Подходит к концу очередной год. А между тем критик, словно досужий селянин, плод годовых трудов сбирает; с итоговым обзором он в журнальное поле поспешает.
Спеши, о критик тороватый!.. Сажай гостей своих за пир затейливый, замысловатый! Что лакомству пророчит он утех! Каким разнообразьем брашен блистает он!..
От подчеркнуто стилизованного языка «Глиняных букв» остается некое царапающее послевкусие – как от сладкой пахлавы
Сделаю две оговорки. Во-первых, я имею достаточное представление об общем ходе литературного процесса в 2006 году. Но поскольку я занимался обзорами «Знамени», «Октября» и «Нового мира», ограничусь этими тремя журналами.
Да простят меня уважаемые авторы и читатели «Дружбы народов», «Звезды», «Невы», «Москвы», «Нашего современника», «Юности», «Урала», «Ариона», «Воздуха» и прочих достойных изданий (а также авторы и читатели книг, вышедших в 2006 году в разнообразных городах и весях).
Во-вторых, признаюсь честно, я не успел внимательно прочитать все номера «Знамени», «Октября» и «Нового мира». Некоторые из последних выпусков этих журналов я бегло просмотрел, иные же ведомы мне только оглавлением.
Не думаю, что пять непрочитанных номеров способны существенно изменить итоговую картину; исключение, пожалуй, сделаю лишь для подборки стихов Григория Кружкова в двенадцатом «Новом мире»: я ожидаю от этой подборки многого, поскольку очень люблю поэзию Кружкова...
Лучший роман года
Петр Алешковский |
Лучшая повесть года
Повесть по обыкновению теряется в зазоре между романом и рассказом. Трудно найти хорошую повесть, чтобы она при этом не была ни растянутым рассказом, ни недоделанным романом, ни замаскированными мемуарами. Вот и сейчас я долго пребывал в раздумьях.
Выйдя из раздумий, именую лучшей повестью года «Мобильник» Михаила Бутова («Новый мир», № 8).
Повесть-притча «Глиняные буквы, плывущие яблоки» Сухбата Афлатуни («Октябрь», № 9) также по-своему замечательна. Но от подчеркнуто стилизованного языка «Глиняных букв» остается некое царапающее послевкусие – как от сладкой пахлавы (что само по себе не является недостатком и входит в авторскую задачу). А язык бутовской повести – вызывает удовольствие, словно копченая немецкая форель. Понимаю: вкусовые ассоциации субъективны. И всё же руководствуюсь ими в своем выборе.
Лучшие рассказы года
Писатель Михаил Бутов |
– «Курбан-роман» Ильдара Абузярова («Октябрь», № 2);
– «Вельская пастораль» Игоря Савельева («Знамя», № 5);
– «Бекар» Афанасия Мамедова («Октябрь», № 7).
Также печаталось много рассказов на злободневную тематику. Но самая важная тема не сможет добавить литературного мастерства или превратить разбухший очерк в рассказ.
Я выбираю мастерство...
Худшая проза года
Вне всяких сомнений, худший прозаический текст года – «Розовое и голубое. Соч. 4, № 4» Светланы Васильевой («Октябрь», № 6).
Я руковожу майкопским городским литературным объединением и время от времени составляю сборники этого литобъединения. Манерный, пошлый и невнятный опус Васильевой я не включил бы и в сборник провинциального лито. Его уровень – ниже нижнего.
Лучшие тексты года в жанре «нон-фикшн»
Из пестрого многообразия журнального «нон-фикшна» отмечу «Хвастунью» Инны Лиснянской («Знамя», № 1–2) и «повествование в рассказах» Бориса Екимова «Родительская суббота» («Новый мир», № 4).
Вообще добротного «нон-фикшна» было много (особенно в «Знамени»). Но тексты Лиснянской и Екимова (очень непохожие друг на друга и едва ли не противоположные по авторской манере и предмету описания) – явления, выходящие из общего ряда.
Лучшая поэтическая подборка года
Год оказался обилен хорошими поэтами и хорошими стихами.
Но главное событие года в поэтической жизни – бесспорно, подборка Марии Галиной в третьем номере «Нового мира». Кто читал, тот поймет...
Лучшая публицистика года
Самым лучшим публицистическим текстом года признаю статью Юрия Каграманова «Война языков на Украине» («Новый мир», № 8). Профессионально, убедительно, мудро. Как всегда у Каграманова. Много неизвестных деталей и неожиданных цитат. Культурологическая насыщенность предельна – а читается так, что за уши не оттащишь.
Лучшая литературная критика года
Игорь Манцов |
После долгих сомнений называю лучшим литературно-критическим текстом года статью Анны Кузнецовой «Кому принадлежит искусство, или Революция менеджеров в литературе» («Знамя», № 3) – за остроту и точность поставленных вопросов. Она отвечает не всем условиям: ничем не блистает в стилистическом плане, а критик должен быть ещё и стилистом. Но Кузнецова достойна похвалы уже за то, что отстаивает честь своего цеха.
Лучшая журнальная колонка
Кинообозрение Игоря Манцова («Новый мир»).
Завершу общими впечатлениями.
Выдался довольно неинтересный литературный год. Даже сколько-нибудь значительных скандалов – и то не было.
Одни и те же имена кочевали из «Знамени» в «Октябрь», а из «Октября» – в «Новый мир» (попутно заходя в «Звезду») – и имена эти не относились к первому ряду. Да и ко второму ряду они тоже не относились.
Усиливающееся вливание «жанровой беллетристики» (особенно фантастики) в «высокую литературу» не было осмыслено. «Нон-фикшн» изрядно потеснил «сюжетную прозу».
Появилось крайне мало текстов о современности (хотя и поднадоевшая позднесоветская тематика значительно ослабела).
Фактически не случилось литературных дебютов: Ольга Зоберн, Аркадий Бабченко*, Андрей Геласимов, Олег Зайончковский – уже не дебютанты (да и они ничем особенным не порадовали). Литературная критика как жанр – находится на грани смерти.
Остается только пожелать, чтобы в следующем году ситуация изменилась к лучшему, и понадеяться на то, чтобы эти желания непременно сбылись.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом