Культура

27 июля 2006, 16:18

Летние аукционы: живопись старых мастеров

Центровые Christie’s и Sotheby’s, а также второстепенные Bonhams и Nagel в Штутгарте, не сговариваясь, обратились к классике. Аукционные дома Christie’s и Sotheby’s своей политикой наглядно демонстрируют теорию стратегию «шерочки с машерочкой», что всегда ходят вместе. Если Christie’s заявляет аукцион старых мастеров, то Sotheby’s обязательно вклинится рядышком со своими торгами на ту же тему.

Серия аукционов Christie’s, посвященных классическому искусству, должна была принести 25 миллионов фунтов. Учитывая имена, которые мелькали среди лотов, – Карраччи, Доу, Пармиджанино, Рафаэль, Рубенс и Ван Хейсум, а также мебель от французов Андре-Шарля Булля и Жана-Франсуа Леле, коллекцию зеркал XVIII и XIX века и коллекцию великого герцога Петра Фридриха Людвига Олденбургского (1755-1829), – это не так уж и много.

Первые ласточки. Италия, Фландрия

«Венеция» Франческо Гварди

Эклектика старых мастеров давно уже перестала считаться таковой. Дилетант от искусства не видит особой разницы между Франсом Снайдерсом, Яном Ван Кесселем и Георгом Флегелем, но магический штамп «классики» заставляет его с важностью соглашаться: «Да, я это люблю».

На этот раз на ежегодном аукционе Christie’s, посвященном старым мастерам и живописи XIX века, были представлены 147 работ XVI-XIX веков, из которых покупателя нашли 106, принеся в общей сложности чуть больше миллиона фунтов стерлингов.

По словам Уильяма О’Рейли, директора отделения живописи старых мастеров, наибольшей популярностью пользовалась итальянская живопись XVI и XVII веков.

Рекордные цены были заплачены за Паоло Фаринати (лот 13 «Ecce Hommo», 54 тыс. при эстимейте 50-80 тыс), Гарофало и Джузеппе Пассери. Самым значительным лотом была «Голова мадонны» Рафаэля (1483-1520), оцененная в 50-70 тыс. фунтов и проданная чуть выше своего нижнего эстимейта – за 54 тыс.

Считается, что это один из старейших дошедших до нас эскизов Рафаэля, выполненных в красном меле – которым он стал пользоваться, познакомившись и попав под влияние Леонардо. Впрочем, это не сильно сказалось на цене.

Зато четыре эскиза Иоанна Крестителя, авторства Гарофало (Бенвенуто Тизи) (1481-1559), которыми аукцион и открылся, при эстимейте 3-5 тыс. фунтов ушли за 42.

Гарофало больше известен как мастер масштабных полотен, его же эскизы фактически не дошли до наших времен. Шесть женских фигур, представляющие аллегорию в честь Римской коллегии и дома Боргезе, авторства Пьетро Берреттини (Пьетро да Кортона (1596-1669), принесли 90 тыс. фунтов (эстимейт 60-80 тыс.)

Интересными показались работы Жака Андруэ дю Серсо (1500 – 1586), широко известного в узких кругах французского архитектора и теоретика эпохи Ренессанса, впрочем, ничего из ряда вон.

Мало сюрпризов принес и аукцион Sotheby’s от 4 июля. Итальянская живопись начала XVI века не пользовалась особой популярностью. Несмотря на общую покупаемость, картины фактически не продавались выше своих эстимейтов.

За исключением разве что работы, приписываемой Тото дель Нунциато (ученику Гирландайо, которому Вазари в своих «Жизнеописаниях» не стал писать отдельную биографию и который стал одним из тех флорентинцев, что оказали особое влияние на английское искусство), – мифологических фризов, представляющих Юнону и Нептуна (15,6 тыс. против 8-12 тыс. эстимейта).

Вообще удивительно, какое внимание уделяется в наикатолической Италии XVI века, отмеченной, правда, фривольностью Возрождения, античным богам.

