Культура

18 декабря 2006, 12:14

Вл. Мартынов: «Время великих композиторов прошло»

Владимир Мартынов известен не только как академический композитор. Ученый, исследователь древних музыкальных традиций. Его путь - от авангарда и арт-рока до минимализма и старинной музыки. Музыка к пятидесяти кинофильмам, среди которых: «Холодное лето 53-го», «Михайло Ломоносов», «Русский бунт». А музыка к спектаклю «Плач Иеремии» получила «Золотую маску». В этом году ему исполнилось 60 лет. И 25 - лет ансамблю Opus posth, который был создан супругой Владимира Мартынова, знаменитой скрипачкой Татьяной Гринденко.

Что такое академическая музыка сегодня, какой у нее зритель и перспективы? Эти и другие вопросы задала юбилярам корреспондент газеты ВЗГЛЯД Юлия Бурмистрова.

Все наши композиторы – это исключения из правил, которых нет

- Что для вас в современном мире быть академическим композитором?
- Все, что я сейчас делаю в своей жизни, не для результата. Скорее зондирование ситуации. Я полностью уверен, что прошло время великих произведений и великих композиторов, как прошло время великих путешественников и географических открытий. Сейчас эти путешествия совершаются для других целей. Пишешь, чтобы проверить, есть ли кто-то живой.

- Вы имеете в виду зрителя?
- Нет, я имею в виду человека. Зритель в наше время не может быть живым. Он сейчас не нужен. Нужен соучастник.

- Соучастник нужен композитору или исполнителю?
- Всем. Композитору, исполнителю, зрителю. У нас более честная страна. Наш человек невероятно чувствителен ко всякого рода концам и началам. Конец в исполнительской культуре, который мы наблюдаем, здесь наиболее остр.

На Западе это не так чувствительно, потому что существует определенная культура восприятия академической музыки. Западный зритель по накатанной ходит на одни и те же концерты, которые в основном скучны до бесконечности. Привычка ходить на концерты продлевает эту смерть все дальше и дальше, создавая иллюзию благополучия. Но, по реакции публики на дешевое исполнение, все равно можно сказать, что она тоже в трупном состоянии.

- Вы говорите про закат исполнительской культуры академической музыки, а композиторская культура? Если честно, я слабо понимаю, как живут академические композиторы.
- В России нет композиторского рынка. У нас нет системы издательств, нет системы фестивалей академической музыки. Абсолютная пустыня. Академический композитор не имеет возможности реализоваться в России. Если мы можем рассуждать про закат исполнительской культуры, то о композиторской мы даже не можем говорить. Все наши композиторы – это исключения из правил, которых нет.

Знаменитая скрипачка Татьяна Гринденко

- Что такое композиторское издательство?
- Человек заключает контракт с издательством и живет на эти деньги. Он обязан им писать сколько-то произведений в год. А издательство занимается тем, что ищет исполнителей, записывает эти произведения, следит за фестивалями, снимает залы. Чтобы композитор состоялся, нужно создать и объяснить его образ.

Это целая система, в которой композитор может работать, а главное, зарабатывать своей профессией, знаниями и талантом. А так - написал что-то, и куда? Российский композитор – это лопух под забором.

Так же было и в советское время. Если композитор не найдет исполнителя, он не состоится. Какую бы хорошую музыку он ни писал. Все зависело от исполнителя, который, как локомотив, вывозил на себе композитора. Так было со Шнитке, например, которого брал на себя Кремер. А это все работа издательства.

Композиторы вынуждены заниматься халтурой, рекламой, которая их сжирает. Хорошо еще, если в кино попадет. Но киноформат - это совсем другая музыка, другая стилистика.

- Утрата издательской культуры произошла после революции или еще потому, что появились такие конкуренты, как кино, кабаре и другие виды массовой культуры?
- Очень сложный вопрос. Вроде на Западе и функционирует эта система, но в то же время не порождает новых имен. Композиторская традиция создания великих академических произведений сама по себе ослабевает.

Если же говорить о конкуренции, то в середине 20 века у академической музыки появились другие мощные конкуренты, которые ее просто смели. Это джаз, рок, а потом и поп-музыка, вовсе не кино и кабаре. Огромный отток людей, кто мог бы обучаться в консерватории.

Даже когда я учился, в 50-60-е годы, казалось, что академический композитор монополист на музыкальном поле. А потом выяснилось, что существует рок, джаз. Что они-то и есть великая музыка человечества. Академическая же превратилась в маргинальное образование. По статусу, известности, гонорару, престижу ни один серьезный современный композитор не сравнится даже с поп-звездой. Быть академическим композитором не престижно.

- Татьяна, как вы создавали ансамбль? Какой принцип в отборе исполнителей?
- Создавался он не по тем принципам, по каким бы создавала сейчас. По принципу единственной возможности. Это было 25 лет назад, было все нельзя. Все участники где-то работали или должны были числиться. Кого-то я уговорила, кто-то просто сочувствовал нам, а кто-то действительно любил старинную музыку.

Мы собрались и начали играть сначала отдельные концерты. Как-то быстро стали известными, так как были почти единственными. В филармонии заинтересовались и открыли Академию старинной музыки, куда мы вошли полным составом.

