Причем конкуренция была крайне остра и итоговый результат вовсе не оказался легкопредсказуем. Само «Евровидение» стало предсказуемым – восточноевропейские страны вгрызаются в те немногие европейские топы, которые им доступны. Но зачем?
Итоги конкурса «Евровидение-2007»
1. Сербия – 268 очков;
2. Украина – 235 очков;
3. Россия – 207 очков;
4. Турция – 163 очка;
5. Болгария – 157 очков;
6. Белоруссия – 145 очков;
7. Греция – 139 очков;
8. Армения – 138 очков;
9. Венгрия – 128 очков;
10. Молдавия – 109 очков;
11. Босния и Герцеговина – 106 очков;
12. Грузия – 97 очков;
13. Румыния – 84 очка;
14. Македония – 73 очка;
15. Словения – 66 очков;
16. Латвия – 54 очка;
17. Финляндия – 53 очка;
18. Швеция – 51 очко;
19. Германия – 49 очков;
20. Испания – 43 очка;
21. Литва – 28 очков;
22. Франция – 19 очков;
23. Великобритания – 19 очков;
24. Ирландия – 5 очков.
Арена ущемленных амбиций
Почти во всех восточноевропейских странах телевизионные рейтинги трансляции конкурса выросли до небес
Юрий Аксюта на предконкурсной пресс-конференции гордо заявил, что именно Первый канал смог распиарить конкурс внутри России до такой степени, что рейтинг телетрансляции местечкового конкурса для домохозяек стал соразмерим с самыми популярными программами всех отечественных каналов, вместе взятых. Парадокс в том, что такой феномен наблюдается не только в России. Почти во всех восточноевропейских странах телевизионные рейтинги трансляции конкурса выросли до небес. А вот в старых странах Европы такой тенденции нет.
Уже несколько лет подряд страны из бывшего Восточного блока с остервенением бьются за победу – готовят остроумное шоу, нанимают дорогих стилистов, посылают своих лучших артистов и нервно-ревниво отслеживают результаты голосования соседей. То, что раньше было свойственно таким малышам, как Мальта или Андорра, теперь бич гигантов по европейским масштабам – Украины, Белоруссии или Польши. Не говоря уж о России. Функционеры Европейского вещательного союза отмечают, что количество аккредитованных журналистов и музыкальных туристов из этих стран выросло в десятки раз.
«Евровидение» незаметно стало ареной ущемленных амбиций. Новые страны Евросоюза горят желанием доказать, что они уже совсем европейцы. Остальные – что не хуже европейцев. Собственно, какая же мотивация есть у Старой Европы? Да никакой.
Ориентация – на фриков
Нынешняя победительница – сербская певица Мария Шерифович – исполнила простенькую балладу «Молитва», но сделала это мощно и ярко |
Она исполнила простенькую балладу «Молитва», но сделала это мощно и ярко. Бьющий в глаза агрессивный имидж буча (активной лесбиянки) и жалостливые интонации покорили телеаудиторию. И даже кокетливо хохочущие блондинки из подтанцовки на словах «Молитва на губах моих как жар сгорает» не смутили ее фальшью. Появится ли завтра эта песня во всех европейских чартах и радиоротациях? Конечно нет.
Артистам из признанных музыкальных стран – Англии, Франции, Швеции – совсем нет резона рваться на конкурс «Евровидение». Хотя бы потому, что он вне основных мировых музыкальных тенденций, которые так интересуют этих артистов. Большинство музыкального материала родом из балласта 80-х. Ретрочудовища ходят по сцене и развлекают ужимками глаз телезрителя. Актуальных песен нет, и даже если они появляются, то победы им не светит. Скажем, актуальный сейчас R’n’B прозвучал только в песне у поляков, и они даже не вышли из полуфинала. Самые известные и кассовые в Европе из конкурсантов – DJ BoBo (Швейцария) и The Arc (Швеция). Первый не прошел полуфинал, вторые заняли 18-е место.
Принципиальная фриковая ангажированность «Евровидения» особенно бросается в глаза при сравнительном прослушивании треков конкурсантов и треков из главного мирового чарта Billboard 200. Разница невероятная.
Единственной, кто поставил на качество музыкального материала, оказалась в этом году Россия. Трек вынырнувшего из затишья Макса Фадеева хоть и вторичен по отношению к Black Eyed Peas или даже Майклу Джексону, но плотно аранжирован, нашпигован модными звуковыми фишками и примодненно спет. Причина, по которой этот коммерческий продукт появился в Хельсинки, до невозможности проста. Фадееву нужен пиар нового проекта в постсоветских странах, и он его бесплатно получил. Судьба концертной деятельности «Серебра» в ближайшие годы выглядит безоблачно счастливой.
Возможно, такой циничный подход куда разумнее эмоциональных истерик наших соседей-украинцев. Даже если «Серебро» заняло бы не третье, а 18-е место, дело было бы сделано. А вот Верке Сердючке отступать некуда. За ее спиной – кипящая злобой и изрыгающая проклятия добропорядочная поющая Украина. Место вне первой тройки означало бы, что они правы. Что безголосый фрик с пятым размером поролоновой груди «опозорил» Украину.
И Андрей Данилко старался изо всех сил. Такого уморительного актерского шоу не припомнить в последние годы. Вместо пиротехники – внушительный бюст. Вместо эстрадного вокала – кричалки и сопелки. Пафосные взмахивания руками, и тут же – сброс пафоса в неуклюжие танцевальные движения. Обвешанная блестками с головы до ног Сердючка бегала за телекамерами, хлопала по внушительных размеров задам своих бэк-вокалисток, а на коде и вовсе сделала недвусмысленный сексуальный жест. И сработало! Отягощенная политкорректностью и гендерной самоидентификацией Европа на три минуты сбросила груз ответственности и от души посмеялась. От души – про это славяне умеют напомнить.
По сути, именно Верка Сердючка одержала главную победу на этом конкурсе.
Политика ушла и не вернется
Если в Эстонии третья часть населения – обиженные властями русские, то стоит ли удивляться 12 баллам для «Серебра» от Эстонии? |
Если в Германии живет три миллиона турок, то голоса любому турецкому артисту обеспечены. Если в Эстонии третья часть населения – обиженные властями русские, то стоит ли удивляться 12 баллам для «Серебра» от Эстонии? Это нормальные человеческие чувства. Наконец, победителем «Евровидения-2007» стала сербская певица, и следующий конкурс пройдет в Белграде. Недавно почти полностью разрушенном европейскими и американскими бомбами, но непокоренном. Уж какая политика…
В проигрыше оказался только «заточенный» под гей-аудиторию Дима Колдун. И тоже не потому, что он из страны-изгоя. В полуфинале он еще выделялся своим имиджем, но в финале что-то с ним случилось. И пел гораздо хуже, и конкурентов с тем же имиджем прибавилось. Шестое место, впрочем, тоже далеко не провал. Но и безоговорочным успехом (учитывая ставки букмекеров на 1–3 место) никак не назовешь, как на смех зрителям пытался представить продюсер Филипп Киркоров и приближенные к нему журналисты в эфире Первого канала по окончании конкурса.
«Евровидение-2007» завершилось. В первой шестерке – пять славянских артистов. Надо совсем утонуть в хитросплетениях шоу-бизнеса, чтобы не порадоваться этому простому ясному факту. Давайте порадуемся.
А корабль «Евровидения» поплывет дальше. Мы знаем только следующий причал – Белград-2008. И должны же мы на этом самом ненужном конкурсе песни в Европе когда-нибудь победить!