Авторские колонки

26 марта 2009, 10:00

Андрей Архангельский: Долой березки

Культурный образ России остается в глазах мира сугубо патриархальным: те же хоры и ансамбли пляски – это все искусство муштры, а не искусство ХХI века. Почему пропаганда русской культуры дома и за границей столь убийственно казенна?

«В рамках празднования 80-летия Василия Шукшина на родине писателя, в Алтайском крае придумали необычную акцию. В трамваях Барнаула (столицы края) по громкой связи будут транслироваться рассказы выдающегося писателя (...) Как сообщили ИТАР-ТАСС в краевом управлении по культуре, «Шукшинские трамваи» начнут курсировать в конце июля – накануне Всероссийского Шукшинского фестиваля».

Новая культурная концепция России должна представлять народ-художник, народ-индивидуум – а не народ-армию или крепостной театр

«Шукшинские трамваи», шукшинский фестиваль. Москвичей и петербуржцев ждет похожее развлечение – к юбилею Гоголя, 1 апреля. Тоже, вероятно, будут в транспорте тексты читать. Эти вот «чтения» в трамваях, в метро, в поездах – это чисто советское изобретение.

В Буэнос-Айресе, например, художественную литературу так пропагандируют: заходит человек в вагон метро, а на полочке книги лежат. Латиноамериканских классиков, конечно. В Норвегии книги Кнута Гамсуна лежат в номерах отелей. Хочешь – бери. Хочешь – не бери. То есть, во всяком случае, человеку предоставляется выбор. В России будут читать классику по громкоговорителю. С выражением. Голосами народных артистов. То есть насильно вдалбливать культуру. Коллективно-принудительно. Пассажиры по обычаю будут плеваться и проклинать того, кто это все придумал – потому что ведь по мобильному не поговоришь, и собеседнику каждое слово придется орать – перекрикивая этот вой из громкоговорителя: «Куда несешься ты, птица-тройка?»

Московское метро в этом смысле – удручающее: мало того, что все гремит, визжит, свистит естественным, так сказать, образом – никто ведь не думает, какой звуковой атаке подвергаются уши миллионов ежедневно; но, кроме того, когда уже по эскалатору поднимаешься, вдруг ни с того ни с сего в динамиках начинают звучать стихи Михаила Светлова или советские песни. Потом задушевный голос диктора пояснит, что это – очередной год русского языка в России, или год культуры в Москве, или месячник борьбы за культуру в Пресненском районе. А 8 марта, говорят, в метро стихи про женщин читали. Подарок такой. А 23 февраля – про мужскую работу звучали стихи и песни. В исполнении военных ансамблей.

В России будут читать классику по громкоговорителю (фото: reklamy.ru)

Я не знаю, что думают миллионы, слыша все это, – они, видимо, уже ничего не думают, потому что умеют как-то в метро отключаться. А я еду и думаю: елки-палки, страны СССР уже 20 лет как нет, а эстетики новой так и не придумано – поэтому для создания «праздничной атмосферы» до сих пор пользуются маршами и песнями 60-х.

Но главное – как они это делают. У нас ведь не только по содержанию, но и по форме повторяют советские методы агитации и пропаганды – то есть читают и поют в общественном транспорте, не спросясь, для всех. Казенно. Тупо.

Выполняют ли эти нелепые и дорогостоящие акции ту единственную задачу, ради которой, по идее, затеваются – вернуть или привить человеку любовь к родной культуре? Делают ли они человека лучше, глубже, добрее – или же, напротив, вызывают только раздражение? Ответ вы знаете.

Я, кстати, по части вдалбливания, навязывания культуры – абсолютный сторонник. В школе, по моему мнению, культуру именно надо насаждать – потому что школьник еще не способен оценить, хорошо это или плохо, нужно ему это или не нужно. И нужно именно навязывать – хотя бы потому, что другой возможности познакомиться с великой русской культурой у 99 процентов учащихся больше не будет. Поэтому в школе и надо долбить, а не сокращать постоянно часы преподавания русской литературы.

Но вот в метро, в другом общественном транспорте или на площади весь этот набат – это ведь уже звучит для взрослых, для совершеннолетних, которые сами решают, что им читать и слушать.

Почему вообще вся пропаганда культуры – великой, прекрасной – в России делается так неталантливо и топорно? Вспомним все эти годы и декады русского языка, фестивали и праздники книги – с маршами детей; вспомним все эти юбилеи – литературные, артистические; вспомним само оформление государственных праздников – с концертами в ГКЦЗ, с выводком безумцев попсовых, готовых петь любое и для любых? Вспомним интернациональную акцию «Ночь музеев», которую в прошлом году в России умудрились провести, нарушив сразу два главных ее принципа – именно БЕСПЛАТНЫЙ и ОТКРЫТЫЙ, а также НОЧНОЙ характер акции?

