Молдавия, 70-е годы, СССР. Тишину ровной неторопливой жизни молдавского городка нарушают сирены правительственных ЗИЛов.
Сюжет
«Комедия» – значится в титрах картины. Это и сигнал, и одновременно подсказка: тут нужно смеяться (фото: film.ru) |
На встречу с партийными лидерами республики приезжает «наш дорогой Леонид Ильич» – генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев (Богдан Ступка). Местное партийное руководство (Юрий Стоянов и Владимир Ильин) берется за подготовку развлекательной части визита.
В ход идет все, что может порадовать большого гостя: воздушные шары, цыганские песни и хоккей (а поскольку в Молдавии хоккея как такового нет, то отстаивать честь спортсменов приходится местной футбольной команде – на роликах). Все бы ничего, но в самый разгар праздника вдохновленный щедрым приемом генсек вдруг исчезает. Личная охрана в шоке – через три дня у вождя запланирована дипломатическая поездка.
Пока сотрудники компетентных органов и многочисленные секретари прочесывают окружающие леса, выясняется, что романтически настроенный генсек всего-навсего улетел на воздушном шаре – и не куда-нибудь, а прямо в цыганский табор, где случайно стал участником свадьбы Цыганского барона (Сергей Газаров). Но абсурд на этом не кончается. «Большой человек» настолько расслабляется, что признается своим новым друзьям, что всю свою жизнь любил одну женщину – английскую королеву Елизавету. На этом месте бы сценаристу и остановиться: дескать, посмеялись, и хватит.
Но история получает продолжение. Английская королева (в исполнении Елены Сафоновой) на вороном коне триумфально въезжает во двор Барона и в следующей сцене трогательно признается в нежных чувствах «своему дорогому Леониду». Это самая, пожалуй, душещипательная сцена во всем фильме: Брежнев с развевающимися по ветру волосами, Сафонова в идиотской шляпке с ромашками. Словом, что-то более абсурдное придумать сложно. Никто, правда, и не предлагает воспринимать фильм как историческую зарисовку. «Комедия» – значится в титрах картины. Это и сигнал, и одновременно подсказка: тут нужно смеяться.
Балканский синдром
Тигран Кеосаян (фото: ИТАР-ТАСС) |
Вообще, если бы режиссер не так очевидно подражал Эмиру Кустурице – главному воспевателю цыганской культуры в современном кинематографе, – то фильм, может бы, и получился бы более вдохновляющим.
Уж больно похожи все эти сцены цыганского веселья и попытки показать довольно серьезные вещи (такие как, например, сцена похорон жены Барона или угон бронированного ЗИЛа молодым цыганом) в стиле, который больше бы подошел для циркового номера, на режиссерские находки талантливого югослава. Правда, есть разница: у Кустурицы цыгане настоящие, живые, телесные. А те, что в «Зайце над бездной», – ряженные, ресторанные, цирковые. И от этого ощущения не избавиться до конца фильма: не помогают ни золотые зубы, ни пестрые юбки и быстрые скакуны, ни литры выпитого в кадре вина.
Режиссер-постановщик фильма Тигран Кеосаян, известный зрителям по фильмам «Бедная Саша», «Ландыш серебристый» и «Внучка президента», долго не решался взяться за съемки. «Все решил ночной звонок Рубена Дишдишяна, который прочитал сценарий и сказал, что это – история как раз для меня», – признался на премьере картины Тигран Кеосаян.
В картину также пригласили других известных людей: музыку сочинил Алексей Рыбников, постановку осуществил считающийся одним из лучших операторов-постановщиков страны (ему на премьере устроили отдельную овацию) Игорь Клебанов, а в эпизодических ролях сыграли Михаил Ефремов и жена Кеосаяна – Марина Хмельницкая. Но ни участия звезд, ни шикарных декораций, ни качественной пленки не хватает для «оживления» образа вождя, не говоря уже об остальных, сопровождающих этот процесс, сюжетных поворотах. Лучше просто пересмотреть Кустурицу.