Осенью певица выпускает новый альбом, а между тем переигранные с новым составом старые песни в столице толком не показаны. Прежде чем выступить в заброшенном Зеленом театре через реку от своего дома, Земфира* проехала с большим туром «Дежавю» по России и другим странам.
Дряхлый Зеленый театр обтянули тканью, и он стал посимпатичнее. Поставили приличный звук. Над открытым зрительным залом запустили зеленый воздушный шар. Аншлаг.
Земфира ворвалась на сцену, как хищная росомаха. Худая, красивая, одухотворенная, она пролетела сквозь незнакомое вступление и запела «Почему» так, что согласные впечатывались в серф-шуршание намертво. Сразу стало понятно, что никакой новой «программы» нет. А есть новый состав, с которым Земфира решительно и безоговорочно перелопатила плей-лист так, чтобы он соответствовал новому пониманию музыки самой певицы.
Ей явно тесно в рамках прямолинейного русского рока, и уже прошел подростковый период увлечения депрессивным брит-попом, надо развиваться дальше
– Привет, Москва! Давно мечтаю о том, чтобы спеть первую песню и сказать: привет, Москва!
После прошлого большого концерта в Горбушке было заметно, что «девушка созрела». Созрела и рвется к новому звуку. На этом концерте уже сама Земфира пропела про себя: «Земфирочка созрела», ей уже есть что предъявить.
Земфира собрала состав, который может играть джаз. Не хотел бы, а именно может. В отличие от старого состава, где главным формообразующим инструменталистом был гитарист Корней, теперь за главного – клавишник. Что может ярче открыть джазовую, эстрадно-оркестровую Земфиру? Именно пианист, как его представила Земфира. Дмитрий Шуров играл в «Океане Ельзи», после раскола основал Esthetic Education и явно тяготеет к фортепианному джазу.
Уход в актуальный джаз-рок имеет для Земфиры немало плюсов. Ей явно тесно в рамках прямолинейного русского рока, и уже прошел подростковый период увлечения депрессивным брит-попом, надо развиваться дальше. Вариантов было два. Либо двинуться в поп, либо в джаз. Земфира предпочла джаз. И аккуратно интегрировала свои песни под гитару (которые всегда в голове) в эстрадно-джазовую среду. Затем-то и потребовался джазовый трубач Константин Куликов, сотрудничающий с Инной Желанной и рядом джазовых и этноджазовых проектов вроде Safety Magic.
Да, теперь старые песни Земфиры, обыгранные шустрыми пальчиками пианиста и задушевными опеваниями трубы, сильно напоминают судьбу известных песен Андрея Макаревича*, поющего с Оркестром креольского танго. И наверняка вызывают неоднозначную оценку поклонников. Макаревич тоже через это прошел.
Земфира собрала состав, который может играть джаз. Не хотел бы, а именно может (фото Светлана Мальцева / NEWSmusic.ru) |
– Очень переживаю из-за дождя. Вижу ваши зонтики. Он начался опять? Сволочь! Я очень люблю дождь, но не хочу, чтобы он испортил вам настроение.
«Рассветы» теперь построены на запоминающемся риффе в проигрыше и обрамлены протяжной печалью трубы. С размашистых медленных аккордов а-ля Сергей Рахманинов, второй концерт для фортепиано с оркестром, величественно стартует «Любовь как случайная смерть», и к последнему куплету Земфира поет, нервно задыхаясь, срочно выговаривая слова, сбиваясь с дыхания… А «Небо Лондона» – совсем под рояль, и брови домиком. И совсем уж неожиданно звучит «Трафик», он стал совсем диско-роком – буквально с октавным басом, танцевальным и упругим.
Земфира ходит и пританцовывает, активно мотая головой, размахивая руками над головой.
На «Брызгах» брызжут первые фейерверки. Потом их будет много. Очень много. Но эффект неожиданности срабатывает сейчас. На «Ракетах» фейерверки в густом синем воздухе продолжаются, Шуров фонтанирует клавишными проигрышами в духе Рика Уэйкмана – вдруг легкий джаззи переходит в упрямый марш. Музыканты еще на коде успевают процитировать мюзикл «Иисус Христос суперзвезда»… Музыканты играются, купаются в предоставленных возможностях. Разве что не переходят к джему…
– Тут у нас все сломалось. И опять пошел дождь!
«Доказано» и «Созрела» идут нон-стопом и мало отличаются от привычного звучания. Сразу после признания в том, что «Земфирочка созрела», – совершенно неожиданный вброс мелодии Владимира Дашкевича из к/ф «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». Это все та же игра. В туре Земфира исполняла даже хит Верки Сердючки «Лаша Тумбай» как доказательство сыгранности нынешних музыкантов. «Небомореоблака» завершаются залпом блесток из пушек.
После паузы – первый бис.
– Меня часто упрекают, что я мало общаюсь с залом. Но я выражаю все в песнях. Когда я пою, это лучший вариант из того, что я могу произнести.
«Итоги» – просто под гитару, и только к коде подтягивается клавишная подушка. «Самолеты» посвящаются «всем знакомым в зале». А потом начинаются сюрпризы.
Музыканты играются, купаются в предоставленных возможностях. Разве что не переходят к джему (фото Светлана Мальцева / NEWSmusic.ru) |
Под фортепиано с трубой зал подхлопывает «Хочешь?». Земфира этого не хочет, она сбрасывает аплодисменты. И несколько раз повторяет с блестящими глазами: «Пожалуйста, не умирай…»
Из будущего альбома в бисах прозвучало две песни. Хит «Мальчик» уже хорошо известен. А вот еще одна энергичная песня, пока без названия. Земфира ее проанонсировала так:
– А сейчас премьера. Я выбрала из десятка песен именно ее. Почему? Сейчас поймете.
Конечно, понятно. В тексте звучит фраза «Пятница – Москва колбасится». Действительно пятница. Действительно колбасится. Но со слезами на глазах. Завороженные чистым и уверенным, в отличие от предыдущей презентации, голосом Земфиры обнявшиеся девочки рядом со мной плачут. А потом поднимают руки и разворачивают их ладонями к Земфире, словно согревая ее любовью.
Новый альбом Земфиры теперь невероятно ожидаем (фото Светлана Мальцева/NEWSmusic.ru) |
Заключительная «Ариведерчи» прозвучала уж совсем традиционно, словно и не было двух часов джаза. Вороны-москвички вылетели из рук Земфиры и по-хозяйски уселись на близлежащих деревьях Нескучного сада.
Грянул большой фейерверк в небе – праздник есть праздник. Дождь рассосался как-то сам. По аллеям парка шли возбужденные люди, и из каждого второго мобильника играл «Мальчик»…
Новый альбом Земфиры теперь невероятно ожидаем.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом