Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевСМИ: На развитие авиапрома до 2025 года выделят 1,7 трлн рублей
СМИ: На развитие авиапрома до 2025 года выделят 1,7 трлн руб
Минпромторг подготовил государственную программу по развитию авиационной промышленности до 2025 года, ее реализация потребует 1,7 трлн рублей, пишет во вторник газета «Коммерсант».
С помощью этих денег производители авиационных компонентов должны выйти на мировой уровень и начать поставлять свою продукцию крупнейшим иностранным компаниям. Среди других ключевых задач – увеличение доли на мировом рынке самолетостроения до 10%, в вертолетном производстве – до 30%. Документ должен быть утвержден в апреле 2012 года.
В декабре 2012 года Минпромторг представил на согласование в профильные ведомства новый вариант госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» на период 2012–2025 годов, пишет «Коммерсантъ».
Документ должен был быть представлен в правительство еще год назад – в апреле 2011 года, но тогда Минпромторг подготовил лишь концепцию. Она не устроила правительство из-за отсутствия программных мероприятий и несоответствия предлагаемых объемов финансирования бюджету 2012–2013 годов. В итоге прошлым летом правительство поручило доработать госпрограмму и представить ее в первой половине 2012 года. Подготовленный документ, подписанный 8 декабря 2011 года замминистра промышленности Денисом Мантуровым (сейчас и. о. министра), описывает основные задачи развития авиационной отрасли до 2025 года. Среди них достижение 10% мирового рынка продаж гражданского самолетостроения, 27–30% – в вертолетостроении и доведение доли отечественных комплектаторов к 2020–2025 годам до уровня не менее 70% в стоимости комплектации российских самолетов. 10-процентный порог объемов продаж мирового рынка позволяет перейти от режима медленного сокращения активов отрасли к ее устойчивому развитию, поясняется в документе.
Достижение остальных показателей позволит России стать «третьим центром силы мировой авиационной промышленности (наряду с США и ЕС)». Текущее же состояние отрасли Минпром характеризует технологическим отставанием на полтора поколения от уровня ведущих стран-производителей, неспособностью авиационных предприятий решать необходимые для поддержания конкурентоспособности отрасли крупные, комплексные, длительные задачи и т. д. Программа поделена на подотрасли. Их семь: самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, авиаприборостроение, авиаагрегатостроение, наука и технологии, автоматические летательные аппараты. В самолетостроении разработчики документа предлагают сделать ставку на развитие гражданской авиации. Это объясняется тем, что, во-первых, производство военных самолетов в стране функционирует более или менее эффективно, а во-вторых, спрос на гражданские самолеты выше, что радикально удешевляет себестоимость комплектующих, в том числе и двойного назначения.
Кроме того, развитие программ гражданских самолетов можно финансировать за счет продажи военной техники. Что касается продукции, то приоритет будет отдан самолетам Sukhoi SuperJet и МС-21, но они могут занять лишь 6,6% целевой доли мирового рынка. Для увеличения этой доли Минпром намерен запустить программу «Самолет-2020», в рамках которой будут создаваться новые продукты, включая самолеты малой авиации. Перспективы программ Ил-96, Ту-204СМ, Ан-148 описаны нечетко: в документе лишь отмечается, что этим программам требуется выстроить эффективную систему послепродажного обслуживания. Но в приложении к документу с указанием ежегодного объема финансирования говорится, что на МС-21 и SSJ государство готово до 2015 года ежегодно тратить на каждый 1,5–10 млрд рублей, в то время как на реализацию текущих проектов (Ту-204СМ и Бе-200) планируется тратить по 37 млн рублей в 2012–2013 годах, после чего закончить господдержку проектов.
В вертолетостроении есть ряд проблем, которые «представляют угрозу для отрасли», признают в Минпромторге. Рыночные позиции созданного в 2007 году ОАО «Вертолеты России» укрепились, «позволив ему в 2011 году занять 17% мирового рынка по объему продаж вертолетной техники», однако продукция компании «характеризуется низкой ценой и средним уровнем качества, что не позволяет обеспечить ее массовую рыночную конкурентоспособность». Помимо повышения качества, к 2016 году отрасль должна наконец создать новый легкий вертолет (2,5–4,5 т), завершить работы по созданию центров по производству отдельных компонентов и центров послепродажного обслуживания техники на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке.
С 2016-го по 2020 год должны начаться массовый вывод на рынок гражданских вертолетов Ми-38, Ка-62, Ми-171А2 и разработка перспективной вертолетной техники, среди которой скоростной вертолет (с крейсерской скоростью до 350–450 км/ч, у обычного Ми-8 – около 230 км/ч).
При этом в программе указывается, что к 2016 году ОАО «Вертолеты России» должно стать публичной компанией (в 2011 году IPO компании было отменено), однако в приложении с финансовыми расчетами никаких доходов от продажи части акций основного игрока на этом рынке ни в одном из периодов не указано. Впрочем, и в других подотраслях доходов от проведения IPO также не предусматривается.