Культура

4 июля 2006, 14:34

Правь, Британия, правь!

Фото: GettyImages

«Правь, Британия, правь!» – когда-то гордо распевали жители Британских островов, собрав под своей короной чуть ли не шестую часть света. Увы, выиграв в борьбе за мировое господство, они проиграли в борьбе за мировое искусство. У французов был Париж и начало двадцатого века, у австрийцев и немцев – Вена и Берлин, цитадели югенд-стиля. Британии, установившей гегемонию своего языка и литературы, никогда не удавалось блистать в искусстве.

Потому июньская неделя британского искусства, проведенная аукционным домом Cristie’s, не принесла столь «кассовых сборов», как, например, русский или латиноамериканский аукционы.

Бумажный аукцион

Акварель «Риги: восход на Люцернском озере» (лот 53) продана за 5,8 миллионов фунтов стерлингов

Открыл неделю британского искусства аукцион «Британское искусство на бумаге», и сразу – с места в карьер, установив рекордную цену за картину Тернера.

Его акварель «Риги: восход на Люцернском озере» (лот 53) продана за 5,8 миллионов фунтов стерлингов. Глядя на эту картину, так и хочется процитировать Бродского: «рябое море на сушу выбрасывает шум прибоя и остатки ультрамарина».

Прямой предшественник импрессионистов, Тернер в этой акварели достигает новых, неизведанных еще глубин, обертонов, игры цвета. «Эти сизые цвета пойманной рыбы, летние сумерки», умиротворенное, молоком разлитое над горизонтом, спокойствие, возникающее только на восходе солнца, не давали покоя коллекционерам в течение целого столетия. Эта акварель считается одной из лучших картин Тернера, наряду с парными к ней картинами «Красные Риги» и «Темные Риги».

Современники в свое время писали: «изумительная картина, увы, ее нежная гармония нарушается чересчур цельным голубым цветом». Это мнение вполне можно оспорить; может быть, именно благодаря своему невозможному голубому акварель столь примечательна.

Гораздо более иллюстративно мнение Джона Раскина: «Тернер никогда еще не писал так – и вряд ли когда-нибудь напишет. Эта картина написана не кистью, а сердцем». Вряд ли можно придумать более достойную похвалу. Кстати, эта акварель попадает на аукцион Cristie’s уже в четвертый раз. Она уже продавалась в 1863, 1912 и 1942 годах.

Другие работы Тернера, представленные на аукционе, не привлекли такого внимания. Впрочем, акварель в принципе не столь популярный вид искусства – весь аукцион принес 7 миллионов фунтов, цена большинства картин не превышала 10 тысяч фунтов.

Утром стулья, вечером картины

Более всего принес автопортрет Джорджа Стаббса (1724–1806) (лот 53, эстимейт 300-500 тыс., приобретен за 321 тыс.)

Еще менее удачными оказались аукционы британских картин 1500-1850 (принес 3,2 миллиона фунтов) годов и английской мебели (принес 4,5 миллионов).

Британские картины, как выяснилось, не очень ходовой товар. Более всего принес автопортрет Джорджа Стаббса (1724–1806) (лот 53, эстимейт 300-500 тыс., приобретен за 321 тыс.), достаточно известного художника-анималиста. Картина эта редкая, экспертам известно всего три автопортрета художника, два из которых давно находятся в музеях.

Из других интересных лотов можно было отметить портрет миссис Уотсон кисти Томаса Гейнсборо (1727-1788) (лот 43, эстимейт 60-100 тыс., куплен за 159,2 тыс.), его же пейзаж «Возвращение с охоты» (лот 78, эстимейт 150-200 тыс., не продан), портрет Ричарда Троварда кисти Фрэнсиса Уитли (1747–1801) (лот 58, эстимейт 100-150 тыс., продан за 108 тыс.). В остальном же аукцион прошел достаточно скучно.

Из английской же мебели самой популярной оказалась пара позолоченных кресел времен Георга I, принадлежавших известному меценату и политику Джеймсу Бриджесу, лорду Чэндосу и Кэннону (лот 50, эстимейт 500-800 тыс., ушли за 960 тыс.).

Вазы-подсвечники времен Георга III авторства Мэттью Бултона, дань увлечению Грецией, были проданы за 243 тыс. (лот 73, эстимейт 70-100 тыс.). Их особенность состоит в том, что вместо голубого флюорита, столь распространенного, что его называли «голубым Джоном», Бултон в этот раз использует желтый флюорит.

Этот камень с необычным зигзагообразным рисунком неспроста заслужил звание «тигрового» или «леопардового» камня – игра света на желтых боках и правда создает эффект кошачьего глаза с сужающимся зрачком.

Кстати, в Древнем Риме вазы из флюорита называли «муриновыми», и их стоимость равнялась целому состоянию. Еще же две бултоновских вазы (лот 70, эстимейт 200-300 тыс.) были проданы за 243 тыс. фунтов. Наконец, викторианский обеденный стол из красного дерева (лот 100, эстимейт 200-300 тыс.) нашел своего покупателя за 321 тыс.

