Эта четырехполосная листовка вышла тиражом 900 экземпляров и распространялась бесплатно у дверей редакции. Было бы наивно предполагать, что цель этой, в общем-то, ребяческой выходки – заставить понервничать Евгения Киселева. Скорее это была сделанная наспех презентация возможностей. И проговоренное вслух бессознательное «ищем работу».
Сами большие
Распространение альтернативного номера газеты "Московские новости", выпущенного уволенными журналистами издания (фото ИТАР-ТАСС) |
С тех пор прошло чуть больше полугода. «Московские новости» пошли по рукам, Киселев подал в отставку и, как положено отставникам, канул в «Эхо Москвы», а его бывшие подчиненные выпустили журнал «Большая политика».
Во вступительном слове главный редактор Людмила Телень (бывшая заместителем Киселева и лидером бунтовщиков) объяснила, что БП – журнал для тех, кто «сам выстраивает свою жизнь и не готов передоверить это занятие никому». Такому читателю журнал намерен дать «свежие идеи, экспертные оценки и ответственный прогноз». Именно то, что нужно тем, кто живет своим умом и никому не доверяет.
По мнению главреда, сегодня в России нет ежемесячных общественно-политических изданий, рассчитанных на широкую аудиторию. Читатели же соскучились по серьезному чтению, и БП намерен им это серьезное чтение предоставить в товарных (128 стр.) количествах.
В штате журнала будут трудиться восемь бывших журналистов «Московских новостей». Для создания ежемесячного журнала, пожалуй, даже многовато, но тут особый случай – штатное расписание версталось с учетом количества нуждающихся в трудоустройстве.
Среди постоянных авторов и экспертов журнала пока в основном люди, близкие к «Московским новостям», – политолог Дмитрий Орешкин*, писатель-сатирик Виктор Шендерович*, депутат Госдумы Оксана Дмитриева и другие.
Родство с «Московскими новостями» подчеркивается даже несколько навязчиво. Например, в том же вступительном слове Людмила Телень сообщает, что ее коллеги ушли из МН, не согласившись на роль винтиков в пропагандистской машине (что, мягко говоря, не соответствует истине). Затем журнал публикует расшифровку беседы экс-президента СССР Михаила Горбачева, Александра Яковлева и Егора Яковлева, а также лирическое эссе дочери Егора Яковлева Александры, посвященное отцу. Обзор прессы также в немалой степени посвящен событиям вокруг «Московских новостей». И тут же высказывается предположение, что теперь (читай – после того, как оттуда ушли МЫ) с этой газетой покончено. Остается надеяться, что все это – лишь последствия родовой травмы и со временем в «Большой политике» перестанут через слово поминать «Московские новости». (Я же научился не вставлять в каждую заметку хотя бы два слова про «Крокодил». – Извините, опять вырвалось.)
Специфический реализм
Заместитель главного редактора газеты «Московские новости» Михаил Шевелев (фото ИТАР-ТАСС) |
Что же такое «большая политика» в понимании авторов нового журнала? Это не политика Кремля, правительства и Госдумы. Мол, это политика виртуальная, а настоящая, большая политика – это реальная жизнь, любое событие которой имеет политическое значение. Давайте посмотрим, где у журналистов БП кипит реальная жизнь.
Прежде всего она кипит в «Комитете – 2008». Потерпев неудачу в объединении СПС и «Яблока», Гарри Каспаров ждет перемен в 2006 году и планирует собрать теперь вообще всех демократов в Объединенный гражданский фронт. Глядишь, если удастся собрать много-много демократов, где-нибудь там и Явлинский с Немцовым проскочат.
Далее сатирик-кандидат Виктор Шендерович рассказывает о том, что это, оказывается, он призвал Каспарова возглавить «Комитет – 2008» и уповает на то, что им удалось своими посиделками дать импульс молодежным движениям. И что, дескать, разбудить юных Герценов – это и была главная задача комитета.
Ему возражает зампред «Яблока» Сергей Иваненко, который считает, что комитет обязательно должен остаться в качестве дискуссионного клуба. Правда, кому, кроме их участников, нужны эти дискуссии – непонятно.