Эти фризы известны как «панели дворца Нонсач» – того самого, что был построен по чертежам самого Генриха VIII в пику французскому Шамбору. Они являются частью декораций, часть из которых до сих пор можно найти в прилегающем парке, и носят герб Генриха VIII и Катерины Парр, последней и наиболее удачливой (потому что в живых осталась) из его жен.

Не нашел своего покупателя автопортрет Рафаэля, равно как и многие другие работы флорентийской школы XVI века. Картина художника из круга Рубенса «Святой Варфоломей», копия XVII века детали рубенсовского оригинала, была продана за 2,6 тыс. (эстимейт 2-3 тыс.).

С копиями так вообще отдельная история – сразу видно, что рынок классики постепенно истощается. Вместо оригиналов даровитых художников предлагаются работы последователей, учеников, приближенных или просто удачные копии.

За 1-3 тысячи вполне можно приобрести копию «Портрета Эразма» Ханса Хольбейна младшего (лот 356, эстимейт 1,2-1,8 тыс., ушел за 1,2 тыс.). Неискушенным гостям вполне можно представить как оригинал.

Вторая ласточка. Голландцы и французы

Портрет Томаса Уайетта кисти Ханса Хольбейна-младшего

У голландцев и французов основной расклад пришелся на барочные натюрморты и ландшафты.

Натюрморт Антверпенской школы с тюльпанами, розами, ирисами и другими цветами первой половины XVII века продан за 28,8 тыс. (эстимейт 8-12 тыс.). Последовавшие за ним несколько натюрмортов голландцев всех мастей покупателя не нашли. Почему-то вспоминается переводческая байка: когда кто-то из дипломатов спросил на приеме у Хрущева, какую живопись тот любит, он с перепою рявкнул: «Голых баб». Переводчик же деликатно перевел: «Голландскую живопись XVII века».

Впрочем, на этом аукционе голых баб как раз и не было. Натюрморт с двумя попугаями, обезьянкой, яблоками и орехами художника из круга Франса Снайдерса, известного своими анималистическими картинами, ушел за 19,2 тыс. (эстимейт 10-15 тыс.). Пейзаж Гейсельса – за 31,2 тыс. фунтов (эстимейт 10-15 тыс.).

Работа Давида Теньерса – чудесный горный пейзаж, словно затканный белой дымкой, – оставлена без внимания (2,4 тыс. при эстимейте 2-3 тыс.). В общем, аукционы без изюминки.

Правда о мастерстве и провенансе

Впрочем, как выяснилось, это все были ягодки, и никто не хотел размениваться по мелочам.

На следующий день Sotheby’s вновь проводил аукционы старых мастеров, на этот раз без «звездочек» не обошлось. Один из первых же лотов – сельский пейзаж Давида Теньерса (232 тыс. при эстимейте 100-150 тыс.), одна из тех картин, что сформировали репутацию художника, написанная в самый плодотворный его антверпенский период, принадлежала Августу Марии Раймонду, принцу Аранбергскому (1753-1833), приближенному Марии-Антуанетты и графа Мирабо.

«Открытый пейзаж с путешественниками перед мельницей» Яна Брейгеля старшего (1568-1625), давно считавшийся утерянным и ныне объявившийся на аукционе, покупателя не нашел (эстимейт 200-300 тыс.). Картина Филиппа Вуверманна (1619-1668) «Речной пейзаж» (эстимейт 100-150 тыс., продана за 355 тыс.) может похвастать имперским провенансом – она была куплена Екатериной Великой для императорской коллекции около 1772-74 гг., а до этого принадлежала самому Пьеру Кроза – казначею, финансисту и ценителю искусств с безошибочным вкусом.

В 1933 году картина была продана из России (ставшей к тому времени Советским Союзом, спешившим в прямом смысле слова обналичить имперское наследие) берлинской галерее. «Венеция» Микеле Мариески обошлась новому владельцу в 422 тыс. (эстимейт 150-200 тыс.), а «Венеция» Франческо Гварди (эстимейт 300-500 тыс.) – в 1, 2 млн.). Впрочем, Гварди и знаменит именно венецианскими сериями, воспевающими лагуны и каналы.

