Ниже – попытка собрать наиболее важные дебютные киноработы ушедшего года.
Лучший фильм: «Жестокость»
Каждый может стать тем, кем захочет. Что из этого в итоге выйдет – другой вопрос. Но возможно абсолютно все
Режиссер Марина Любакова сняла картину, полностью соответствующую названию. Это некомфортный, кричащий, сердитый фильм. О женщинах – но совсем не женский. Неидеальный: временами в нем случаются ритмические нестыковки.
Однако Любаковой отменно удались и атмосфера, и характеры героев, и увлекательная история. К тому же в «Жестокости», в отличие от многих и многих картин, снятых в Москве, есть образ города. Суетного, многолюдного, каменно-стеклянного – и уютного, способного укрыть и дать шанс.
«Жестокость» – фильм о выборе. Каждый может стать тем, кем захочет. Что из этого в итоге выйдет – другой вопрос. Но возможно абсолютно всё.
Лучшая женская роль: Анна Бегунова, «Жестокость»
Роль «трудного подростка» Вики стала первой киноработой молодой актрисы Анны Бегуновой. Девушка с ангельским личиком и каменным сердцем, Вика идет по жизни уверенно, чувствуя слабину в попадающихся навстречу людях и умело этим пользуясь.
Одинокая, нелюбимая, из затравленного звереныша она стремительно превращается в дикарку без страха и упрека, умную, расчетливую, знающую цену жизни. Прикоснувшись к желанному образу настоящей женщины, Вика полностью преображается.
В финале фильма она выглядит победительницей. Но сам финал остается открытым: сбудутся ли мечты героини, неизвестно.
Кадр из кинофильма «Тиски» |
Лучшая мужская роль: Максим Матвеев, «Тиски»
Строго говоря, роль в «Тисках» Валерия Тодоровского – не самая первая в биографии Максима Матвеева. Но зато первая – главная. Хотя в театре (Матвеев работает в МХТ имени Чехова) молодой актер сыграл уже несколько значительных ролей, от Эдгара в шекспировском «Короле Лире» до искусителя Вадима Дульчина в «Последней жертве» Островского, в кино он практически не появлялся.
Теперь благодаря «Тискам» Матвеева узнала широкая публика. И актер этого заслуживает. Образ амбициозного юноши, «которому не повезло», выглядит драматично, но актеру, к счастью, не изменяет чувство юмора.
Худший фильм: «20 сигарет»
Тема фильма весьма благодатная: страсти из жизни менеджеров среднего звена. Молодые и амбициозные, они делают карьеру, пикируются с невозможными начальниками и строптивыми клиентами, переживают, что на семью и любовь почти нет времени.
Картина могла бы получиться очень занимательная. А получилась вялая и выхолощенная. Режиссер Александр Горновский, видимо, очень хотел снять «гимн поколения». Предающего друзей, рвущегося на вершину и боящегося всё потерять.
Но не то испугался, не то оказался в ловушке излишнего пафоса. И фильм приходится додумывать за него. А героям, разгуливающим с одним на весь фильм многозначительным видом, то и дело хочется дать пинка: ну что сидишь, ну сделай что-нибудь!
Лучшее, что есть в картине, – блистательные Галина Тюнина и Максим Суханов. От них не оторваться, но они существуют в своем собственном измерении.
Худшая женская роль: Алина Сергеева, «Слушая тишину»
Похоже, Алина Сергеева всю жизнь будет с упорством, достойным лучшего применения, эксплуатировать образ «наивной гордой дурочки». Что в театре, что в кино одно и то же: распахнутые глазки, блуждающая улыбка, злые слезы, несуразные жесты.
Смотреть на это, право, невыносимо. Самое смешное, что и в жизни Сергеева старательно работает над тем же образом. Может, стоит пересмотреть взгляды на себя и попробовать что-нибудь еще? Вдруг получится?
Худшая мужская роль: Евгений Антропов, «Кремень»
После выхода фильма «Кремень» этого молодого актера не воспел только ленивый. Однако восторги явно преждевременны. Безусловно, задача у дебютанта была не из легких. Сыграть «пустое место», из ничего сделавшее неплохую карьеру, надо суметь. А заодно неплохо бы убедить зрителя в достоверности происходящего.
Актер пошел по наиболее проигрышному пути под названием «простота, что хуже воровства». Все события с героем происходят исключительно благодаря сюжету. И отличный текст, вложенный герою в уста, не спасает. Внутри актер остается пустым и скучным.
В итоге герой, который мог стать весьма значимым для нового кино, выглядит банальным, неинтересным дурачком.
Кадр из кинофильма «40 (Сорок)» |
Самый серьезный фильм: «Враги»
Великая Отечественная война – едва ли не самая сложная сегодня тема. И для кино, и для театра. Вроде бы любая история может оказаться самоигральной – настолько драматично звучит каждый сюжет того времени. Но с другой – опасности в виде фальши и пафоса подстерегают на каждом шагу.
Режиссеру Марии Можар удалось обойти все подводные камни и сделать кино строгое, лаконичное, страстное и удивительно достоверное. Несколько дней из жизни обитателей белорусской деревни и расквартированных в ней немецких солдат, полные как драматических событий, так и мелких деталей, показывают другую, непривычную войну.
Дотошно соблюденный антураж и абсолютно живые, сегодняшние герои делают «Врагов» очень важной работой. Которая по-настоящему задевает. Хочется верить, что следующие фильмы Можар сохранят эту редкую нынче интонацию.
Дебют-недоумение: «Отрыв»
Когда известные художники дебютируют в новом для себя качестве, к их работе присматриваешься очень пристально. И ожидания от таких дебютов – больше.
Тем огорчительнее разочарование, постигшее по просмотре фильма Александра Миндадзе «Отрыв». Ибо основные качества «Отрыва» – невнятность и многозначительность. Отличный подбор актеров картину не спасает: задачи никому не поставлены, и каждый выплывает за счет своих способностей.
Одно из самых печальных впечатлений ушедшего года.
Самый искренний фильм: «Сорок»
А вот дебютная картина Александра Галибина «Сорок» порадовала и качественными актерскими работами, и динамикой, и пронзительностью интонации.
Как кинорежиссер Галибин дебютант, зато в театре поставил немало спектаклей, так что с артистами он умеет работать грамотно и атмосферу выстраивать точно.
«Сорок» мог бы стать еще одним фильмом на модную нынче тему терроризма. Но Галибину просто боевик неинтересен – ему важно рассказать человеческую историю. Непроста он пригласил на роль террористки-смертницы прелестную Екатерину Федулову, а на роль ее противника – специалиста по благородным героям Дмитрия Марьянова.
Результатом стал проникновенный, честный фильм о двух людях, которые не могли поступить иначе.