Завершает обзор реальной политической жизни интервью с Леонидом Невзлиным*, в котором он открещивается от финансирования оппозиционных политиков и журналистов, и лирический очерк Михаила Шевелева, посвященный Березовскому. В данном очерке автор сравнивает Березовского с Азефом и высказывает небанальную идею, что власть играет с Березовским в поддавки, используя его как инструмент дискредитации оппозиции.
Вывод – в России нет нормальной оппозиции власти. А раз так, то грядет революция. Ее предсказывает один из лидеров студенческой революции 1968 года во Франции Даниэль Кон-Бендит. Близость восстания экс-революционер определил по одному безошибочному признаку: за две недели до волнений в 68-м году «Ле Монд» написала, что во Франции скучно. Действительно, как тут не взбунтоваться?
Еще об одной опасности предупреждает нас журнал «Большая политика». Как вам такой анонс: «Даригу Назарбаеву, Гульнару Каримову и Бермет Акаеву не раз называли наследницами президентов. Машу и Катерину Путину пока нет. Осуществится ли хоть один проект перехода власти от отца к дочери на постсоветском пространстве?» В поисках скандальных разоблачений с трудом продрался через довольно однообразные биографии дочерей восточных правителей, потом через обширную подборку, посвященную детям советских политических деятелей, чтобы в конце концов прочитать: «Пока жизнь (дочерей Путина) окутана тайной, российские политики могут спать спокойно: значит, «дочерние предприятия» не запущены». Отлегло от сердца. Хотя осадок неприятный остался – а вдруг все-таки?..
В общем, получился еще один «тусовочный» журнал, который, полагаю, гораздо интереснее делать, чем читать. Не обошлось и без чисто технических «косяков». К примеру, рядом с некоторыми фотографиями вместо подписи автора – ряд вопросительных знаков. Есть и более серьезные проколы. В упомянутом вступительном слове Людмила Телень обещает не ссылаться на анонимные источники. Однако целая статья на шесть полос «Затяжная лоботомия», посвященная жизни прессы, построена на ничем не подтвержденном предположении автора о существовании некоего внутреннего циркуляра администрации президента «О форматизации информационного пространства».
Просто бизнес
Михаил Ходорковский (фото ИТАР-ТАСС) |
Ну и, наконец, о главном. Запустить «с нуля» ежемесячный журнал – дорогое удовольствие. Получит это удовольствие некто Оксана Тюрина, «собственник нескольких предприятий реального сектора экономики». Заработав деньги, она якобы решила вложить их в издательские проекты. Для этого создается издательский дом с незамысловатым названием «Дом пресс», который будет выпускать планово убыточную «Большую политику» и несколько чисто коммерческих изданий, которые и должны компенсировать убытки. Однако через год-два и «Большая политика» обязательно должна выйти на самоокупаемость. Если честно, перед написанием этой статьи я долго думал, упоминать ли о слухах, которые ходят о том, что «Большую политику» финансирует лично Ходорковский. Решил не упоминать.
Кстати, сделать журнал – еще полдела. Его же нужно продать. Издатели рассчитывают на тираж в 50 тысяч. В розничных сетях журнал пока не продается – вход в эти сети стоит в 2-3 раза дороже, чем выпуск самого журнала. Первый номер я нашел с большим трудом в одном из супермаркетов. На кассе выяснилось, что журнал не внесен в кассовый компьютер. Мне пришлось ждать минут двадцать, пока кассир позвала менеджера и он что-то сделал с компьютером, после чего я, наконец, получил свою покупку. У меня сложилось четкое ощущение, что о распространении журнала пока вообще никто не думал.
Впрочем, есть категория журналистов и менеджеров, которые не созданы для работы в прибыльных изданиях. Они же не для прибыли, они – для красоты. Те же «Московские новости» никогда не были самостоятельным бизнесом. Так что сказки о самоокупаемости через два года, которые рассказывают… допустим, Оксане Тюриной, так и останутся сказками. Другое дело, что есть вещи поважнее денег. Например, раскрученный журнал к президентским выборам.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом