«Не понимаю, – говорит мой приятель, – я, может, и не самый патриот, но я жизни без России не мыслю, а она вот так заявляет...» Я ничем не смог его утешить. Но задумался...
Есть такая верная примета: чем больше пафосных слов говорят о той или иной профессии с трибун, телеэкранов и концертных сцен, тем труднее живется ее представителям
Есть такая верная примета: чем больше пафосных слов говорят о той или иной профессии с трибун, телеэкранов и концертных сцен, тем труднее живется ее представителям.
День учителя, День медицинского работника, День защитника Отечества... Гремят концерты, в Кремле вручают медали и награды, по радио звучат песни. Почти как в советское время. И причина понятна – ни врачам, ни учителям, ни военным (в массе своей) жить легче не стало. Вот и компенсирует государство, как может, маленькие зарплаты и тяжкий труд подчеркнутым вниманием... вот только вспоминается почему-то старенький султан из анекдота, который обходит свой гарем, целуя красавиц в лоб и печально повторяя: «Чем могу...»
Вы же не слышали, полагаю, о Дне нотариуса, Дне российского предпринимательства, Дне банкира? А они есть, между прочим. К примеру, 27 апреля отмечают День нотариата, 26 мая – День российского предпринимательства, ну а у банкиров даже два торжества – 12 ноября и 2 декабря. Но шумных государственных мероприятий по этому поводу нет, и причина понятна – все эти категории граждан (ничуть не собираюсь умалять нужность их труда) и без того неплохо себя чувствуют.
Давайте чуть-чуть поговорим о тех, для кого существуют шумные праздники, кого принято хвалить и определять их труд эпитетами «благородный», «нелегкий», «святой» – что характеризует уровень материального достатка лучше справки НДФЛ-2. Поговорим об учителях.
Тем более как-то и поводов накопилось...
У нас, конечно, трудно найти ту отрасль, где не накопилось проблем. Но в образовании их ныне, что называется, «выше крыши». И последние шумные скандалы тому подтверждение.
История первая. Губернатор Кировской области Никита Белых решил отправить своего сына-первоклассника получать образование в Англию, о чем и объявил публично в блоге. Я сразу выскажу свое непопулярное мнение, что родители вправе обучать детей где угодно – хоть в Кирове, хоть в Москве, хоть в Лондоне. Хватает денег, значит, имеет право. Даже если человек – чиновник. Даже если он губернатор. В конце концов, признаем честно – 90% детей нашей политической и бизнес-элиты не учатся в российских школах, Белых лишь проявил поразительную для политика открытость, объявив о своем решении. Возьмем из этого случая лишь сухой остаток – человек, обладающий немаленьким состоянием и входящий в верхушку российской власти, публично признал, что не может обеспечить своему ребенку достойного начального образования в России.
История вторая. Президент России Дмитрий Медведев заявил, что в стране существует переизбыток высшего образования и недостаток среднего специального (тех самых, презрительно ликвидированных вместе с СССР техникумов и ПТУ). Спорить тут действительно не о чем – России чудовищно не хватает квалифицированных рабочих. Людей, умеющих делать что-то руками – автомобили, компьютеры, ракеты, дома... Если в советское время проблема заключалась в том, что все квалифицированные кадры высасывала «оборонка», а на «легонькую промышленность» оставались рабочие второго сорта и откровенные люмпены, то сейчас не хватает кадров и для оборонки (падения «Булавы» из-за банальных производственных дефектов – яркий тому пример). Опять же, возьмем сухой остаток – в стране нет нормального среднеспециального и высшего образования. И никакие «трудовые мигранты» из Средней Азии эту нишу не закроют: их инструменты – лопата и лом, а не станок с программным управлением или экскаватор...
Школа учит жить среди людей – самых разных людей, живущих в нашей стране (фото: ИТАР-ТАСС) |
История третья. Министр образования России Фурсенко считает, что в России существует 200 000 лишних учителей (это каждый шестой). По его словам, в Европе на каждого учителя приходится 15 школьников, а у нас – 9–10.
