Авторские колонки

21 сентября 2011, 16:00

Михаил Бударагин: Палачи и жертвы

Многие мои знакомые (и мужчины, и женщины) уверены в том, что «если за дело, то можно и побить слегка». Но последствия этого «слегка» мало кто себе представляет. Довольно страшные последствия, если задуматься.

На днях, когда я готовил интервью с Катей Гордон, сразу несколько человек – и мужчин, и женщин, – с которыми я говорил об этом, как на духу объяснили мне, что «бить, конечно, не надо, но вот лично ее бы с удовольствием бы приложил(а) чем-нибудь потяжелее». Поводы назывались разные – от «вызывающего поведения» до «фотографий ню».

История журналистки и ее бывшего уже мужа, разумеется, начала раскручиваться именно в этой совершенно невозможной логике, согласно которой нужно затоптать человека до полусмерти при любом удобном случае, а уж какой для этого повод использовать – неважно. Что-нибудь да найдется.

Человек, вынужденно попавший в вольер с обезьянами, чувствовал бы себя неуютно не потому, что рядом – обезьяны, а потому, что никому невозможно ничего объяснить

На ум мне приходит разве что роман Стивена Кинга «Оно»: он все-таки не про ужасы написан, а про то, как Америка изживает собственные грехи и комплексы. Едва ли не половина героев произведения неистово лупят чем попало женщин и детей, и гуманисту Кингу трудно скрыть омерзение – не от самих побоев и унижений, а от того факта, что и палач, и жертва считают такое положение дел нормой.

И Америка продолжает изживать, описывать и анализировать этот трагический опыт своей общественной биографии. Пронзительный фильм «Древо жизни» Терренса Малика, заслуженно получивший «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, рассказывает как раз о том, как поздно, слишком поздно тиран-отец понимает, что его методы воспитания (классические, кстати: крик, страх и боль) отдаляют его от семьи, делают изгоем в собственном доме. Сильным, страшным, авторитетным, но изгоем. Уважаемым, но чудовищем.

В России тем временем снимают кино о том, как забеременел Дмитрий Дюжев, и анонсируют киноленту, в которой М. Галустян сыграет Карлсона. Последними о губительности культа насилия писали разве что братья Стругацкие в своих последних романах, но, честное слово, когда это было-то?

Некому и не о чем рефлексировать. Дал в глаз – ходи три дня довольный. Бесконечный стокгольмский синдром, в котором все со всеми связаны общим омерзением, лишает человека главного – внутренней свободы и чувства собственного достоинства. И неужели этого не заметно, кстати? В том-то и дело, что чем дальше, тем более заметно.

Мы все – и палачи, и жертвы, конечно, никаких иллюзий тут быть не может. Кого-то так воспитали – в атмосфере постоянного насилия (и не обязательно физического), кого-то просто довели до состояния, когда все человеческое куда-то истончается, кто-то, извините, просто подонок и садист, такое тоже бывает. И любой палач – тоже чья-то жертва, самовоспроизводящееся насилие бьет по всем сразу, не разбирая своих и чужих. И любая жертва – тоже отчасти палач, пусть и свой собственный.

Страшно не это.

Страшно то, что в обществе, которое теряет любые нравственные ограничители, ты, будучи субъектом насилия, всегда подспудно понимаешь, что через минуту именно ты станешь уже объектом, – и от этого маховик раскручивается еще сильнее.

В истории с Катей Гордон я заведомо на ее стороне, какой бы она ни была и чем бы ни провоцировала, и то, что я – мужчина, в некотором роде усложняет и упрощает мою задачу. Я должен был, согласно общему представлению, найти какое-нибудь бронебойное оправдание насилию и прошагать с ним, объяснив, что «за дело-то можно» и вообще «бьет – значит, любит».

Но я не могу. И постараюсь объяснить почему.

Я думаю, что нет и не бывает причин, по которым можно поднять руку на женщину. Это очень трудно объяснить словами: просто, наверное, должны существовать какие-то имманентные правила, которые не нуждаются в доказательствах, принятие или непринятие которых как-то определяет границы нормы. Отношение к женщинам и детям – ключевой фактор этой нормы.

Кроме того, я не хочу жить в обществе разрешенного и поощряемого насилия, и семейного насилия в том числе. То есть это просто неприятно – эстетически, этически, как угодно.

Мне кажется, что любое общественное разрешение на насилие приводит лишь к тому, что рано или поздно ты сам станешь жертвой такого же насилия. Потому что таков уж закон любого большого человеческого совместного проживания: всегда есть кто-то, кто сильнее тебя.

Я уверен в том, что насилие – признак катастрофической слабости, если речь не идет о защите того, кто не может защитить себя сам. И жить в обществе прогрессирующей импотенции, когда, кроме кулаков, не остается вообще никаких аргументов – ни человеческих, ни юридических, – это тоже очень неприятно. Наверняка человек, вынужденно попавший в вольер с обезьянами, чувствовал бы себя неуютно не потому, что рядом – обезьяны, а потому, что никому невозможно ничего объяснить. И ты вынужден сам становиться немного (а то и совсем не немного) обезьяной, что само по себе довольно унизительно.

Еще я твердо убежден в том, что слабый нуждается в защите, а не во «втолковывании ума-разума» известными средствами. Потому что «втолковывание» обычно заканчивается взаимным озлоблением, а «ума-разума» прибавляет не слишком.

И, наконец, последний аргумент, который у меня есть. Мужчину от существа с яйцами в штанах отличает только одно качество: великодушие, то есть умение быть выше любой хвалы и хулы, умение прощать и спокойно уходить, не держа ни на кого зла.

Боюсь, что все это меркнет на фоне железобетонной уверенности в том, что раз уж «наши отцы и деды били, а матери и бабушки терпели, то и мы будем бить и терпеть», но есть вещи, относительно которых лучше оставаться в меньшинстве.

В старости умирать не так страшно будет.

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?