодаря Министерству культуры появилось большое поколение хороших молодых режиссеров. Когда в стране 15–20 интересных режиссеров, это очень много и хорошо.

А есть ли у российского кино подъем – не знаю. Посмотрите, что идет в прокате. Wanted – американский фильм, не нужно делать вид, что это русское кино.

Какие русские фильмы в кинотеатрах сейчас интересны? Их гораздо меньше, чем снимается в стране. Пока в продюсерских головах не родится довольно простая мысль о том, что кинобизнес – это не только категория маркетинговых денег, хорошего кино практически не будет.

Сейчас снова, как в советское время, снимается где-то примерно больше 100 фильмов в год. Про 80% из них никто ничего не знает – кто снимает, зачем снимает.

Сколько бы продюсеры разных компаний ни учили всех, как надо продавать кино, существуют разные пути. Кино – это искусство, выдумка или иллюзия, если угодно, в первую очередь, а не продукт.

Продюсер кино – человек, который не только сидит и считает деньги, придумывая коммерческую историю с беспроигрышными персонажами, а человек, который умеет экспортировать и пользоваться своими фантазиями, детскими фобиями и мечтами.

Вот есть у Спилберга страх купаться, потому что есть акулы, – возникли «Челюсти». Нравилось тебе представлять себя кем-то в детстве – родился другой фильм.

Выкинуть свои или чужие интимные детские, юношеские сны в мир – это и есть настоящая профессия продюсера, а деньги приходят потом. Пока у нас это не появится, будет существовать огромное количество продюсеров, раздувающихся от важности и объясняющих, как нужно снимать. Только получается, и кино плохое, и не окупается.

– То есть проблема не в отсутствии культуры режиссера, а в отсутствии культуры продюсирования?
– Да. Почему очень часто режиссеры становятся успешными продюсерами? Потому что они как минимум обладают опытом и пониманием, что они хотят.

А если приходит, например, ресторатор, он, как правило, ничего не понимает. А объяснять ему никто ничего не будет, потому что задача – вытащить деньги.

Он, конечно, будет пытаться понять, но это сложная механика и в нее быстро въехать не получится. Так люди и снимают фильмы, тратят деньги, а потом вдруг думают: «Господи, зачем я это сделал? Лучше бы квартиру купил». И это очень плохо, потому что много хороших людей из кино уходит. Их обманывают. Устраивают вокруг ритуальные танцы.

Когда ты точно знаешь, что ты хочешь, можешь воспользоваться своими юношескими фантазиями и добиться от сценариста результата, – тогда получается кино. А когда все ради денег, жонглируя переводными книжками «Как хорошо и быстро снять кино», которые пишут неудачники, то ничего и не получается.

– Что для вас в кино самое главное?
– Мучительно пытаться приблизиться к идеалу, который существует в голове. Пытаться снять идеальный фильм. Идеальные фильмы для меня – «Кабаре», «Амаркорд», «Фанни и Александр». Это бег к гармонии.

– Когда у вас возникает ощущение самого максимально близкого расстояния к идеалу?
– Идеал на то и идеал, что коснуться его нельзя. Но удовлетворение от того, что не получалось, а потом вдруг взял себя за уши и вытащил – и есть самое главное.

Профессия интересна для меня не тем, что можно заявить: «Я режиссер!» Побаиваюсь тех, кто так представляется. Как-то это глупо, тем более что сейчас очень много режиссеров.

А еще есть целый пласт людей, которые актеры, режиссеры, писатели и радио- или телеведущие одновременно. Особенно женщины почему-то.

Тебя же нигде так не метает от ощущения того, что ничего не получается, до ощущения того, что ты добился. Основные эмоции в профессии должны лежать между катастрофой и взлетом.

– Если бы не стали режиссером, то кем?
– Не знаю, в принципе кем угодно. Это же вопрос, как ты стараешься и тратишь себя на то, чтобы получилось.

В силу того что я стараюсь стараться, думаю, что если бы такое упорство применил и в другой профессии, то тоже было бы нормально.

– Какое самое главное качество режиссера?
– Станиславский ответил на этот вопрос: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».

– У вас три дырки в левом ухе. Вы носили сережки?
– Да, носил. Подростки всегда хотят отнести себя к какой-то категории: некое зарождение социальных отношений. Через это проходят все, а вот вырастают или нет – другое дело. У меня были три сережки и стертые ноги. Потому что купил себе узкие загнутые ботинки, в которых ходить было невозможно, косуху, красные очки, сквозь которые ничего не видел.

