Авторские колонки

13 ноября 2012, 12:39

Андрей Реут: Конец дискаунтера

Дешевых билетов на самолеты в России не будет. Даже если к внутренним авиаперевозкам допустят иностранцев. Даже если «Аэрофлот» создаст дискаунтера. Монополизм пока непобедим.

Многие думают, что День авиации в России – третье воскресенье августа. Некоторые празднуют его 28 октября – когда появилась первая военная эскадрилья. Есть еще Международный день гражданской авиации – 7 декабря. Но все эти праздники – всего лишь дань истории. Для российских авиакомпаний настоящий праздник – 10 октября. Именно в этот день в прошлом году прекратила свою деятельность компания «Авианова». Первый и пока последний настоящий российский авиадискаунтер. Сразу после банкротства цены на билеты у некоторых конкурентов взлетели раза в полтора. Это был для них настоящий праздник.

У российских чиновников и авиаторов найдется миллион весомых причин, чтобы всё это объяснить

Три года назад маленькая компания при помощи всего шести 320-х «Аэробусов» взорвала рынок внутрироссийских перевозок. Испортила жизнь крупнейшим игрокам со всеми их сотнями воздушных судов. Авианова сделала то, что чиновники многие годы делали лишь на словах: впервые с советских времен перелеты внутри страны стали действительно доступны для граждан. Впервые, но ненадолго.

Билет на самолет Авиановы в случае удачи можно было купить всего за 250 рублей плюс сборы. Вполне на уровне западных аналогов. Реальная поездка, скажем, между Москвой и Волгоградом укладывалась в три тысячи туда и обратно. Вдвое–втрое дешевле, чем у конкурентов. Естественно, остальным пришлось снижать цены. На популярных внутрироссийских маршрутах – примерно на треть. Два долгих года крупнейшие игроки рынка недосчитывались выручки из-за назойливой Авиановы. Пока она не обанкротилась. Почему же она не вписалась в систему?

Дороговизна авиабилетов в России основана на уникальном феномене: авиакомпаниям просто не нужны массовые перевозки. Им достаточно возить небольшое количество пассажиров. Только самых лучших – богатых либо командировочных. Тех, кому все равно, сколько платить за билет. Это в основном чиновники и сотрудники компаний, которым приходится летать по служебной необходимости. Именно в расчете на них цены на внутренние перевозки у нас порой в разы выше, чем в Китае, в Латинской Америке, в США или в Европе.

Есть и еще один интересный маркетинговый прием: чем ближе вылет, тем дороже билет. Даже если самолет летит полупустым, купить билет на него в последний день можно только по двойной–тройной цене. Полет из Москвы в Казань за 30 тысяч рублей эконом-классом – это нормально. Сам летал. Секрет в том, что один такой пассажир, которому все равно, сколько платить, принесет компании больше денег, чем пятеро туристов, решивших экспромтом полететь к друзьям на пару дней и готовых платить вполне реальные шесть тысяч.

Такая схема работает и у мировых гигантов. Но разница в том, что за границей обычно есть выбор. Лететь удобным, надежным, но дорогим перевозчиком или же отправиться в путь без удобств, но дешево. То есть дискаунтером. Так вот, у нас такого выбора нет. Потому что крупные компании не только не интересуются мелкими клиентами, они и другим не дают. Монополистом ведь может быть не только авиакомпания, получившая эксклюзивные права на рейсы в одну из европейских столиц и задирающая цены на этом направлении. Монополистом может быть и заправщик, и аэропорт провинциального российского городка, который в интересах одной компании ущемляет другую. Потому что договорились. Достаточно повысить аэропортовые сборы, чтобы обанкротить любого дискаунтера.

Система работает надежно, как автомат Калашникова. Она пресекает всякие попытки возить пассажиров дешево. Сначала пыталась Sky Express – ей вскоре пришлось поднять цены, и в итоге она все равно разорилась. Потом Авианова. Авиационные власти говорят, что реальная причина в том, что в России нет пока массового внутреннего туризма. Чтобы жил дискаунтер, пассажиров должно быть много. Это, конечно, правда. Но правда и в том, что привычку путешествовать в людях надо формировать. Студенты и школьники будут летать, но мода на это появится не сразу. Внутренний туризм и мобильность граждан выгодны экономике, поэтому задача государства – поощрять дискаунтеров, приучать людей путешествовать.

Возможно, именно этим объясняется недавнее заявление главы «Аэрофлота» о том, что его компания планирует создать своего собственного дискаунтера. Благое, конечно, намерение. Хорошо бы получилось. Но если вспомнить, что после банкротства Авиановы остальные авиакомпании немедленно подняли цены, то с трудом верится. Пчелы не могут всерьез бороться с медом. Не допускают же иностранных дискаунтеров к внутрироссийским перевозкам...

Пока же перелет между Москвой и Волгоградом стоит 10 тысяч рублей, а долететь от Нью-Йорка до Чикаго – вдвое дешевле. Притом что дальше. А у российских чиновников и авиаторов найдется миллион весомых причин, чтобы всё это объяснить.

Вам может быть интересно

Шойгу указал на необходимость наращивания поставок вооружения
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Сенат США одобрил законопроект о запрете импорта российского урана

Проект закона о запрете импорта российского урана принят Сенатом США, документ оставляет Вашингтону возможность продолжать закупки до 2028 года.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Житель США признал вину в передаче технологий для БПЛА российским компаниям

Житель Нью-Йорка Николай Григорьев в федеральном суде в Бруклине признал вину в сговоре с целью незаконного экспорта технологий, которые используются в российских военных беспилотниках, сообщил минюст США.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

Россия выступила против проекта резолюции ГА ООН о «геноциде в Сребренице»

Россия выступает категорически против проекта резолюции ГА ООН о «геноциде в Сребренице», происходит попытка «узурпации дейтонских функций», заявил на заседании СБ ООН постпред России при организации Василий Небензя.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Захарова резко высказалась о заявлении польского министра об украинцах

Официальный представитель МИД России Мария Захарова резко раскритиковала призыв Варшавы к ЕС выдать Киеву украинских граждан призывного возраста.

Трофейный танк Abrams доставили на выставку на Поклонной горе

На выставку трофейной техники у музея Победы на Поклонной горе доставлены американские танк M1 Abrams и штурмовая инженерная машина M1150 Assault Breacher Vehicle, сообщило Минобороны России.

У Пентагона возникли трудности с поставщиками оружия

Поставщики не хотят заключать с Пентагоном долгосрочные соглашения на поставки по фиксированным ценам оружия для пополнения американских запасов после помощи Украине, говорится в докладе контрольно-бюджетного управления страны.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Яркую вспышку «без взрывов» заметили над Украиной

В ночь на среду жители нескольких регионов Украины видели в небе яркую вспышку «без взрывов», украинские СМИ считают ее «космическим явлением».

Украина отказалась платить пенсии почти 300 тыс. переселенцев

Почти 300 тыс. переселенцев перестанут получать пенсии, так как не прошли физическую идентификацию, сообщил Пенсионный фонд Украины.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?