Мне, конечно, трудно спорить со статистикой. Но если у кого-то из моих читателей ребенок ходит в начальную государственную школу и класс там состоит из 9–10 человек, то я с удовольствием узнаю адрес этой школы. Что же касается рекомендации министра уволенным учителям трудоустроиться в детские сады, то представить себе пожилого физика или математика, усаживающего детей на горшок и обучающего их написанию фразы «мама мыла раму», мне еще более трудно. Скорее уж учителя пойдут в репетиторы, или физика станет платным необязательным уроком (да здравствует платное образование!)
Можно, конечно, было бы еще вспомнить и про то, что в этом году практически не проводился прием в военные вузы. Но, мне кажется, и без того картина вырисовывается невеселая.
Говорить о том, что такое образование для страны, как-то даже неудобно. Скажешь вслух – и все будут одновременно дружно кивать и смотреть на тебя, как на идиота (похожее ощущение я испытал однажды на телепередаче, где обсуждалось «как нам сделать жизнь в России лучше». Я тогда сказал: «Да просто надо Родину любить», после чего получил ценный жизненный опыт – умные журналисты, успешные политики, пессимистичные оппозиционеры и академические ученые задумчиво кивали, а во взгляде их читалось «дурака валяет, или какая-то новая установка спущена?») Понятно всем и каждому, от Петра Первого и Владимира Ульянова до Михаила Горбачева и Дмитрия Медведева, что страна с необразованным населением ни на что в мире претендовать не может. Худо-бедно все получилось у Петра и у Ленина. Вероятно, все, что требовалось, получилось и у Горбачева.
Очень хочется, чтобы у нашей нынешней власти получилось хотя бы как у Петра.
Дело ведь не только в том, что неучи, выходящие из наших современных школ, могут конкурировать на рынке труда только с Равшаном и Джамшутом, интеллектуальной вершиной считают игру «Кто хочет стать миллионером», а «Дом-2» ставят выше трагедий Шекспира. Дело ведь не только в том, что немногие школьники, сумевшие все-таки получить достойное среднее и высшее образование, в массе своей нацелены на работу за рубежом (или, на худой конец, в России на западные корпорации). У нас очень талантливый народ, и мы до сих пор занимаем первые места на международных школьных олимпиадах по математике, химии, физике... Вот только дальнейшего выхода умов в российскую науку нет, как нет и выхода рабочих рук на российские заводы.
Но самое главное, что школа – настоящая школа – учит не только и не столько базовым знаниям, необходимым каждому человеку. Она не только помогает каждому ученику найти себя, определить свои сильные стороны, будь то физика-химия-литература-биология или трудовое воспитание (повторю вслед за президентом, что умелые рабочие руки нам нужны не менее умных голов). И даже то, что школа учит учиться – самостоятельно находить и осваивать новую информацию (причем не методом скачивания из Интернета рефератов) – даже это не самое главное!
Главное то, что школа учит быть гражданином. Школа учит жить среди людей – самых разных людей, живущих в нашей стране. Она учит интернационализму, за который так шумно ратуют либералы. Она учит патриотизму, за который яростно агитируют консерваторы. Она учит Родину любить – и можете начинать смеяться...
Наша школа – что начальная, что высшая – ни с одной из поставленных задач в массе своей не справляется. Редкие исключения имеются (большей частью в Москве), но они погоды не делают. И для меня очевидно, что ни увольнениями каждого шестого учителя (давайте побьемся об заклад – уволят как раз не самых плохих, а самых неудобных и самых требовательных), ни отправкой детей учиться за рубеж (да хоть пусти на это дело весь Стабфонд и отправь всех российских школьников на обучение в Европу – они-то выучатся, вот только работать потом будут не у нас), ни возрождением успешно разрушенного среднего специального образования (это лишь часть проблемы, бесполезно латать дно дырявой лодки, когда вода хлещет с кормы и носа) проблему не решить. Нужна цельная и комплексная программа. Нужны люди, которые рискнут взяться за ее осуществление (нынешний министр на это вряд ли способен).
А День учителя у нас в стране, кстати, не 1 сентября, как думают некоторые, а 5 октября. До него еще месяц. И за этот месяц, конечно, можно сделать что-то, помимо праздничного концерта и увольнения каждого шестого учителя. Возможно, даже губернатор Белых в результате воспрянет духом и доверит обучение своего сына отечественным учителям в подвластной ему губернии.
Сделать все можно. Пока еще можно.
Надо только Родину любить.