Культура

4 октября 2005, 19:09

Брацо Димитриевич и его триптихи

Фото: eyestorm.com

Брацо Димитриевич – классик европейского концептуализма. Он родился в Загребе, живет и работает во Франции и в Хорватии. Димитриевич стал известен благодаря своему проекту «Случайный прохожий», в ходе которого он размещал фотографии обычных людей на улицах мегаполиса – на билбордах, стенах домов. Таким образом художник деконструирует понятия «слава», «влиятельность», «популярность».

В другом своем проекте – Triptychos Post Historicus художник создает инсталляции из известных полотен, фруктов и самых обыденных бытовых предметов. Тем самым Дмитриевич пытается, в частности, показать всем известные работы в совершенно ином, освобожденном от стереотипов контексте.

Triptychos Post Historicus. Государственный Русский музей (guelman.ru)

- Брацо, совсем недавно открылась ваша выставка в Русском музее. У кого родилась идея этой выставки? Каковы ваши впечатления о ней?
- Мне кажется, все в мире культуры происходит преимущественно случайно. Я познакомился с Маратом Гельманом в гостях у одного нашего общего парижского друга. Марат предложил представить меня кураторам Русского музея, мы встретились, и им понравилось мое искусство.

Работы, представленные на выставке в Русском музее, начинали свою жизнь в виде простых набросков в моем ноутбуке, и я счастлив, что они наконец воплотились в жизнь. Это просто фантастика!

Я сделал двадцать инсталляций с двадцатью разными картинами. Какая-либо часть любой инсталляции может восприниматься как микрокосм. И инсталляция «Триптиха» в каком-то смысле является портретом нашей планеты. Это своеобразный манифест настоящего по отношению к шедеврам, которые я включаю в свои работы. Дух здесь представлен высоким искусством, а повседневность – самым обыденным предметом.

- Что вы считаете основным мессиджем вашего искусства?
- Я исхожу из мысли о том, что нет ошибок в истории. Наоборот, вся история – это ошибка. Об этом я говорил еще в своей книге Tractatus Post Historicus, опубликованной в 1974 году. Примерно та же идея, идея плюралистичности истины, отражена и в моем «Постисторическом триптихе». Совокупность индивидуальных истин представляет собой нечто постисторическое, тогда как история отражает образы прошлого в виде единственной, безусловной истины. В этом смысле мы оказываемся порой очень субъективны, стараясь удержаться в рамках объективности.

Для актуального искусства окружающий мир – это не физическое пространство, а культурное наследство. Активно соприкасаясь – хотя и с долей критичности – с социальным и историческим пространством, мы можем сделать больше как для общества, так и для искусства.

Triptychos Post Historicus. Государственный Русский музей (guelman.ru)

- Что двигает вами при создании «Постисторических триптихов»?
- Моя цель – попытаться вернуть зрителю подлинное ощущение этого шедевра, снять стереотипы, обусловленные музейным статусом и рыночной ценностью картин. Мне, к примеру, не важно, сколько стоит «Черный квадрат», хотя я понимаю – влияние арт-рынка ничем не перебьешь. У меня нет сомнений в ценности картин, например Малевича и Шагала, но способ их презентации в качестве эксклюзивных фетиш-объектов как раз вызывает вопросы.

- Вы родились в Сараево, учились там. Потом переехали в Англию, затем во Францию. Чем был обусловлен этот выбор: политическими соображениями или желанием перебраться в арт-метрополию?
- Конечно, в первую очередь я хотел выйти к более широкой аудитории. Тогда было проще передать мессидж из крупных городов, таких как Лондон и Париж. Сегодня мир в этом отношении более децентрализован – есть множество небольших городов в Европе, США, где открываются хорошие музеи актуального искусства. Но я был одним из пионеров концептуализма, и на момент начала моей карьеры существовало только два или три города, где можно было найти единомышленников.

Мой отец был известным художником, он жил и работал в Париже во второй половине тридцатых. Отец рассказывал мне об этом городе и о великих художниках, имена которых связаны с французской столицей, – Матисе, Пикассо, многих других. Хотя в детстве, да и в юности мне и в голову не приходило, что я стану художником. Я участвовал во множестве международных соревнований по слалому и хотел стать спортсменом. Потом всерьез занялся математикой, но скоро понял: наука – не мое призвание. И только после этого я пришел к искусству.

Triptychos Post Historicus. Государственный Русский музей (guelman.ru)

- В ваших работах очевидно влияние русского авангарда и дадаизма…
- Я бы не сказал, что я напрямую испытал влияние русского авангарда или дадизма, но они очень важны в моей жизни и многое для меня значат - больше, чем другие течения в искусстве. Первую свою инсталляцию с работой Малевича я сделал в Германии в 1977-м.

- Кстати, о Германии – вы ведь были другом Йозефа Бойса.
- Мы познакомились в Италии, наши выставки проходили параллельно в одной галерее: его – на первом этаже, моя – на втором. Мы дружили целых семнадцать лет. Он был гением, человеком очень простым и открытым для всех. Ему очень нравились мои работы. Бойс не понимал, почему я не так популярен, как он.

Я познакомил Йозефа со своим отцом. Бойс, как известно, четыре года служил в Вермахте, его часть долгое время базировалась в Хорватии, близ Загреба. Мой отец во время войны был партизаном, участвовал в антифашистском сопротивлении. Присутствуя на этой встрече, я поразился, когда осознал, что эти замечательные люди, художники, мирно беседующие об искусстве, встреться они во время боевых действий – должны были бы стрелять друг в друга. Этот случай помог мне понять, насколько все же трагична война.

Текст: Максим Шульц

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?