Королевская идиллия

Самый дорогой лот (209, «Приготовления к празднику», эстимейт 1800 – 2400 тыс. фунтов) принадлежит кисти Джеймса (Жака) Тиссо

Викторианская Англия, с ее диккенсоновскими страстями и прерафаэлитскими красотами, всегда оставалась для нас загадкой. Социальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся и по сю пору, и вполне внятная ускользающая красота, последний ее всплеск, который в XX веке будет вытеснен абстрактными понятиями кубизма и уродством соцреализма, вполне близки современному человеку.

Аукцион викторианского искусства, прошедший в первой декаде июня, собрал 5 миллионов фунтов – немало, учитывая, что не так уж много ярких имен было на нем представлено.

Первым шел интересный, хотя и малоизвестный в России художник Джон Аткинсон Гримшоу, фееричный феевед, представлен шестью менее мифологичными своими работами.

Впрочем, несмотря на отсутствие характерных для него полуобнаженных девиц с золотыми крыльями, освежающих британские туманы, его картины сохраняют свое мистическое настроение. Залитые лунным светом пейзажи, сизые сумерки и менее характерные для него изображения английских улиц эпохи индустриальной революции с особой, пронизанной тайной атмосферой мифа. Недаром художник был большим поклонником Теннисона и даже детей назвал в честь персонажей «Королевских идиллий».

Картина «Сплетни. Бончерч, Остров Уайт» (лот 201, эстимейт 120-180 тыс., продана за 209 тыс.), кажется, насквозь пронизана светом газовых ламп, далеких огней и тревожной луны. Оголенные ветки деревьев, словно пронзающие небо, придают картине особый драматизм. Сплетни, вы говорите? Скорее, трагедии, судьбы маленьких людей на весах стихии.

Картины «Последний луч» (лот 202, эстимейт 180-250 тыс., продана за 164 тыс.) и «Деревенская улица воскресным вечером восемьдесят лет назад» (лот 206, эстимейт 80-120 тыс., продана за 84 тыс.) отражают архитектурные тенденции 1870-х годов, возрождающие культуру XVII-XVIII веков: своеобразную эстетику того времени – простые костюмы, позволяющие большую свободу движений, нежели это было допустимо в закованном в броню морали викторианском обществе, зеленые сады с непременными подсолнухами. Отчетливо прослеживается и параллель со «старым Челси» - «богемным» районом города, где жили «авангардисты» в рамках того времени Россетти и Уистлер.

Тем не менее даже в эту столь плодотворную для развития искусства эпоху Англия снова проигрывает не столь уж и галантным галлам. Самый дорогой лот (209, «Приготовления к празднику», эстимейт 1800 – 2400 тыс. фунтов) принадлежит кисти Джеймса (Жака) Тиссо, по происхождению француза. Картина «Приготовления к празднику» связывает живой нитью искусство французских импрессионистов и британскую живопись.

По мнению Дэна Брауна, да Винчи наполнял свои картины тайными знаками. Не знаю, как там было у Леонардо, но вот Тиссо действительно на редкость символичный художник, над загадками его картин до сих пор бьются коллекционеры и искусствоведы.

Тем более что в отличие от прерафаэлитов, чья символика достаточно стандартна (например, значения цветов или атрибуты античных божеств), Тиссо выходит на новый уровень. В его работе (в частности, и в этой) сад, с его архитектурными изысками, приобретает городскую сложность и несет в себе не только радостную атмосферу солнечного дня, но и возможную трагическую развязку.

Так, развевающиеся флаги на картине и позы, принятые персонажами и пародирующие стандартное изображение Свободы, равно как и красная шапочка склонившегося садовника, вполне могут быть изощренной насмешкой или патриотическим кивком в сторону Франции.

Конец романтики

«Гвоздем аукциона» считался городской ливерпульский пейзаж Лоренса Стефена
«Город Лондон прекрасен, если не ввысь, то вширь». Метафизическая глубина английских городов нашла свое отражение в картинах современных художников, вытеснив фей и прочие красоты с полотен.

Последний аукцион национальной аукционной недели Cristie’s был посвящен британскому искусству XX века. Большое видится всегда на расстоянии, поэтому наших почти современников мы знаем хуже всего. Тем не менее на завершающем неделю британского искусства аукционе были представлены 236 лотов, чьи авторы массовому российскому потребителю вряд ли известны.

Впрочем, сам аукцион принес 12 миллионов фунтов – самая внушительная из цифр британской недели. «Гвоздем аукциона» считался городской ливерпульский пейзаж Лоренса Стефена Лоури (лот 196, эстимейт 300-500 тыс., продан за 1 072 тыс.), который единожды выставлялся в Ливерпульской галерее в 1973 году, а потом канул в Лету. В целом он вполне соответствует нашему представлению о типичном английском городе – смог, серые контуры зданий, толпы маленьких, смешных человечков, набережная. Написана картина была в 1962 году, то есть когда в Ливерпуле уже раскрутились «Битлз» – и Англия начинала отвоевывать себе место в современном искусстве.

Другая картина Лоури, «Ссора» (лот 197, эстимейт 300-500 тыс., продана за 512 тыс.) изображает уличную драку. Что ж, в британском искусстве, как и во всем мире, социалка побеждает романтику.

Подводя итоги неделе британского искусства, проведенной аукционным домом Cristie’s, хочется повторить великого поэта: «Покуда есть правый берег у Темзы, есть левый берег у Темзы. И это благая весть». И да здравствует Великобритания!

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?