Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевАлександр Разуваев: Правительство рискует во второй раз повторить ошибку реформаторов 90-х
Самого Гайдара давно уже нет в живых. Однако в правительстве жива его команда, которая имеет все шансы продолжить его дело. Причем с сопоставимым результатом.
Сегодня министр финансов Антон Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме в Москве, рассказал о начинающейся оптимизации бюджета. По его словам, если этого не сделать, повторится кризисная ситуация 1998 года, когда за это «заплатило население».
Ранее в деловой прессе прошла информация, что правительство РФ из-за падения цен на нефть вынуждено второй год подряд начинать с 10-процентного сокращения расходов.
Реформы господина Гайдара, которые проводили наши книжные монетаристы, – одна из самых мрачных страниц в российской новейшей истории. В их результате размер экономики и промышленного производства упал примерно в два раза.
Гиперинфляция, которая достигала нескольких десятков процентов в месяц, уничтожила все сбережения. Задержки пенсий и зарплат достигали полугода. Демографическая яма, криминальная революция, финансовые пирамиды и т.д.
Кстати, у соратников Гайдара руки в крови не только в переносном смысле. Именно они были основными фигурами государственного переворота октября 1993 года, фактически спровоцировав Ельцина на расстрел парламента. В результате тех событий в Москве погибли не только сторонники парламента, но и просто случайные люди, которые оказались в плохое время в плохом месте.
Самого Гайдара давно уже нет в живых. Однако в правительстве жива его команда, которая имеет все шансы продолжить его дело. Причем с сопоставимым результатом. Для начала наш министр финансов несколько лукавит. Суверенный дефолт России не грозит. Отношение суверенного долга к ВВП у России одно из самых низких в мире.
А теперь главное. По сути вопроса. Стоит напомнить, что бюджет-2016 посчитан исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в 50 долларов за баррель, среднегодового курса 63,3 рубля за доллар и роста экономики на 0,7%. Нынешняя январская реальность абсолютно иная.
На первый взгляд, действия властей абсолютно логичны. Чтобы сбалансировать бюджет, правительство вынуждено девальвировать рубль и тратить финансовые резервы, которые не безграничны. При этом для балансировки бюджета можно не только искать дополнительные доходы, но и сокращать расходы.
Вместе с тем российское правительство рискует во второй раз повторить ошибку реформаторов 90-х. Людей гайдаровской школы жизнь ничему не учит. Сокращение бюджетных расходов ведет к падению внутреннего спроса, который и без этого остается сейчас слабым. Падение внутреннего спроса ведет к новому падению экономики и как следствие новому сокращению доходов бюджета.
Далее по спирали. Доходы бюджета зависят от размера экономики, объемов промышленного производства. Нет производства – нет налогов, нет зарплат и пенсий. Бухгалтер это знать не должен, но министр экономического блока правительства обязан.
С моей точки зрения, правительству следует наращивать расходы, чтобы поддержать экономику. Умеренный рост инфляции – разумная плата за стабилизацию ситуации в реальном секторе экономики.В целом антикризисные меры лежат на поверхности. Иногда даже кажется, что мы с нашими чиновниками экономического блока по разным учебникам учились:
– обязательная продажа экспортной выручки в размере 75–100%;
– покупка компаниями валюты только под импорт или погашение внешних кредитов, полный или частичный запрет на валютные спекуляции для финансовых компаний;
– поддержка рубля за счет перевода в российскую валюту корпоративных накоплений (например, валютная позиция одного Сургутнефтегаза превышает 36 млрд долларов);
– стабилизация курса рубля должна привести к снижению скорости обращения денег и как следствие инфляции и ключевой ставки ЦБР (пока инфляция – 13%, ключевая ставка – 11%);
– активное внедрение алтына как единой валюты Российской Федерации, Казахстана и Беларуси (вопрос, конечно, больше внешнеполитический, чем экономический);
– госмонополия на производство крепкого алкоголя;
– замещение украинских трудовых мигрантов выходцами из стран Евразийского союза, прежде всего, Беларуси и Киргизии;
– повышение эффективности госсобственности, прозрачность госкомпаний, увеличение коэффициента дивидендных выплат, борьба с коррупционной составляющей в инвестиционных программах.
Вот только люди гайдаровской команды, как всегда, говорят о чем-то другом. В текущей ситуации каждый день промедления с реальными антикризисными мерами стоит России очень дорого.