Формат – термин больше телевизионный и относится скорее к традиционному медийному бизнесу, передачам, которые мы привыкли видеть (например, «Последнему герою», «Фабрике звезд», «За стеклом», сериалу «Мой прекрасная няня», конкурсу «Мисс Россия», произведенным, как и многое на нашем телевидении, по купленному формату за рубежом).
Некие проходимцы сделали ресурс идентичного формата и пытались зазывать пользователей к себе
Формат – это сценарий, адаптированный с географическо-этнической, социальной и временной точки зрения (позиции) на соответствующей территории использования. Вот, к примеру, если бы мы снимали по сценарию фильм «Ромео и Джульетта», то тогда надо было бы говорить о том, что это семьи именно Монтекки и Капулетти, обращаться к тому времени, когда они жили, облекать их в национальные наряды.
А если бы решили поведать ту же историю от имени семей, допустим, Ивановых и Абдуллаевых, которые на какой-то почве не могут сойтись, хотя их дети и любят друг друга, а дальше показали те же шекспировские события, но в московских «хрущевках», то, безусловно, это уже будет адаптированный сценарий под наше время, под нашу территорию, под наши этнические особенности, привычки, то есть тот самый пресловутый формат – хоть это и сценарий «Ромео и Джульетты».
Соответственно, если мы рассмотрим «Мою прекрасную няню», то в американской версии сценария няня родом из итальянского Бруклина со своим в чем-то смешным итальянским акцентом, а в нашей – родом из Мариуполя с акцентом уже украинского происхождения, и попадает не в дом, допустим, Смиттов, а Шаталиных.
Таким образом, мы видим, что за основу нашими производителями взят формат, в котором американские зрители имеют сериал «The Nanny», а российские – сериал «Моя прекрасная няня».
Соответственно, наш сериал снят по зарубежному формату, права на который так же должны сохраняться, как и на стопроцентно выдержанный сценарий, если бы этот популярный сериал был по нему снят.
Подобная проблема актуальна не только для традиционной, «старой» медиа – газет, радио, телевидения, но и для новой медиа (NewMedia), которая, прежде всего, отражает изменения коммуникативного и социального пространства под воздействием компьютерных технологий.
В мир NewMedia включаются: Интернет, мобильное пространство, виртуальная реальность, мультимедиа, компьютерные игры и анимация, цифровое видео, кино и всё, что можно подогнать под понятие интерактивности. В традиционном телевидении, конечно, тоже есть интерактивные элементы – смс-голосования, реклама продажи через смс мобильного контента – но всё же полноценно они представлены именно в NewMedia.
И здесь действуют те же правила игры, те же принципы защиты прав на сценарии, на форматы. Защищать формат надо везде. Всем известны пираты музыки, пираты кинофильмов, пираты брендов, теперь преследуются и пираты форматов.
Недавно, в арбитражном суде города Москвы было рассмотрено дело о нарушении прав на формат конкурса в интерактивно-коммуникативной среде, служащий основой для составления социальных сетей,
Конкурс «Любовь России» шумно стартовал в 2006 году, после того как в марте компания «ИНФОКОМ» получила исключительные авторские права на сценарный план интерактивного конкурса с элементами реалити-шоу у американской компании.
Среди участников наблюдательного совета конкурса были такие известные фигуры, как писательница Полина Дашкова, стилист Ланна Камилина, телеведущая Ольга Шелест, композитор Александр Шульгин, певица Полина Гриффис, олимпийская чемпионка Светлана Хоркина и другие.
Но не успело открытие произойти, как некие проходимцы сделали ресурс идентичного формата и пытались зазывать пользователей к себе.
Точно так же дешевые производители изготовляют одежду под именами именитых торговых марок, точно так же часто на уличных лотках продают ювелирные изделия – подделки.
В декабре прошлого года произошедшее зафиксировали, и в целях защиты своих прав на сценарный план (формат) конкурса компания «ИНФОКОМ» подала исковое заявление с требованиями о запрете использования сценарного плана, а также взыскании компенсации за бездоговорное использование. Первое слушание прошло в начале марта, в общей сложности процесс длился 7 месяцев.
В подтверждение наличия исключительных авторских прав на сценарный план истцом были предоставлены все правоустанавливающие документы, начиная от автора сценарного плана, заканчивая компанией «ИНФОКОМ».
Поскольку одним из звеньев в цепочке правообладателей была иностранная компания юристы компании «Штайнер, Нейман и партнёры», представляющей интересы истца по независящим от них причинам не успели к установленному сроку предоставить суду всю цепочку договоров по передаче исключительных авторских прав (иностранный партнер не смог вовремя предоставить требуемые документы).
По указанным причинам в первой инстанции суд не смог удовлетворить иск, но впоследствии за минимальный срок все же цепочка документов вплоть до договоров с американскими регистрационными организациями, где были зарегистрированы права на формат, была поднята, и в апелляционном порядке справедливость восторжествовала.
Пираты были наказаны – на них были наложен запрет на использование сценарного плана конкурса с обязательством выплатить компенсацию в шестизначных цифрах.
«В последнее время в России наблюдается хорошая тенденция, защите интеллектуальной собственности придается немалое значение, увеличилось число дел, рассматриваемых в судах, выносятся решения не в пользу пиратов, ужесточилась уголовная ответственность за нарушения в сфере интеллектуальной собственности.
Что касается данного конкретного дела – очередная попытка заработать на чужом творческом труде была вовремя пресечена. Суд вынес правильное решение, пусть не с первого раза, Интернет – нечто новое, российским судьям еще придется привыкать разрешать иски сторон друг к другу за различные нарушения в среде интернет.
Формат конкурса является основой бизнеса нашего клиента, на его основе был создан интереснейший масштабный проект, развитие которого во многом зависит от соблюдения правовых основ.
Во все мире форматы признаются такими же объектами интеллектуальной собственности, как и книги, музыкальные произведения, фильмы. Права на использование форматов передаются на основании лицензионных договоров. Пользователь выплачивает огромные роялти за право поставить фильм, шоу, создать телепередачу на основе формата.
Так происходит в «старых» медиа, и на наш взгляд должно быть такое же правовое регулирование в сфере «новых» медиа», – прокомментировала сложившуюся ситуацию Лейла Нейман, Генеральный Директор и Партнер юридической фирмы «Штайнер, Нейман и парнеры».
Мы обратились к некоторым членам наблюдательного совета конкурса «Любовь России» , чтобы услышать их мнение по данному поводу.