Презентация альбома прошла в Санкт-Петербурге одновременно с выпуском альбома еще 29 февраля. Не прошло и полугода, как группа решила все-таки показать альбом целиком и в Москве.
Тайны мадридского двора
Только в 1990 году Кинчев понял, что приснился ему не кто иной, как Виктор Цой. И именно Цою посвящен новый альбом
Перед концертом Константин Кинчев дал интервью одному телеканалу, в котором наконец раскрыл ту самую тайну альбома. Выяснилось, что в 1986 году Кинчеву приснился запутанный лабиринт, где ему встретился таинственный корейского вида юноша в черной одежде.
Юноша сказал ему емкое: «Движение и покой». И только в 1990 году Кинчев понял, что приснился ему не кто иной, как Виктор Цой. И именно Цою посвящен новый альбом.
Не совсем понятно, зачем было столько времени интриговать этой простой историей. Тем более влияние Виктора Цоя на песни из нового альбома, по общему мнению, минимально. Возможно, метафизический образ Цоя стоял перед глазами у лидера «Алисы», когда он сочинял эти вполне «алисовские» песни.
Из-за немалого промежутка времени между презентациями возникло немало несоответствий между тем, что увидели зрители в Питере и Москве.
Добрую половину декораций попросту в Москву не привезли. Так что столица так и не увидела огромную пушку-член, изрыгающую в духе Pink Floyd некую семенную жидкость. Да и свет оставил желать много лучшего.
Зато привезли конструкцию-подъемник для песни «Власть». Она уже вызвала немалый резонанс на Украине из-за очевидного сравнения «оранжевой революции» с фашизмом. И Кинчев решил подчеркнуть остроту слов с яркостью образов.
Артиста поднимает ввысь подъемник-трибуна, задрапированная красным полотнищем с черно-белой символикой. Стоя на этой символической трибуне, Кинчев не упускает возможности вдоволь поизображать трибуна-политика с характерными жестами.
Сходство с кинохроникой выступлений Адольфа Гитлера полное. Только поет Кинчев совсем о другом, он жестко высмеивает молох любого тоталитарного государства: «Новой власти нужен порох,
Старой власти нужен ток. Властью верховодит Молох, Кровью пополняя исток Реки с названием «Грязь»».
Нынешняя «Алиса» полностью сформировала свой узнаваемый творческий почерк (фото:С.Мальцева/NEWSmusic.ru) |
Отчасти Кинчев в эти минуты напоминает Чарли Чаплина в безжалостной политической комедии «Великий Диктатор» (1940). В какой-то момент Кинчев на трибуне начинает увлеченно крутить прожектора, почти дословно воспроизводя кадры из гениального фильма.
В Зеленом театре прозвучал весь альбом «Пульс хранителя дверей лабиринта» и почти целиком альбом «Стать севера» (2007), щедро проложенные золотыми хитами «Алисы». Безусловно приятно было слышать добрые слова о Рикошете после исполнения песни «Рикошет». Вошли в сет-лист и традиционные две песни Цоя – «Спокойная ночь» и «Песня без слов».
Приходится признать, что Зеленый театр – не самая удачная площадка для «Алисы». В 2007 году здесь прошли концерты Земфиры* и «Короля и шута». Для полуэстрадной Земфиры звук оказался идеальным, для грязного панка КиШ – вполне приемлемым.
Но для жесткого кристально чистого саунда «Алисы» открытая площадка с ограничением мощности (недалеко жилые дома) вылилась в сущее несчастье. Звук получился не очень громкий – что уже неприятность для такой группы, и к тому же словно ватный.
Частоты гуляли сами по себе, как кошка по раскаленной крыше. Некомфортный звук слышался как в вип-зоне перед пультом, так и за ним на галерке. Звукорежиссеру удалось сохранить слышимость вокала, однако о драйве в условиях мельтешащих в воздухе нот пришлось забыть.
Поклонники «Алисы» - народ дружный и позитивный. Несмотря на жесточайший досмотр, из-за которого добрая половина зрителей попала в зал далеко после начала концерта, недостатка в фаерах вовсе не ощущалось. Уже на «Стати Севера» зажегся первый красный огонь, и дальше все шло по своим пиротехническим законам, - намного превосходя по красочности то световое шоу, которое группа подготовила на сцене.
«Небо славян» весь зал поет под барабанный аккомпанемент, а Кинчев внимательно слушает.
Новый современный герой
В целом нынешняя «Алиса» полностью сформировала свой узнаваемый творческий почерк – мистическое православие в текстах, спокойный рык Кинчева и сочные ню-металлические риффы гитар. Шаг влево, шаг вправо – считается побегом.
На новом альбоме нет никаких откровенных экспериментов, Кинчев увлеченно пишет песни в том же русле, что последние пять лет. Боевиков стало поменьше, качества игры прибавилось.
Главное для харизматичного лидера «Алисы» - донести свои мысли об образе жизни современного русского героя. Немного былинного сказа, немного храбрости и силы духа, любовь к Родине, спокойная сила – таким видится идеальный герой Кинчеву в наше время. Если постмодернистские сомнения и посещают этого героя, то только для того, чтобы дать передых и силы для новой схватки со злом.
Кинчев утрирует образ для того, чтобы высветить главное и отсеять второстепенное. У него есть основания полагать, что суетливые женские метафоры и нетвердый ассоциативный ряд – совсем не тот строй мыслей, который украсил бы идеального античного воина-поэта.
При этом Кинчев вовсе не удаляется от реальности современной жизни. Напротив, он готов высказываться по самым животрепещущим вопросам. Но со спокойствием и твердостью истинного нового героя.
По сути, Кинчев ввел в дефицитное поле современного героя еще одно яркое амплуа. Герой строго православный, и оттого имеющий крепкий нравственный императив, трезво отделяющий зерна от плевел, искренний патриот и при этом высокообразованный человек.
Таких людей мы видим вокруг себя все больше. И нет сомнений, что Кинчев предвосхитил, а в чем-то и подтолкнул вперед этот процесс.
Игру беспечных сердец
Смерть ровняет в один типикон.
Лететь, предвидя конец,
Видеть землю глазами икон.
Я читал в глазах
Боль за души земли,
Сколько огня было в этих глазах
И сколько любви!
(«Изгой», написано 29.12.2003)
Уже в 2008 году понятие «изгой» к такому человеческому типу кажется лишь поэтическим преувеличением. Количество крепко стоящих на ногах образованных верующих людей множится, несмотря на тлетворное воздействие массового коммерческого телевидения на неокрепшие умы. Возможно, именно вопреки нему.
В этом есть и заслуга Константина Кинчева.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом