Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
4 комментарияВ России коррупции стало меньше реально, на Украине – виртуально
Международная организация по противодействию коррупции Transparency International поставила Россию в Индексе восприятия коррупции на 17 пунктов выше по сравнению с прошлым годом. Несколько улучшила свои позиции и Украина. И хотя сам рейтинг не внушает особого доверия, стоит разобраться, чем вызваны эти изменения.
Международная организация по противодействию коррупции Transparency International поставила Россию в Индексе восприятия коррупции (ИВК) на 17 пунктов выше по сравнению с прошлым годом. Ежегодно публикуемый Индекс включает в себя 168 стран, которые ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, а 100 – с самым низким. Россия заняла в этот раз 119-е место (29 баллов), в то время как в предыдущем рейтинге страна получила 27 баллов и 136-е место.
Сбежавшие в другие страны от российского правосудия коррупционеры даже не пытаются скрываться
По словам вице-президента и главы российского отделения Transparency International Елены Панфиловой, «предсказуемое изменение места России в Индексе восприятия коррупции вызвано объективной реальностью сжимания коррупционной «кормовой базы» в силу текущей экономической ситуации, а также введением в правовое поле целого ряда весьма обременительных для публичных должностных лиц ограничений в части декларирования имущества и доходов, а также владения зарубежной собственностью».
Показательно, что постреволюционная Украина в этом рейтинге расположилась на 11 строк ниже России, дважды прошедшая через революции Киргизия – на четыре строки ниже, как и мирный и спокойный Казахстан, который в последнее время часто ставят в пример либеральные экономисты.
Украина из других постсоветских стран сумела обогнать только Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Это несмотря на то, что и она чуть-чуть улучшила свои показатели по сравнению с прошлым годом. Как отмечается в комментарии пресс-службы украинского отделения TI, незначительно улучшить позиции Украине удалось благодаря росту уровня общественного осуждения коррупционеров, созданию антикоррупционных органов и возникновению движения разоблачителей коррупции, говорится в сообщении. Улучшить позиции несколько более значительно не позволило увеличение коррупционной составляющей в отношениях бизнеса и власти.
«Власть действительно сделала ряд позитивных шагов в сторону создания важных антикоррупционных органов, но затягивает с их имплементацией. Отдельным болезненным вопросом остаются попытки власти лично контролировать назначение руководителей этих органов. Хуже всего на индексе CPI отразилось взаимодействие власти и бизнеса. За последний год вырос уровень коррупции в части предоставления коммунальных услуг предпринимателям, ежегодных налоговых отчислений», – отмечается в заявлении украинского филиала TI.
- Александр Саверский: Корни коррупции ищите в хаосе
- Коррупция становится смертельно опасной
- Вадим Багатурия: Врага лучше искать не за морями
- "Закон о депутатской финансовой дисциплине станет бастионом борьбы с коррупцией"
- Зачистка Коми опровергает домыслы об "имитации борьбы с коррупцией"
- Борцы с коррупцией заинтересовались разводом супругов Хорошавиных
- Американка по требованию России лишилась имущества в Швейцарии
- Уничтожение дагестанской мафии вернет республику в Россию
- Глава Крыма пытается прикрыть чиновников от спецслужб и прокуратуры
- Антон Крылов: Протяни руку – и бери, сколько хочешь
- Крымским чиновникам посоветовали избавиться от хватательных инстинктов
- В чем Америка виновата перед Россией
- После слов о коррупции Байдену указали на бизнес сына на Украине
- Ренато Усатый: Люди просто возьмут вилы – и в один день все закончится
- Расследование коррупции в Коми сравнили с "хлопковым делом"
Следует уточнить, что ИВК, как подчеркивается на сайте самой Transparency International, вовсе не является объективным и всеобъемлющим рейтингом. На вопрос, раскрывают ли данные ИВК полную картину коррупции в конкретной стране, дается однозначный ответ:«Нет». Это именно что индекс восприятия, то есть разговор о том, как эксперты на основании своих знаний и опыта ощущают уровень коррупции в той или иной стране: «ИВК является показателем восприятия уровня коррупции в государственном секторе, т. е. административной и политической коррупции. Он ни в коем случае не является окончательным приговором о коррумпированности целых наций и сообществ и не касается вопросов, связанных с их деятельностью и проводимой ими политикой, а также с деятельностью частного сектора. Как правило, граждане стран/территорий, набравших наименьшее количество баллов ИВК, демонстрируют такую же степень обеспокоенности коррупцией и ее неприятие, как и граждане государств с высокими показателями».
Также на сайте TI разъясняется, почему для расчета индекса выбрано именно восприятие, а не, скажем, количество уголовных дел против коррупционеров или другой количественный фактор: «В целом коррупция охватывает незаконную деятельность, которая целенаправленно скрывается и, как правило, обнаруживается лишь в результате скандалов, расследований или предъявления обвинений в коррупции. Соответственно, очень трудно дать точную оценку уровня коррупции в различных странах и территориях, опираясь лишь на фактические данные. Возможных попыток оценить уровень коррупции путем сравнения данных о количестве учтенных взяток, числа обвинений или судебных дел, непосредственно относящихся к коррупции, будет недостаточно для того, чтобы окончательно установить точные показатели уровня коррупции. Более того, такие данные характеризуют качество работы прокуроров, судов или средств массовой информации по расследованию и выявлению коррупции. Поэтому наиболее надежным методом сравнения относительных уровней коррупции в разных странах является измерение восприятия уровня коррупции теми лицами, которые способны предложить экспертную оценку коррупции в государственном секторе той или иной страны», – полагают в TI.
Таким образом, методологию составления рейтинга можно, слегка утрируя, прокомментировать цитатой из фильма «Мимино»: «Я так думаю!».
Для сторонников других методов оценки коррупции на сайте TI приводятся ссылки на рейтинги, основанные не на экспертных оценках, а на количественных и качественных исследованиях. Данные, впрочем, в основном не очень свежие.
Вопрос доверия к ИВК – это в первую очередь вопрос доверия к самой организации Transparency International и выбранным ей экспертам.
Если говорить о причинах, которыми эксперты объясняют улучшение ситуации в России, то заявление Елены Панфиловой о «снижении кормовой базы» коррупционеров из-за кризиса выглядит несколько нелогично. Большинство стран на самых нижних строках рейтинга были, есть и остаются абсолютно нищими. Более того, в условиях ухудшения экономической ситуации коррупция в большинстве случаев возрастает, а с улучшением – снижается (не всегда, но очень часто). На верхних строках ИВК расположились страны, лидирующие также в рейтингах уровня и качества жизни. Первая небогатая страна в верхней части списка – расположившийся на 21-м месте Уругвай.
Поэтому, видимо, улучшение ситуации в России действительно вызвано антикоррупционными изменениями в законодательстве. И нельзя не согласиться с TI в том, что имеющихся изменений категорически недостаточно. Как и беспрецедентно низкого уровня международного сотрудничества. «Сбежавшие в другие страны от российского правосудия коррупционеры даже не пытаются скрываться», – констатируется в докладе.
Что же касается Украины, то улучшение на один балл, как подчеркивается в исследовании, – это исключительно следствие увеличения общественного внимания к проблеме. Если при Януковиче украинцы практически смирились с коррупцией во всех сферах общества, то теперь они ею очень недовольны. И все. Никаких реальных улучшений нет, а в отдельных сферах зафиксировано ухудшение. Поэтому ситуация на Украине в очередной раз подтверждает известный тезис, что революционные преобразования не способны ни улучшить экономическое положение в стране, ни победить коррупцию. Только ухудшить.
И еще один интересный момент. Данные из доклада входят в явное противоречие со скандальным фильмом BBC, посвященным «страшной российской коррупции», якобы идущей до самого верха государственной власти. Фильм относится к категории «никто не видел, но все говорят», но показательно, что фактов в нем не приводится вообще, только крайне завуалированные намеки и очень осторожные оценки из серии «я так думаю» (уже без всякого преувеличения, дословно).
И даже на сайте BBC сразу над ссылкой на видеозапись идет новость о том, что Владимир Путин потребовал более активно использовать механизм изъятия незаконно нажитого имущества у коррупционеров в пользу государства.