Поговорим, впрочем, о фестивалях, когда придет время. А сейчас просто взглянем на очередной сезон. Был он довольно вялым и с точки зрения открытий, и по части «просто хороших спектаклей». А самое печальное – несмотря на стабильно большое количество выпускаемых премьер, столичная театральная жизнь напоминает полный штиль. Непонятно, откуда может подуть ветер, куда поплывет флотилия театров-кораблей. Обнадеживает лишь призрачная надежда, что этот ветер возможен.
Как вы яхту назовете…
Популярный по многочисленным киноработам Павел Деревянко тоже напомнил о себе как о хорошем театральном актере, наделенном яркой индивидуальностью
В большинстве крупных театров продолжается период безвременья и – порой – безвластия. Порой ловишь себя на мысли, просматривая сводную афишу, дабы понять, куда пойти вечером, что репертуар ряда театров пролистываешь не глядя. Потому что уже ничего не ждешь.
На минувший сезон пришлось несколько важных кадровых назначений. В Театре наций воцарился Евгений Миронов со своей творческой командой. Намеченные планы вызывают уважение: здесь и проведение фестивалей, гастроли коллективов мирового уровня (новый сезон откроется спектаклем МДТ – Театра Европы «Жизнь и судьба»), постановки самых интересных режиссеров молодого и среднего поколения. Однако успешная реализация этой россыпи упирается в финансовый вопрос. Даст бог, все получится.
Наконец-то появится новый худрук в театре Вахтангова: эту должность займет литовец Римас Туминас. Однако быстрых перемен там ожидать не приходится. В очередной раз сменил руководство театр на Малой Бронной (где, кстати, новый сезон уже открылся). Всего сезон проработал там Леонид Трушкин, режиссер крепкий и толковый, знающий способы театрального выживания, но не сумевший реанимировать «покойника». С нынешнего сезона на Бронной появился как новый худрук – режиссер Сергей Голомазов, так и новый директор – Константин Чернышев. Станет ли Малая Бронная успешным театром – посмотрим. Хотя от скепсиса удержаться сложно.
Продолжают использовать метод проб и ошибок основные столичные ньюсмейкеры: МХТ имени Чехова, «Современник», «Сатирикон». В каждом из них появились как удачные работы («Король Лир» и дилогия по Мартину Макдонаху в «Сатириконе», «Человек-подушка» того же Макдонаха и развеселые «Примадонны» в МХТ, «Мален» в «Современнике»), так и откровенно провальные. Обнадеживает тот факт, что работа этих коллективов дает ощущение живого процесса.
Равно как и труды некоторых небольших, но шустрых театров: специализирующихся на новой драматургии Центра драматургии и режиссуры Казанцева-Рощина и «Практики», волшебной лаборатории Дмитрия Крымова, неизменно стильного интеллигентного театра «Около дома Станиславского». Все они выпускали интересные, в меру экспериментальные по форме и очень сильные по эмоциональному посылу работы.
Персоны грата
Сцена из спектакля «Крошка Цахес» в постановке театра имени Моссовета |
Появились за сезон и новые актерские имена. Приятно, что увеличивается количество красивых актрис, способных как играть героинь, так и меняться до неузнаваемости. Стоит запомнить бойкую нежную Светлану Колпакову из МХТ, изысканную Елену Плаксину из «Современника», чувственную Алену Лаптеву из театра Табакова. По части юношей все обстоит скромнее, но на Алексея Черных (театр Et cetera) и на удачно появившегося на театральных подмостках «медийного» Ивана Стебунова надо обратить внимание.
А вот с молодой режиссурой – снова загвоздка. Непонятная ситуация: творческие вузы работают бесперебойно, каждый год выпуская кадры. Но куда эти кадры деваются – вопрос. Да, успешно работает Миндаугас Карбаускис, достойно вернулась после перерыва Нина Чусова, активно трудится в качестве режиссера «человек-оркестр» Владимир Панков. Но их одних на все театры не хватит. Из превосходной компании режиссеров, выпущенных несколько лет назад Камой Гинкасом, регулярно ставит только Ирина Керученко (за сезон она выпустила два интересных спектакля: «Калека с острова Инишмаан» в Центре Мейерхольда и «Я – пулеметчик» в Центре драматургии и режиссуры). Где же Антон Коваленко, Максим Кальсин, Алена Анохина? Их работы существенно обогатили бы процесс. А совсем новых имен минувший сезон не явил.
Мы вышли из леса
Отрадно, что Москва становится все более фестивальным городом. Именно благодаря фестивалям до нас доезжают всяческие театральные новинки. Список регулярных смотров – «Новая драма», NET, «Золотая маска», Международный фестиваль имени Чехова, фестиваль современного танца «ЦЕХ» – пополнил фестиваль современного искусства «Территория» и мультимедийный форум культурных пересечений Rozamira, специализирующийся на искусстве Востока. Заезжают к нам и помимо фестивального расписания знатные гастролеры – от мощнейшего Кшиштофа Варликовского до гордого стильного театра «Особняк» из Петербурга. Выбор велик, только успевай. Другое дело, что собственные достижения выглядят на этом фоне довольно скромно. А стимулом свершения «далеких гостей» почему-то не становятся.
Кто-нибудь спросит: в чем причина такого невеселого состояния дел? На мой субъективный взгляд, в лени и страхе. Боязно браться за новое, будь то драматургическое название или режиссерское имя. «А вдруг публика не примет, не поймет?» – думает очередной худрук и ставит в план постановку популярного, а то и совсем заезженного автора. Но при этом крик «Где новые имена?» не прекращается. Та же история с новой режиссурой. А если вдруг режиссер появляется, его тут же начинают рвать на части, и он чаще всего превращается в халтурщика – а что стараться, и так график на пять лет вперед расписан. Конечно, у нас есть мэтры, трудящиеся качественно и глубоко. Но их не так уж много, да и некая поколенческая уравновешенность в театре должна быть – неправильно ожидать открытий от одних и тех же, по инерции. Но самое печальное – у большинства стационарных театров давно пропала потребность в четкости высказывания. От понятия «репертуарная политика» отмахиваются за ненадобностью. И сезон за сезоном столица погружается в туман. Иногда все же прорываемый огоньками.