На этот раз уже оригинал – один из поздних портретов кисти Ханса Хольбейна-младшего, изображающий Томаса Уайетта, – был оценен в 2-3 миллиона. Кстати, изображенный на нем Томас Уайетт был сыном того Томаса, что, согласно слухам, был первым возлюбленным Анны Болейн. Существуют еще три версии картины, ни одна из них не приписывается Хольбейну. Может быть, поэтому картина осталась без покупателя – рисковать никто не решился.

Три лота Питера Брейгеля-младшего принесли более 6 миллионов; львиную долю заработало изображение Голгофы, одна из самых масштабных и ярких композиций.

Мрачная безликая толпа волной изогнулась от Иерусалима до холма, над которым нависают уже черные тучи. В самом центре – фигура Христа, согнувшегося под крестом. Хотя это самостоятельное произведение, однако во многом ощущается влияние Брейгеля-старшего, да и, пожалуй, всей композиционной традиции, берущей начало в картинах Яна ван Эйка. Изображение строится на диагонали, которую воплощает толпа, пересекающая картину слева направо в сторону Голгофы.

Брейгель-младший в большей степени ставит акцент на саму процессию, что позволяет ему лучше прорисовать левую часть композиции, включая и город Иерусалим, чем-то напоминающий Голландию по типу архитектуры. Однако если Брейгель-старший намеренно отводит внимание от фигуры Христа, представляя его лишь деталью толпы, чтобы подчеркнуть вечную слепоту и пренебрежение толпы к творящейся у нее на глазах истории, то Брейгель младший выводит Христа на первый план.

Кстати, другая картина на ту же тему – «Распятие» Карела Ван Мандера-старшего, – оцененная в 500-700 тыс., покупателя не нашла. Карел Ван Мандер, теоретик и историк искусства, поэт и художник, представил версию гораздо более мрачную, хотя и основанную на той же традиции, нежели Брейгель.

Две другие картины Брейгеля-младшего, «Свадебный танец» (эстимейт 120-180 тыс., продан за 187,2 тыс.), в чьем авторстве существуют определенные сомнения, и «Лето» (250-350 тыс., продан за 377,6 тыс.) – гораздо в большей степени подражательны отцу и представляют меньший интерес для искусствоведов.

Не нашли покупателя ни роскошные натюрморты Берта-старшего (лот 31 с цветами, эстимейт 600-800 тыс.; лот 33 с яблоками и виноградом, эстимейт 400-600 тыс., пожалуй, один из самых масштабных и подробных, чем-то напоминающий развернутую батальную сцену, написанную при помощи цветов), ни более скромный натюрморт Брейгеля-старшего (300-350 тыс.).

А вот натюрморт Яна Ван Хейсума, тоже с королевской родословной, принадлежавший императрице австрийской Марии Терезе, а после нее и Марии-Антуанетте, принес 3,2 миллиона.

Из других «хитов» стоило отметить Жана-Оноре Фрагонара с картиной «Две молодые девушки на кровати», проданной за 2,7 миллиона, и Каналетто, принесшего 1,3 миллиона.

В целом аукцион принес почти 32 миллиона фунтов. При этом сами эксперты Sotheby’s отмечают, что основную активность проявляли новые покупатели, что придало аукциону особый динамизм.

Согласно статистике более половины покупателей были англичанами; американцы составили 16%, а россияне – только 2%. С другой стороны, можно отметить, что большая часть лотов происходит из частных коллекций. Провенанс (то есть доаукционное происхождение картины), оказывается, играет не меньшую роль, нежели авторство.

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Путин и Эрдоган обсудили «грандиозное жульничество» Европы
Темы дня

Будущая власть Европы успешно переняла русофобию нынешней

Главы самых популярных партий Британии и Франции встретились, чтобы договориться о совместных действиях после взятия власти. Победа сторонников Марин Ле Пен и Найджела Фараджа на выборах кажется неотвратимой, тем более что этого теперь добиваются США. Однако России не стоит рассчитывать, будто Европа может измениться к лучшему.