Сейчас я предпочитаю удобство и комфорт. Нет никакого желания вгонять себя в социальные рамки. Это гонка, которую не выиграешь, дорогому и пафосному нет предела. Ведь все повторяется, только в другом измерении, когда меряются машинами, часами. Но к подростковому желанию быть отличным от других это имеет уже слабое отношение.

– Как вы отдыхаете?
– Редко. Но если выпадает возможность, то читаю книжки про вампиров. Невозможно, когда работаешь, вечером почитать Джойса для отдыха – ну не правда это. Еду на дачу, делаю шашлыки. Поставил себе недавно новую ролевую игрушку на компьютер. Выбрал персонажа, похожего на меня, – гнома, буду его обучать и сам разбираться.

Смотрю дурацкое кино, а когда работаю – хорошее. Есть анекдот такой. Старенькая лошадка всю неделю возит огромные подводы с грузом. И вот стоит она, уставшая, ноги трясутся, к ней подходит кучер и говорит: «Если хорошо будешь работать, в воскресенье поедем кататься». Для меня это примерно то же самое.

– Уже есть планы на следующее кино?
– Пока ничего конкретного нет. Я буду еще только писать сценарий

– Сам?
– Да.

– Это желание контролировать от и до?
– Потому что это быстрей и точней. Я же знаю, что хочу, даже не на уровне слов, а ощущений. Исходя из опыта, понимаю, как именно надо повернуть историю. А все это в другую голову вместить сложно. В итоге, когда пишешь сам, происходит точней.

– Пишете и снимаете, а на других ругаетесь.
– Да, пишу и снимаю. Потом буду сниматься в кино, вести телепрограмму, стану девушкой и буду сниматься для девичьих журналов на вечеринке рекламы чулок. И так перестану быть режиссером.

Кино – единое пространство, снимаешь ли ты, пишешь ли сценарий. Единое пространство, в котором можно и нужно стремиться к идеалу.

Текст: Юлия Бурмистрова

Вам может быть интересно

В Белгороде объявлена опасность атаки БПЛА
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

В Крыму отреагировали на намеки постпреда Украины об атаке на Крымский мост

Намеки на готовящийся удар по Крымскому мосту с Украины являются оскалом террористов, заявил глава комитета крымского парламента по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель.

Парламент Грузии отменил работу из-за вандализма радикалов

Заседание бюро парламента Грузии и пленарная сессия в четверг отменены из-за вандализма радикалов, которые в ночь на 2 мая атаковали высший законодательный орган страны после принятия во втором чтении законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», яро критикуемого Западом и местной оппозицией, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Глава МИД Латвии заявила о разрешении Киеву на удары по России

Ряд западных партнеров Украины предоставил Киеву дальнобойное оружие, разрешив применять его для ударов по России, заявила министр иностранных дел Латвии Байба Браже.

Над пятью регионами России ночью уничтожали украинские беспилотники

Российские средства противовоздушной обороны (ПВО) за ночь перехватили и уничтожили 12 украинских беспилотников над пятью регионами России. Об этом сообщили в Минобороны России

В России заявили об «отвратительных» встречах МВФ и Всемирного банка

Столь отвратительных весенних встреч между министерством Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирным банком, как в этом году, раньше не было, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

FT: Новые антироссийские санкции затронут банки за пределами США

Новый пакет антироссийских санкций затронет лица и банки за пределами Соединенных Штатов, которые каким-либо образом причастны к украинскому конфликту, пишет газета Financial Times.

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о значительных повреждениях энергетической инфраструктуры страны.

Российские разведчики сбили тяжелый украинский БПЛА противотанковой ракетой

Расчет противотанкового ракетного комплекса «Корнет» Южной группировки войск уничтожил украинский тяжелый беспилотник, известный как «Баба-яга», сообщает Минобороны России.

Захарова: Одесса сбросит иго бандеровцев и станет свободным городом

Рано или поздно справедливое возмездие настигнет исполнителей и участников варварского преступления в Доме профсоюзов в Одессе, следует из комментария спикера МИД Марии Захаровой.

Жителя Приморья задержали за госизмену и работу на украинскую разведку

УФСБ России по Приморскому краю задержало местного жителя, подозреваемого в государственной измене и работе на Главное управление разведки Министерства обороны Украины, сообщает антитеррористическая комиссия Приморского края.
Мнения

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?