Почему все, что связано с пропагандой культуры, носит у нас такой убийственно-канцелярский характер?

Почему бы вместо очередного хоровода вокруг памятника Гоголю и вместо 22 новых музеев Гоголя – почему бы не провести, допустим, конкурс на лучший нос столицы – в духе мастера, на грани абсурда и веселья? Очень получился бы интернациональный и добрый праздник. И главное – самоироничный. Потому что именно самоиронии и творческого подхода к пропаганде культуры не хватает.

У нас тут недавно российское посольство обиделось на шведов. В рамках национального отбора на «Евровидение» шведская группа Grotesco показала пародийный скетч под названием «Tingeling goes Russia», полный самых распространенных стереотипов о России на Западе: казаки, танцующие гопак, мужской военный хор, балалайки, медведь на цепи… Исполнительный продюсер Melodifestivelen Ронни Ланс предупредил: «Это просто юмористический скетч».

Возить за границу 50 лет подряд псевдонародные и псевдоказачие ансамбли, а также хор имени Александрова в качестве «витрины русского искусства», а потом гневаться, что нас такими и представляют? (фото: tonnel.ru)

Российское посольство делает по этому поводу официальное заявление: «Мы не комментируем эксцентричные выходки лунатиков, чьей русофобии место в психиатрической больнице, а не на сцене».

Наши юмора не понимают – они обижаются, что Россию даже в шутку представляют такой – с балалайками и медведями.

Я хорошо понимаю чувства дипломатов. Но мы сами и виноваты в этом – в том, что стереотипное представление о России на Западе нисколечко не изменилось за 20 лет.

А что вы хотели? Возить за границу 50 лет подряд псевдонародные и псевдоказачие ансамбли, а также хор имени Александрова в качестве «витрины русского искусства», а потом гневаться, что нас такими и представляют?.. Запрещать, как бывший министр культуры, чего-то там вывозить на выставку современного искусства во Франции – и обижаться, что нас считают музеем старья, мировым запасником?

На себя надо обижаться.

Никто не позаботился на государственном уровне, чтобы культурный образ России был современным и гуманным; а лепить к медведям наушники или одевать казачий хор в одежды от Версаче – это не выход. Нужно менять саму концепцию пропаганды культуры в России и за границей.

Гуманитарная блокада России во время войны с Грузией подтвердила еще раз: в глазах западных обывателей Россия по-прежнему не страна культуры, а страна войны. «Как же так? Почему? – воскликнет чиновник от культуры. – Ведь и Большой театр на Запад регулярно ездит, и Мариинский?.. И звезды оперные из России известны во всем мире? Как еще культурный образ поддерживать?!»

А просто культурный образ России по-прежнему выглядит сугубо милитаристским. Почему? А просто наша «культура на экспорт», которую официально поддерживает государство, в большинстве носит характер именно армейский, символизирует, в конечном счете, способность к муштре и мастерскому совершению одинаковых движений – что хоры, извините, что танцевальные ансамбли, что балет, прости Господи. Это искусство коллективистское по своей сути – в то время как в мировой культуре давно уже правит бал индивидуум, а не тренированные массы.

Что же делать?

Пересмотреть культурную и – шире – цивилизационную стратегию. Новая культурная концепция России должна представлять народ-художник, народ-индивидуум – а не народ-армию или крепостной театр. Речь – шире – о превращении традиционного образа страны (аграрного, сельского, патриархального) в современный – постиндустриальный, городской, демократический, индивидуалистский. А все наши хоры и ансамбли Запад воспринимает, увы, как экзотику, как нечто удивительное – но давно устаревшее, неактуальное, винтаж. Речь не о том, чтобы запретить – но предложить и еще что-то помимо этого.

Хватит березок – в переносном смысле. Хватит пугать Запад ансамблями военной песни и пляски. Нужен новый язык культуры и пропаганды культуры, новая эстетика. Чтобы Россия ассоциировалась не только с классическим и народным искусством. (По части улучшения образа можно поучиться у Германии, которая за последние 60 лет превратилась в одну из главных площадок современного искусства, сумев закрыть дверь за Лени Рифеншталь и ей подобными.)

И при этом при всем нужно еще, чтобы эта новая гуманистическая и индивидуалистическая эстетика хотя бы чуть-чуть соответствовала реальности.

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?