Лик Христа
Джон Ианноне. Тайна Туринской плащаницы. Перевод Н. Власовой. Издательство «Амфора»
Когда он стал проявлять снимки, то с удивлением увидел, как на пластинке проступает четкое изображение фигуры
В христианском мире Туринская плащаница считается самой драгоценной реликвией. Миллионы людей верят в то, что плащаница – подлинный погребальный саван Иисуса Христа. Есть скептики, подвергающие это сомнению. Окончательное слово решили взять на себя синдонологи – ученые, изучающие плащаницу.
Книга «Тайна Туринской плащаницы» – это книга-обзор всех научных данных на сегодняшний день. Начиная с первых фотографий Секондо Пиа, сделанных в 1898 году. До этого момента на льняном полотнище можно было разглядеть очертание человека в полный рост. Все споры сводились к обсуждению, нарисован или не нарисован лик Христа. И если нарисован, то кем.
28 мая 1898 года Секондо Пиа было дозволено сделать две фотографии святыни. Когда он стал проявлять снимки, то с удивлением увидел, как на пластинке проступает четкое изображение фигуры. Эти фотографические негативы показали в мельчайших подробностях все, что долгие века таила в себе плащаница.
Но масштабные исследования начались в 1969 году, когда была создана комиссия по изучению плащаницы. В книге много исторических данных, научных изысканий, сравнительного анализа. Она написана доступным языком, читается с интересом.
Евангелие от Иуды
Арен Марк. Реквием по Иуде |
В апреле 2006 года в Вашингтоне был обнародован текст, который получил название «Евангелие от Иуды». Древность папируса, найденного в 1970-х годах в Египте, не подлежит сомнению. Различные исследования доказали подлинность документа, созданного в III веке н. э. Текст написан на диалекте сакла – одной из разновидностей древнего коптского языка. Манускрипт состоит из 62 ветхих листков папируса. Другой вопрос – подлинность содержания.
Текст пока переведен только на английский язык и опубликован на сайте Национального географического общества США . В нем совершенно иначе трактуется предательство Иуды. Не ради 30 сребреников, а ради Высшей Воли. В древнем документе приводятся слова Спасителя, обращенные к Иуде: «...ты станешь превыше всех их. Ибо ты предашь в жертву человека, в которого я был облачен».
Предательство Иуды всегда волновало умы писателей. Найденные и расшифрованные папирусы только усиливают этот интерес. Книга «Реквием по Иуде» – еще одно размышление на вечную тему – «Предательство или долг».
С самого начала книга пронизана мистикой. По версии Арена Марка (Карен Маркарян), папирус был найден гораздо раньше. Но люди, не придававшие ему значения или собирающиеся нажиться, погибали один за другим. Пока документ не попал в руки ученых.
В день, когда тексты смогли восстановить, происходит два события. Умирает папа Иоанн Павел II, а в древнем армянском монастыре Хор-Вирап появляется Иуда. Он пришел, чтобы на земле первого государства, принявшего христианство, подать в суд на человечество. Чтобы оправдать себя и вернуть душу.
Не буду пересказывать, что и как было дальше. Скажу только, что одним из действующих лиц является президент России. И что автор замыслил эту книгу как ответ Дэну Брауну с его «Кодом да Винчи».
Мне кажется, что любое размышление на тему предательства во благо или предательства ради корысти – это в первую очередь размышление о самом себе. Разграничение добра и зла не в окружающем мире, а внутри каждого. Повесть «Реквием по Иуде» дает такой толчок, хотя и написана с учетом современной тенденции жанра мистического детектива.
Суфийский танец поэзии
Колман Баркс. Суть Руми |
Колман Баркс. Суть Руми. Перевод, версификация и комментарии Сергея Сечива. Издательство «Гаятри», сборник стихов
Джелаледдин Руми не просто древний поэт-мистик, суфий. Он самый читаемый исламский автор после пророка Мухаммеда. Поэт, чьи переводы на английский обогнали по тиражам самого Шекспира, – феномен, которого не было в англоязычной поэзии 400 лет.
Современник Чингисхана, Руми начал писать стихи в 37 лет. При этом не считал себя поэтом, говоря: «Клянусь Аллахом, я никогда не питал к поэзии никакой склонности, и, по-моему, нет худшего занятия, чем она». Но тем не менее он надиктовал более 70 000 поэтических строк. А его философскую «Поэму о Скрытом Смысле – Меснави», названную великим Джами Кораном на персидском языке, изучают в странах ислама в специальных школах, существующих с XIII века по сегодняшний день.
На бойне любви убивают лишь лучших,
Не слабых, уродливых и невезучих.
Не надо бояться подобной кончины.
Убит не любовью? Знать, жил мертвечиной!
Было бы неправильно умолчать о Руми-философе, Руми-вероучителе, пусть даже в такой небольшой заметке. Его слова, размышления, притчи подхватывались, переводились и разносились по всему свету. Гегель почитал Руми как основоположника диалектики. Лев Толстой, любивший притчу Руми о слепцах и слоне, как-то опубликовал ее в своем сборнике «На каждый день» со своими теологическими комментариями. Итогом стало отлучение Толстого от Церкви.
Лев Гумилев считал, что Руми сыграл ключевую роль во всемирной истории: «...на рубеже XIII–XIV вв. заметен, а потом стал очевиден... мощный негэнтропийный импульс, или пассионарный толчок. Ось этого толчка прошла от Пскова до Бруссы и дальше на юг, до Абиссинского нагорья, где уже обратился в пыль древний Аксум. На беду для греков, ось толчка прошла восточнее Константинополя; в Малой Азии население, увлеченное мистическим учением Джелаль ад-Дина Руми, отошло от православия, так что его пыл и страстность пошли на защиту ислама».
Появление книги «Суть Руми» на русском языке – это событие. Не только потому, что следующий год назван ЮНЕСКО Годом Руми, или что он входит в «100 самых значимых людей тысячелетия», или что на его стихи пишут оперы, а Мадонна записывает диски. А потому, что, когда в стране появляется большой интерес к такой поэзии, к такому учению и к такой личности, как Руми, это говорит о многом.
Ученье – форма самоистязанья,
Умалишенье – плата за познанье.
Для тех, кто ищет красоту в страданье,
Есть Божья пустота, как воздаянье.
Блаженно в пустоте исчезновение,
Под мириадом масок воскрешенье.