Почему у россиян под подушкой накопилась рекордная сумма наличных

Россияне накопили под подушкой рекордный объем рублевой наличности. Учитывая дорогие кредиты, крепкий рубль и геополитическую неопределенность стратегия сберечь на черный день, причем в рублях, в целом рациональная. Однако экономике страны нужно совсем иное. Что нужно сделать, чтобы сбережения не лежали мертвым грузом, а работали на экономику России?

Банк России намерен взыскать с Euroclear упущенную выгоду

Украина предложила устроить свободную экономическую зону в Донбассе

Федор Конюхов встретил 74-й день рождения во время циклона в Антарктиде

Новости

На Украине оштрафовали командира за массовое дезертирство солдат

Командиру учебной роты на Украине выписали штраф за то, что пятеро военнослужащих покинули свою часть в течение одной недели, сообщают украинские СМИ.

Слово «зажировка» включили в официальный словарь русского языка

Термин «зажировка», обозначающий накопление жира у животных к зиме, получил официальное признание и теперь зафиксирован в лингвистическом метасловаре, сообщили в зоопарке Москвы.

Стубб заявил об отсутствии у Европы собственного решения по Украине

Европа обсуждает три разных документа по Украине, но собственного единого мирного плана у нее нет, заявил президент Финляндии Александр Стубб.

Путин и Эрдоган обсудили «грандиозное жульничество» Европы

На форуме в Ашхабаде президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган обсудили возможные планы Европы по российским активам, которые пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал «грандиозным жульничеством».

Стало известно о согласии Киева создать буферную зону в Донбассе

Украинские власти согласны с идеей создания демилитаризованной буферной зоны в Донбассе, но считают, что для этого необходим взаимный отвод сил по текущей линии фронта, сообщила газета Le Monde со ссылкой на источники.

Ушаков прокомментировал слова Зеленского о референдуме в Донбассе

Помощник президента Юрий Ушаков, комментируя предложение Владимира Зеленского провести референдум о статусе Донбасса, заявил, что вся эта территория считается российской по действующей Конституции.

Минпромторг назвал основную проблему рынка гражданских беспилотников

Замглавы Минпромторга Василий Шпак назвал острый дефицит профессиональных сервисных компаний-эксплуатантов гражданских беспилотников ключевым барьером для масштабирования рынка в этой сфере.

Шарий рассказал о воровстве Джонсоном и Ермаком денег ООН

Блогер Анатолий Шарий сообщил о масштабных хищениях средств ООН, в которых, по его данным, участвовали бывший руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак и экс-премьер Британии Борис Джонсон.

Российские войска освободили за неделю восемь населенных пунктов в зоне СВО

В течение последней недели российскими войсками освобождены Лиман, Куриловка, Кучеровка, Северск, Червоное, Ровное, Остаповское и Новоданиловка, отчитались в Минобороны.

Кремль выразил сомнения относительно правок Украины плана США

Москва пока не ознакомилась с обновленной версией мирного плана США по урегулированию ситуации на Украине и сомневается, что новый документ будет устраивать российскую сторону. Об этом заявил помощник президента России по внешнеполитическим вопросам Юрий Ушаков.

Минобороны предложило создать штабы обороны в регионах

Министерство обороны России предлагает создать в регионах специальные штабы обороны на случай введения военного положения, учитывая опыт территорий Донецкой и Луганской народных республик, следует из проекта закона.

Euroclear заявил о готовности к искам в российских судах

Депозитарий Euroclear готов рассматривать и защищать свою позицию по искам, касающимся блокировки российских активов в Бельгии.
Мнения

Геворг Мирзаян: Трамп формирует свой совет директоров многополярного мира

Отсутствие Европы в списке Трампа вынудит европейские страны считать, что Трамп рассматривает Россию как ведущую силу с правом на сферу влияния в Европе и, соответственно, окончательно похоронит трансатлантические отношения. Сама же Россия может не согласиться на участие в «Ключевой пятерке» – Москву вполне устраивают ШОС и БРИКС.

Антон Крылов: Гниющий Евросоюз остается ключевым политическим игроком планеты

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе, а в итоге Советский Союз рухнул первым.

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов