«Если бы я был так безумен, что верил бы еще и в счастье, я бы искал его в привычке», – сказал когда-то Шатобриан. Наверняка ничего не слышав о французском классике, герой фильма «Любовь и прочие неприятности» нашел счастье в привычке кушать каждое утро мамины завтраки и вообще жить до тридцати пяти лет в родительском доме.
Платные неприятности
Главный герой Трип (Мэтью Макконохи) |
Фильм «Любовь и прочие неприятности» даже не о том, как главного героя Трипа (Мэтью Макконохи) пытаются ненавязчиво выгнать из своего дома его же родители, нанимая профессиональную обольстительницу Полу (Сара Джессика Паркер), с тем чтобы она «стимулировала» его наконец-то покинуть отчий дом. Это некая веселая байка о том, как мы готовы расстаться со всем, но не с нашими привычками.
Продолжение этой забавной истории следует, наверное, снимать про то, как Трип, уже из-за появившихся новых привычек, не расстается с Полой, с которой он живет несколько лет. Этими «вновь появившимися» привычками могут стать как самые обычные вещи, так и моменты, которые вроде бы должны сильно раздражать. Люди привыкают к количеству йогуртов «на двоих», которое нужно брать в супермаркете. Они привыкают к книгам, которые читаются одновременно, – тоже «на двоих». Наконец, у них входит в привычку слышать: «Прекрати пачкать холсты», когда кто-то из тех же «двоих» пытается написать что-то масляными красками. Да мало ли к чему человек способен привыкнуть! В предисловии к своему «Архипелагу» Солженицын пишет, что не только привык, но почти полюбил тот мир, в котором ему «предложили» провести 11 лет.
Без национальности
Пола (Сара Джессика Паркер) |
Вот только Гончаров почему-то эту вполне естественную привычку, которую он так тщательно описывает на протяжении целого романа, называет ленью, да еще и наделяет ее русской национальностью. Учителя отечественной литературы «входят в штопор» – и давай противопоставлять эту «русскую» лень немецкому жизненному напору Штольца. Напор-то, может, и немецкий, но лень, то есть привычка, – она интернациональна.
Американец Том Дей, наверняка сам того не понимая, лишил своего Трипа обломовской лени, оставив при нем привычку в ее практически феноменологическом состоянии. В американском кино, в общем-то, практически всегда такие вещи подаются «без примесей».
Тем самым он будто сообщил нам вместо русского Гончарова, что у привычки действительно нет национальности. Но есть неимоверная сила. Противостоять которой, согласно американской кинематографической версии, может только любовь (но и в этом вопросе у американцев – без особых вариантов). И возможно, привычка может принести еще и счастье. Но это уже французская версия, о которой Трип догадывался, но был с ней явно не знаком, раз позволил-таки себе влюбиться в нанятую родителями вечно юную обольстительницу из незабвенного «Секса в большом городе».