Культура

26 августа 2008, 21:04

Алексей Герман-младший: Бег к гармонии

Фото: Юлия Бурмистрова/ВЗГЛЯД

В среду открывается юбилейный, 65-й Венецианский кинофестиваль. В основной конкурс попал единственный российский фильм – «Бумажный солдат» режиссера Алексея Германа-младшего. Венецианский фестиваль для Алексея Германа счастливый – в свои 32 года он снял три полнометражных фильма («Последний поезд» в 2003 году и «Гарпастум» в 2005 году), премьеры которых происходили именно в Венеции.

Главные роли в новом фильме сыграли Чулпан Хаматова, Мераб Нинидзе и Анастасия Шевелева. Фильм рассказывает о враче, активно работающем в подготовке полета первого человека в космос.

Оказавшись в центре конфликта между двумя любящими женщинами, ему предстоит сделать выбор между духовной целостностью и научным долгом, личным счастьем и самоуважением.

Сценарий написан Германом-младшим при участии Владимира Аркуши. Фильм снят компанией «Феномен Филмз» и телеканалом «Россия».

Другой российский фильм будет показан в параллельной программе Венецианского кинофестиваля – «Горизонты». Это лауреат трех премий последнего «Кинотавра» фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле».

– Ваш «Бумажный солдат» – единственная на фестивале лента от России?
– Это единственная картина из Восточной Европы. Они рассматривали 3600 фильмов, и мы вошли в основной конкурс, состоящий из 21 картины. Но в программе «Горизонты» заявлен еще один отличный российский фильм – «Дикое поле».

– А когда намечена российская премьера «Бумажного солдата»?
– В конце октября или в ноябре, пока нет точной даты.

– Сколько будет копий?
– Пока не знаю. Но достаточно. Все должно быть адекватным. Можно увешать всю Москву плакатами и потерять на этом деньги.

Надо правильно все расписать и посчитать. Мало – плохо, много – тоже плохо. Потом у нас существуют предпродажи, и вообще дела у этого кино идут лучше, чем у большинства фильмов.

Это, кстати, заслуга продюсеров Артема Васильева и Сергея Шумакова. Без них вообще ничего бы не было. Потому что это очень достойные люди. Канал «Россия», с которым мы делали этот фильм, очень внимательно к нам относится. Очень помог Евгений Лебедев.

– А как вы относитесь к словам, что российское кино сейчас на подъеме?
– Еще пять лет назад говорил, что это мыльный пузырь. Один из немногих, кстати. И горжусь тем, что один из первых сказал, что в кино сменилось поколение.

Я не очень понимаю, в чем сейчас подъем русского кино. С одной стороны, действительно благодаря Министерству культуры появилось большое поколение хороших молодых режиссеров. Когда в стране 15–20 интересных режиссеров, это очень много и хорошо.

А есть ли у российского кино подъем – не знаю. Посмотрите, что идет в прокате. Wanted – американский фильм, не нужно делать вид, что это русское кино.

Какие русские фильмы в кинотеатрах сейчас интересны? Их гораздо меньше, чем снимается в стране. Пока в продюсерских головах не родится довольно простая мысль о том, что кинобизнес – это не только категория маркетинговых денег, хорошего кино практически не будет.

Сейчас снова, как в советское время, снимается где-то примерно больше 100 фильмов в год. Про 80% из них никто ничего не знает – кто снимает, зачем снимает.

Сколько бы продюсеры разных компаний ни учили всех, как надо продавать кино, существуют разные пути. Кино – это искусство, выдумка или иллюзия, если угодно, в первую очередь, а не продукт.

Продюсер кино – человек, который не только сидит и считает деньги, придумывая коммерческую историю с беспроигрышными персонажами, а человек, который умеет экспортировать и пользоваться своими фантазиями, детскими фобиями и мечтами.

Вот есть у Спилберга страх купаться, потому что есть акулы, – возникли «Челюсти». Нравилось тебе представлять себя кем-то в детстве – родился другой фильм.

Выкинуть свои или чужие интимные детские, юношеские сны в мир – это и есть настоящая профессия продюсера, а деньги приходят потом. Пока у нас это не появится, будет существовать огромное количество продюсеров, раздувающихся от важности и объясняющих, как нужно снимать. Только получается, и кино плохое, и не окупается.

– То есть проблема не в отсутствии культуры режиссера, а в отсутствии культуры продюсирования?
– Да. Почему очень часто режиссеры становятся успешными продюсерами? Потому что они как минимум обладают опытом и пониманием, что они хотят.

