Разговоры ученых о глобальном потеплении то и дело сменяются замечаниями, что еще страшнее будет, если дело обернется похолоданием. На базе двух этих сценариев климатического развития пишутся экономические прогнозы, даются расчеты ресурсов и непременно выводится заключение о том, что жизнь на планете станет более сложной. Безусловно, деятельность человека влияет на климат. Он не раз превращал цветущие зеленые области в пустыни. Но и природа сама не единожды проделывала сходную работу. Климат в истории нашей цивилизации изменялся часто, и, конечно, это влияло на общество.
В Северной Африке к середине VII века исчезли слоны
Римскому императору Октавиану Августу повезло. На десятилетия его правления, окончившегося в 14-м году, выпало начало потепления. Наступил Римский климатический оптимум, краткий временной отрезок смягчения климата. Возможно, лишь тогда Греция и Италия забыли о замерзших реках и снегопаде зимой, являвшихся до этого обычным делом. Римская рабовладельческая аграрная система смогла распространиться на север. В Европе климат сделался мягче на 1-2 градуса Цельсия. Предположительно, он стал более жарким, но не более сухим. Влажность климата в Северной Африке и на Ближнем Востоке способствовала расцвету там сельского хозяйства. Не случайно африканские провинции поставляли хлеб и в Италию.
Кризис империи, похоже, наступил раньше климатических перемен. В III веке римскую державу лихорадило от экономических и политических бедствий: более пятидесяти лет гражданская война не прекращалась. Решающую роль сыграло истощение почв. Эпидемии косили население. Хороший климат позволил варварским племенам севера вырасти численно. Увеличились численность и значение военной знати. Натиск варваров на империю в III-IV столетиях возрос. За климатическим оптимумом последовал пессимум. Его называют пессимумом Великого переселения народов или ранних Средних веков. Начался он примерно с 250 по 450 год, а кульминации достиг в 535-536 годах. Завершился этот период похолодания к 750 году. Начался переход к новым условиям.
Пессимум конца римской эпохи имел множество различных последствий. Он помог выталкиванию варварских племен с севера на юг. Для населения Западной и Восточной империй похолодание усилило кризис. В Северной Африке к середине VII века исчезли слоны. Вероятно, даже в наиболее благодатных частях римского мира понизилась урожайность. Эпидемии чумы могут служить дополнительным подтверждением перемен. И все это произошло в итоге падения среднегодичной температуры. Она оказалась на 1–1,5 градуса Цельсия ниже современной. Влажность увеличилась. Более холодными сделались зимы. Частыми стали бури и наводнения.
Во время пессимума раннего Средневековья население сокращалось, так как земледелию не удавалось преодолеть депрессию. Заброшены были не только многие города, но и села. Феодализм в Европе смог расцвести, лишь когда климат начал теплеть: новый оптимум ускорил общественное развитие, поскольку повысил производительность труда в сельском хозяйстве. В X-XIII веках растут города, а леса отступают под ударами топоров и огня. Увеличивается плотность населения. Идет его экспансия в новые регионы. Средневековый климатический оптимум в северном полушарии принес людям мягкие зимы. Он сделал погоду более ровной, подняв интерес к северным и восточным областям. Более влажным стал климат и во многих других частях мира. Однако не потепление, а новое похолодание (малый ледниковый период XIV-XVIII веков) сделало Европу центром мировой экономики. Тогда же произошло рождение капитализма как определяющей экономические процессы в Европе системы.
Вплоть до XIV века цивилизация отступала и наступала вместе с климатом. Он имел большое влияние на экономические и политические процессы. С потеплением каждый способ производства – как рабовладельческий, так и феодальный – достигал расцвета. Ухудшение климата становилось катализатором кризиса общественно-экономической формации. Лишь в XIV веке европейскому обществу удалось пересилить климат: несмотря на похолодание, не наступила многовековая депрессия, а, наоборот, развитие ускорилось. Глобальное относительное похолодание XIV-XIX веков принято делить на три фазы. Самой острой была первая: в XIV столетии феодальная Европа пережила экономическую катастрофу. Обнаружился аграрный кризис. Голод и чума стали признаками этого тяжелого времени.
Приблизительно с 1370-х годов в Западной Европе наступило медленное повышение средней температуры. Положение еще более улучшилось в 1440-е годы, хотя холодные и дождливые летние месяцы были часты. Зимы оставались суровыми, а осень приходила рано. В XV веке климат не вернулся к показателям средневекового оптимума. Проблемы земледелия не были решены самой природой. Однако Европа пережила экономический подъем. Это была главная историческая новость эпохи: кризис XIV века изменил очень многое. Феодализм вошел в рыночную фазу своего развития. Для Европы наступила эра торгового капитализма. В ряде зон капитал стал определять все процессы, получил власть. Северная Италия оформилась как центр европейской хозяйственной системы.
В XI-XIII веках сельское хозяйство возрождается и развивается. Возможно, оно даже по производительности труда превысило римский уровень I-II веков. В эпоху похолодания и кризиса феодальной системы в Европе (XIV-XV века) население сильно сократилось, а уровень аграрного производства упал. Однако прогресс в нем не прекратился: происходит товарная специализация районов и развитие хлебной торговли. В наиболее развитых регионах происходит личное освобождение крестьян и развитие арендных отношений, которые повышали заинтересованность работника в результатах труда. Развитие мануфактурного производства стало ответом стран Западной Европы на кризис. Холодный климат не смог остановить прогресс. Он ускорил его, что, возможно, произошло впервые в истории.
Время малого ледникового периода – это время рождения торгового капитализма и рыночного преобразования феодализма. Европейским «чудом» стало превращение небольших по территории зон, где феодализм был уже побежден, в центр хозяйственной системы. Вторая и третья фазы малого ледникового периода (относительное потепление XVI века и похолодание XVII – начала XIX века) были не более чем условиями формирования европейского капитализма и превращения Европы в центр мировой экономики, возникшей в результате колониальных захватов.
Ученые пытаются разобраться, не началось ли сейчас новое похолодание после потепления XIX-XX веков (отмеченного с середины позапрошлого столетия). Глобальное потепление под влиянием индустриальной деятельности человека вызывает еще больше опасений. Не погубит ли климат цивилизацию? Не окажемся ли мы в плену векового кризиса, связанного с климатическими бедами? Вопросы эти имеют скорее мистический, чем рациональный характер. Но, может быть, под влиянием климата наступит вековой застой в технике и культуре? Не соединится ли этот процесс с дефицитом углеводородов и иными проблемами?
Опыт XIV-XX веков показывает: человечество вошло в такую фазу своего существования, что может развиваться без оглядки на естественные климатические колебания. Что касается созданных им самим проблем, то решить их поможет тот самый научно-технический прогресс, что привел экономику к победе над малым ледниковым периодом. Антропогенное глобальное потепление представляет смертельную угрозу только для индустриального общества с углеводородной энергетикой. Но нынешний экономический кризис по факту, как можно ожидать, изменит не только организацию экономики, но и ее технологическую начинку. А это ключ к решению многих «нерешаемых» проблем.