Сейчас я не стала бы, наверное, организовывать это. Тогда было другое время. Безденежное во всех отношениях. Мы даже ездили на гастроли за свой счет. Нынешние музыканты не могут себе это представить. Главное ведь была идея - играть старинную музыку в ее аутентичном виде.

Что значит в аутентичном виде?
- Раньше старинной музыки не было. Всегда была музыка своего времени, пока Мендельсон не дал старинной музыке второе дыхание. Конечно, знали Баха и других композиторов, но не играли.

Шла эпоха романтизма, это придало старинной музыке исполнительские особенности, чуждые ей. Романтизм, на мой взгляд, убил старинную музыку, сделав ее архивной. В конце прошлого века появилось течение, которое очистило музыку от этих исполнительских наслоений. Восстановили грамоту прочтения нот. Ведь были написанные ноты, которые не игрались.

Владимир Мартынов и Татьяна Гринденко
- Владимир, как вы пишете музыку? Вы слышите ее сразу целиком или подбираете гармоничный переход из одной ноты в другую? Как?
- На этот вопрос сложно ответить. Музыка получается, когда находится решение всего материала в целом. Это самый счастливый, самый пронзительный момент, который не может сравниться ни с концертом, ни с исполнением. Некое таинство.

Есть материал, который нравится, волнует. Думаешь про него все время. Можно сравнить с рождением стихотворения. Внутренняя песчинка, попавшая в раковину, вокруг которой начинает нарастать жемчужинка. Решения могут приходить во сне, где и как угодно. Это всегда озарение.

Вот, например, опера, которая будет сегодня звучать. Я придумал собрать шесть сольмизационных ступеней, придуманных Гвидо Аретинским. Ведь что он сделал? Он создал точную фиксацию звуковысотности. Без его нотной системы композиторская музыка не могла бы существовать. Не было бы Моцарта, Бетховена, никого. До этого мелодии передавались, как говорится, из рук в руки. Система Гвидо позволяет прочитать с листа незнакомую мелодию.

В опере все это сопряжено с трактатом Бонавентуры «Восхождение души к Богу», где восхождение также разбито на шесть ступеней. Вся интрига состоит в соединении этих двух великих творцов. А еще это опера об опере. Где в качестве действующих лиц – различные оперные стили.

- Вы сразу записываете в ноты или на диктофон?
- Визуальный аспект очень важен. Все великие произведения еще и графически велики. Если бы вы увидели автографы Баха! Это можно даже не слушать, настолько красиво. Или записные книжки Бетховена. Партитура должна быть графически убедительна. Зачастую идут визуальные подсказки. Придумывается большими частями, не касаясь клавиш.

- Хочу спросить про ваш «Реквием». Одно из самых больших музыкальных потрясений в моей жизни. Что такое «Реквием» для композитора в середине его творческого пути?
- «Реквием» полемическое произведение. Все великие «Реквиемы», которые мы знаем - Моцарта, Брамса, Верди, - в какой-то степени неправильные. Они интерпретируют канонический текст с точки зрения страдания по умершему. А в тексте речь идет о вечном покое, вечном свете. Смысл «Реквиема» - провести душу усопшего к свету. Бури эмоционального страдания, боль оставшихся в живых не должны там присутствовать.

Моя задача была исправить эту нововременную ошибку по отношению к «Реквиему». Вернуть его в лоно готических и ренессансных произведений, в которых был только свет. Не стоит фетишизировать этот текст, он такой же, как и все остальные. Так получилось, что Моцарт умер, написав «Реквием». Это тоже одна из причин.

Несмотря на то, что по телевизору показывают много крови, смертей, наше общество старается абстрагироваться от смерти в бытовом плане. Этот миф о неминуемой смерти после написания «Реквиема». Фальшивые смыслы, которыми современное человечество наполняет свою жизнь, отстраняясь от настоящего понимания смерти.

Текст: Юлия Бурмистрова

Вам может быть интересно

НАБУ и САП разоблачили группу ОПГ депутатов Рады
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

ВС России нанесли удар возмездия по энергетической инфраструктуре ВСУ

В ответ на террористические атаки Киева по гражданским объектам на территории России в ночь на субботу ВС РФ нанесли массированный удар высокоточным оружием большой дальности наземного, воздушного и морского базирования, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» по используемым в интересах ВСУ объектам энергетической инфраструктуры и предприятиям ВПК Украины.

Умерла последняя из знаменитых пятерняшек Дион

Последняя из знаменитых пятерняшек Дион Аннет Дион скончалась в Канаде в возрасте 91 года, пишет The New York Times (NYT).

Дизайнер рассказал о смене стиля одежды Зеленского

Глава киевского режима Владимир Зеленский изменил свой гардероб в 2024 году по предложению своей жены, сообщило чешское издание iRozhlas со ссылкой на украинского дизайнера Виктора Анисимова.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

В Италии оценили ущерб от запрета импорта сантехники в Россию

Итальянские предприятия могут ежегодно недополучать порядка 140 млн евро из-за запрета на экспорт сантехники в Россию, существенно пострадают малые и средние компании, заявил президент Итало-Российской торговой палаты Винченцо Трани.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Российский командир рассказал об уничтожении «мелких шаек» ВСУ в Купянске

Российские военные продолжают уничтожать небольшие группы противника на улицах Купянска.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов