Характерные для поствоенных (1919) лет безысходность и уверенность в бессмысленности существования позволили человеческому подсознанию заговорить в полный голос. Объектом внимания становятся патологии. Поиски правдоподобия в искусстве смещаются в сторону игры воображения. А коллекция произведений искусства напоминает кунсткамеру.
Этот сдвиг в системе моральных и интеллектуальных ценностей, на которых покоился многовековой музей европейской культуры, позволил принципиально по-новому взглянуть на мир.
Мифы
У картин Дельво есть особенное свойство – в них ты физически ощущаешь тишину, заглядываешь в лицо пустоте
Аукцион сюрреализма, организованный Christie’s в начале февраля, не проходил ad absurdum, как это можно было бы предположить. Открылся он воистину с ящика Пандоры – любопытной инсталляции Доротеи Таннинг.
Небольшая обитая мехом коробочка, в которой лежат зубы и лезвие, удивительным образом сочетает домашний уют, фэшн-агрессию и угрозу. Воедино сводятся мифы о греческой «любопытной Варваре» и о средневековой vagina dentatа, вызывавшие столь неприкрытый восторг у сюрреалистов, включая и мужа Таннинг Макса Эрнста.
Вполне возможно, что неслучаен и кроличий мех. Кролик, презираемый за трусость и сексуальные инстинкты, как никакое другое животное олицетворяет собой тонкую грань между жизнью и смертью, сексом и убийством. Увы, любопытных на аукционе не нашлось – и лот, оцененный в 12–18 тыс. фунтов, остался непроданным.
Популярность обошла стороной все аспекты мифологии – в том числе и мифологические городские пейзажи де Кирико. «Площадь Италии» де Кирико (эстимейт 200–300 тыс.) – один из самых частых образов художника. Энди Уорхолл как-то сказал о нем, что де Кирико рисовал одно и то же – может, именно это их и объединяло. Потому он и выбрал эту картину для своей серии в память о художнике.
Картина Поля Дельво «Город в песках» была продана за 468 тыс., не достигнув верхней планки эстимейта (350–550 тыс.) У картин Дельво есть особенное свойство – в них ты физически ощущаешь тишину, заглядываешь в лицо пустоте.
Особенная поэзия бесплотного течения времени, невинности молодости и застенчивой сексуальности Дельво раскрывается в почти театральной картинке руин, поглощаемых беспощадными дюнами. На этом классическом фоне – две женщины с единым невыразительным лицом застыли, чем-то неуловимо напоминая королевские статуи Гондора.
Но это уже из другой оперы.
Кино-Дали
В многоголосой какофонии сюрреализма сгодится всякая партитура |
Впрочем, в многоголосой какофонии сюрреализма сгодится всякая партитура.
Так, Виктор Браунер в картине «Большое путешествие» (эстимейт 80–120 тыс., продана за 72 тыс.) воплощает на полотне теории психоанализа, опираясь на собственную жизнь, – прием для сюрреализма избитый и избыточный.
Эдипов комплекс и детски-схематичные фигуры в желтом автобусе чем-то напоминают битловскую мультипликацию в «Желтой подводной лодке». Зато картина Дельво, изображающая девушек в лесу (эстимейт 300–400 тыс., ушла за 490 тыс.), изящно исследует мифологию подсознания, через метафизику де Кирико и нимфо-нимфеточью мифологику.
«Фантастическое путешествие» Сальвадора Дали (эстимейт 240–340 тыс., продан за 580 тыс.) – портрет, созданный художником на пике увлечения поп-артом в Нью-Йорке в 1965 году. Он является частью кампании в поддержку фильма «Фантастическое путешествие» (1966). Компания 20th Century Fox в свое время обратилась к художнику с просьбой стать арт-директором проекта – этот портрет и стал его первым манифестом в новом амплуа.
Другая работа Дали – Венера Милосская с ящичками (эстимейт 200–300 тыс., продана за 240 тыс.) – одна из классических работ великого сюрреалиста. В какой-то степени это был его ответ теории Фрейда о «ящиках» человеческой души. Интересная деталь – когда Марсель Дюшан помогал Дали с отливкой скульптуры, тот достаточно резко заявил: она должна быть только из бронзы, покрашенной в гипс. Пусть человек, который возьмет Венеру в руки, удивится ее неожиданной тяжести.
Такой вот юмор у этих гениев!
Яблочный человечек
Работа Рене Магритт |
Рене Магритт, другая икона сюрреализма, не нуждается в представлении. Хотя бы после той шутки в «Афере Томаса Крауна», где герой обманывает полицейских, вдохновившись «яблочной картиной» Магритта.
Основополагающим принципом искусства Магритт почитал «избирательное сходство». При соотнесении двух разных и не связанных между собой предметов он видел некое скрытое сходство, которое каждый раз оказывалось откровением.
Как он сам об этом рассказывал: «Однажды я проснулся в комнате, в которой находилась клетка с птицей. Мне почудилось, что птица из клетки исчезла, зато в ней появилось яйцо. Я был изумлен до предела, увидев определенное сходство между яйцом и клеткой». Образ птицы характерен для всего творчества Магритта, в особенности птицы, избегающей заключения. Меж тем яйцо в клетке – символ двойственный, заключения и побега одновременно, символ нового рождения. Картина «Избирательное сходство» была продана за 216 тыс. фунтов (против эстимейта 120–180 тыс.).
«Преднамеренность» Магритта, оцененная в 220–280 тыс., была продана за 423 тыс. фунтов. Неожиданно и по-детски яркая, картина изображает букет цветов, растущий из одного стебля. В чем-то она пародирует импрессионистов, в частности Ренуара: юмор Магритта делает зрителя соучастником смеха, в роковые сороковые – чуть ли не невозможная вещь. В этом художник видел предназначение сюрреализма в дни войны.
Одна из самых ярких и не менее театральных работ – «Женатый священник», проданный за 5,284 млн при эстимейте в 2–3 млн. В ней он обращается к любимой теме скрытого лица, маски и яблок. Мифология картины проста: с какой яблони падает то яблоко, что прячется за карнавальной маской? С другой стороны, яблоко для Магритта несет деперсонализирующую функцию. А маска, наоборот, придает безликому плоду некое подобие лица.