А если приходит, например, ресторатор, он, как правило, ничего не понимает. А объяснять ему никто ничего не будет, потому что задача – вытащить деньги.

Он, конечно, будет пытаться понять, но это сложная механика и в нее быстро въехать не получится. Так люди и снимают фильмы, тратят деньги, а потом вдруг думают: «Господи, зачем я это сделал? Лучше бы квартиру купил». И это очень плохо, потому что много хороших людей из кино уходит. Их обманывают. Устраивают вокруг ритуальные танцы.

Когда ты точно знаешь, что ты хочешь, можешь воспользоваться своими юношескими фантазиями и добиться от сценариста результата, – тогда получается кино. А когда все ради денег, жонглируя переводными книжками «Как хорошо и быстро снять кино», которые пишут неудачники, то ничего и не получается.

– Что для вас в кино самое главное?
– Мучительно пытаться приблизиться к идеалу, который существует в голове. Пытаться снять идеальный фильм. Идеальные фильмы для меня – «Кабаре», «Амаркорд», «Фанни и Александр». Это бег к гармонии.

– Когда у вас возникает ощущение самого максимально близкого расстояния к идеалу?
– Идеал на то и идеал, что коснуться его нельзя. Но удовлетворение от того, что не получалось, а потом вдруг взял себя за уши и вытащил – и есть самое главное.

Профессия интересна для меня не тем, что можно заявить: «Я режиссер!» Побаиваюсь тех, кто так представляется. Как-то это глупо, тем более что сейчас очень много режиссеров.

А еще есть целый пласт людей, которые актеры, режиссеры, писатели и радио- или телеведущие одновременно. Особенно женщины почему-то.

Тебя же нигде так не метает от ощущения того, что ничего не получается, до ощущения того, что ты добился. Основные эмоции в профессии должны лежать между катастрофой и взлетом.

– Если бы не стали режиссером, то кем?
– Не знаю, в принципе кем угодно. Это же вопрос, как ты стараешься и тратишь себя на то, чтобы получилось.

В силу того что я стараюсь стараться, думаю, что если бы такое упорство применил и в другой профессии, то тоже было бы нормально.

– Какое самое главное качество режиссера?
– Станиславский ответил на этот вопрос: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».

– У вас три дырки в левом ухе. Вы носили сережки?
– Да, носил. Подростки всегда хотят отнести себя к какой-то категории: некое зарождение социальных отношений. Через это проходят все, а вот вырастают или нет – другое дело. У меня были три сережки и стертые ноги. Потому что купил себе узкие загнутые ботинки, в которых ходить было невозможно, косуху, красные очки, сквозь которые ничего не видел.

Сейчас я предпочитаю удобство и комфорт. Нет никакого желания вгонять себя в социальные рамки. Это гонка, которую не выиграешь, дорогому и пафосному нет предела. Ведь все повторяется, только в другом измерении, когда меряются машинами, часами. Но к подростковому желанию быть отличным от других это имеет уже слабое отношение.

– Как вы отдыхаете?
– Редко. Но если выпадает возможность, то читаю книжки про вампиров. Невозможно, когда работаешь, вечером почитать Джойса для отдыха – ну не правда это. Еду на дачу, делаю шашлыки. Поставил себе недавно новую ролевую игрушку на компьютер. Выбрал персонажа, похожего на меня, – гнома, буду его обучать и сам разбираться.

Смотрю дурацкое кино, а когда работаю – хорошее. Есть анекдот такой. Старенькая лошадка всю неделю возит огромные подводы с грузом. И вот стоит она, уставшая, ноги трясутся, к ней подходит кучер и говорит: «Если хорошо будешь работать, в воскресенье поедем кататься». Для меня это примерно то же самое.

– Уже есть планы на следующее кино?
– Пока ничего конкретного нет. Я буду еще только писать сценарий

– Сам?
– Да.

– Это желание контролировать от и до?
– Потому что это быстрей и точней. Я же знаю, что хочу, даже не на уровне слов, а ощущений. Исходя из опыта, понимаю, как именно надо повернуть историю. А все это в другую голову вместить сложно. В итоге, когда пишешь сам, происходит точней.

– Пишете и снимаете, а на других ругаетесь.
– Да, пишу и снимаю. Потом буду сниматься в кино, вести телепрограмму, стану девушкой и буду сниматься для девичьих журналов на вечеринке рекламы чулок. И так перестану быть режиссером.

Кино – единое пространство, снимаешь ли ты, пишешь ли сценарий. Единое пространство, в котором можно и нужно стремиться к идеалу.

Текст: Юлия Бурмистрова

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?