Культура

9 февраля 2007, 09:25

Мечта Эйфмана

Фото: ИТАР-ТАСС

Есть люди, стоящие в собственной сфере деятельности прямо-таки вызывающе отдельно. Их не получается сравнить, их работы – скопировать. Они могут иметь учеников, но не имеют последователей. Им грех жаловаться на равнодушие – их либо любят и носят на руках, либо ругают с пеной у рта. Им завидуют. Мешают. Ими очаровываются.

Хореограф Борис Эйфман – как раз из такой плеяды. В эти поры он отмечает двойной юбилей: собственный и своего коллектива – Санкт-петербургского академического театра балета п/р Бориса Эйфмана.

Хореографический стиль Бориса Эйфмана узнаваем с ходу. Он смело сочетает классику и модерн с элементами драматического театра, работает с неожиданной музыкой, большое значение придает свету и цвету, предпочитая насыщенные, глубокие оттенки.

Его спектакли красивы и чувственны, они всегда в первую очередь об эмоциях, переживаниях, страстях, даже если рассказываемая история имеет мощные философские линии.

Любители классики презрительно называют спектакли Эйфмана «попсой», однако продолжают пристально наблюдать за его творчеством. А для многих поклонников качественного балетного зрелища именно Эйфман является эталоном.

Один в поле воин

Его спектакли красивы и чувственны, они всегда об эмоциях, переживаниях, страстях, даже если рассказываемая история имеет философские линии

Путь Эйфмана в балете легким не назовешь. В интервью он рассказывает, как непросто было доказать право на существование – себя и своего театра – в советские времена, как дорого дается выживание во времена нынешние.

Театр Эйфмана популярен и любим во всем мире, однако до сих пор не имеет собственной сценической площадки и финансируется «по остаточному принципу».

Соответственно, ни о какой стабильности не может быть и речи. Что побуждает при этом быть в превосходной форме, ибо права на провал коллективу Эйфмана не дано.

Любопытно, что Эйфман, довольно часто гастролируя в столице, ставил здесь всего один раз – делал версию «Русского Гамлета» в Большом театре. Принято считать, что спектакль не получился, хотя видевшие его говорят, что это был настоящий прорыв для танцовщиков Большого.

И в этом плане перевес в вечном соперничестве двух городов – в сторону Петербурга; гордый мэтр предпочитает появляться в Москве только в качестве гостя, а трудиться у себя.

В итоге в столице даже юбилей Эйфмана отмечают позже, чем в Петербурге: завтра на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко пройдет гала-концерт, составленный из фрагментов спектаклей именинника.

Кстати, танцевать в нем будут исключительно исполнители из Петербурга: помимо артистов из подведомственного юбиляру коллектива, на сцену выйдут звезды первой величины – Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Фарух Рузиматов.

Работать со «своими» – дело благодатное. Эйфман воспитал несколько поколений удивительных танцовщиков, в которых сочетаются превосходное умение существовать в пространстве, чувство стиля и необычная, влекущая красота.

Танцовщики Эйфмана сами напоминают произведение искусства. Хореографу явно неинтересен «среднестатистический» артист балета; на выбор могут влиять неожиданные факторы.

Давние поклонники коллектива помнят работы загадочной, утонченной Веры Арбузовой и энергетичного, мужественного Альберта Галичанина. Сегодняшняя публика любуется на Марию Абашову, Юрия Смекалова, Илью Осипова.

Есть подозрение, что поработавшие с Эйфманом танцовщики не смогут, да и не захотят воспринимать другого хореографа – будет неинтересно. Работать с Эйфманом, конечно, трудно.

Трудоголик и перфекционист, он доводит каждую работу до состояния абсолюта и не приемлет погрешностей. Но при этом его танцовщики – вовсе не роботы или марионетки, слепо исполняющие волю.

На сцене видно любого, и даже про самую маленькую роль всегда есть что сказать.

Время печали уже пришло

Безусловно, Борис Эйфман не стал бы столь значимой фигурой для балетного мира, возьмись он хоть раз переосмыслять классические балеты

Безусловно, Борис Эйфман не стал бы столь значимой фигурой для балетного мира, возьмись он хоть раз переосмыслять классические балеты. Каждый его спектакль – а их создано более сорока – авторский от начала и до конца.

Хореограф берет за основу историю – литературный сюжет, биографию или просто некое ощущение, впечатление, картинку, мысль – и раскрывает при помощи собственной фантазии. Поэтому его балетную партитуру не дано потом никому повторить.

Героями самых известных его балетов стали реальные личности, чьи биографии Эйфман осмысляет по своему усмотрению, не обязательно совпадающему с исконным.

Хореограф во главу угла ставит внутренний мир человека, его природу, его желания, потребности, тревоги, боль, любовь. И даже самый известный персонаж в итоге предстает словно заново узнанным.

Скажем, царевич Павел, сын Екатерины Великой («Русский Гамлет») показывается нам как блестящий, пылкий, наделенный богатым воображением и превосходными способностями человек, не сумевший совладать с дикой страной, а балерина Ольга Спесивцева («Красная Жизель») предстает жертвой собственного умения любить, тонко чувствующей женщиной, не справившейся с душевным разладом.

В балете «Чайковский» Эйфман размышляет над судьбой великого композитора, над его внутренней двойственностью, над славой, за которую приходится платить очень высокую цену.

А работа хореографа «Мусагет», где соединилась музыка Баха и грузинские народные мотивы, – дань восхищению перед талантом и мастерством Джорджа Баланчина.

Увлекают Бориса Эйфмана и литературные герои. Один из недавних его спектаклей сделан по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина».

Здесь как раз есть все мотивы, волнующие хореографа: и мучительная проблема выбора, и накал чувственных страстей, и разлад внешнего и внутреннего в облике человека. Спектакль получился огненным, смелым и горьким.

Последняя работа Эйфмана – балет по чеховской «Чайке».

Не нужно пристального взгляда, чтобы заметить, что практически все спектакли Бориса Эйфмана трагичны. Однако для хореографа-философа это естественно: в душевных и физических метаниях своих героев он черпает вдохновение и знание человеческой природы.

Каждый раз познавая заново мир, о котором, казалось бы, уже все известно, и учась у своих героев восприятию действительности.

Есть у Бориса Эйфмана мечта. В Петербурге должен появиться уникальный учебно-театральный комплекс «Дворец танца».

Под его крышей смогут существовать несколько балетных трупп: классического танца девятнадцатого века, труппа самого Эйфмана и коллектив экспериментальный, занимающийся поисками новых форм пластической выразительности. Здесь же предполагается обучать талантливых детей из неблагополучных семей.

Пока проект существует только на начальной стадии – к сожалению, у нас мало что делается быстро. Видимо, Дворец танца появится лишь к следующему юбилею хореографа. Но это не помешает ему продолжать работать – над спектаклями, над строительством театра.

Такие люди, как Борис Эйфман, не умеют только мечтать – и поэтому их мечты всегда исполняются.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?