Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

11 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
3 сентября 2015, 08:02 • Авторские колонки

Василий Колташов: Застройщики не уважают покупателя

Василий Колташов: Застройщики не уважают покупателя

Слишком долго строительные компании игнорировали изменения в «моде» на планировки, будучи убежденными, что покупатель «возьмет и такое», никуда не денется. Но падение спроса заставило застройщиков кое о чем задуматься.

Несправедливо критиковать продавцов вторичного жилья и молчать о застройщиках. К ним у народа много претензий, и весьма неодинаковых. Слишком долго они не обращали внимания на его потребности, возводя один за другим высотные дома в архаическом стиле. Слишком долго строительные компании игнорировали изменения в «моде» на планировки, будучи убежденными, что покупатель «возьмет и такое», никуда не денется.

Застройщики не сразу и без охоты ответили на запрос покупателей на просторные кухни

В экономике устанавливается непривычная для застройщиков погода. И даже им приходится шевелиться. Например, они поняли, что просторное жилье не по карману массовым покупателям. Поняли, что «трешки» и многокомнатные квартиры – самый тяжелый для реализации товар. Сюда, наверное, стоит добавить и таунхаусы. На эту «роскошь» денег у покупателей нет, хотя есть и другие причины невнимания к ним. Это отсутствие социальной инфраструктуры. А большинство покупателей – семейные люди, которым нужны поликлиники, школы и детские сады.

Но можно ли считать ставку застройщиков на «однушки» и «двушки» движением навстречу покупателям? Скорее всего, это только рыночный маневр, вызванный застоем продаж больших квартир (от 80 «квадратов») на рынке Подмосковья, последней зоне концентрации спроса в России. Конечно, строительные компании не прекращают агитацию за привлечение инвестиционных денег на рынок жилья. Разные директора твердят об этом изо дня в день на радио. Однако понесенный урон стал для многих инвесторов серьезным противоядием от этой агитации. Кое-кто из них даже пытается сбросить ранее купленные квартиры.

Строительный бизнес тем временем сделал два важных маневра. Во-первых, он скорректировал свою рекламную политику. Теперь по умеренной стоимости квартир в рекламе (не совпадающих вполне с реальными) можно оценивать возможности покупателей. Так их стараются заманить. Увы, они готовы заманиваться только в указанных в рекламе пределах от 2,5 до 4,5 млн рублей за неотделанную квартиру. А это формат небольших объектов, для покупки которых еще нужны заемные средства.

Рынок недвижимости просел. И это заставило некоторые строительные компании осознать: отделка квартир – не презренный низкодоходный бизнес, а источник прибыли.

Глупо отдавать его посторонним организациям или бригадам, которые демпингуют лишь на словах, а потом вытягивают из заказчика деньги на «недостающие» материалы. Знают ли россияне о такого рода приключениях и немалой стоимости заказной отделки? Да, а потому многие предпочитают покупать квартиры с отделкой, какой бы она ни была скромной. Но качество квартир не от одного этого зависит.

Застройщики не сразу и без охоты ответили на запрос покупателей на просторные кухни. А ведь он прозвучал еще в 1990-е годы, когда в России осознали, насколько тесными были квартиры советского стиля. Да, застройщики со временем стали проектировать квартиры с кухнями в 12–16 «квадратов», но выработали ужасную кишкообразную форму этих кухонных комнат.

Их удлинили, дав хозяевам рабочее пространство, но не позволив свободно сидеть за столом большому числу людей. Кухни как были, так и остались узкими в большинстве даже самых новых квартир.

Одна из наиболее суровых «плановых» претензий к застройщикам – это форма жилых комнат и общее использование пространства. Комнаты, как и кухни, создаются вытянутыми, углубляющимися – уходящими от окна. Потому их в народе называют «пещеры». Свет из окна в таких комнатах освещает пространство лишь наполовину. Вторая часть помещения остается в вечных сумерках. Это лишает возможности использовать его днем без искусственного освещения. Но застройщиков это не волнует.

Правильнее сказать, строителей подобные архитектурные «мелочи» не волновали до последнего времени. Теперь интерес к запросам покупателей вырос, хотя количество их уменьшилось. Наиболее удачными оказались поздние, уже предкризисные планы жилья. Чаще всего это таунхаусы, проблема с которыми одна – они, выражаясь народным языком, возводятся в полях.

В столичном регионе из этих «полей» на работу в Москву попасть нереально, трассы забиты автомобилями, альтернативы которым зачастую нет, а путь не близок.

Пространство квартир используется отечественными архитекторами поразительно нерационально. Хуже же всего, что несущие стены зачастую расположены так, что покупатель не может исправить ошибки. Он не может объединить кухню с залом, уменьшив последний и получив еще одну спальню. Не может он сократить длину и ширину коридоров, которые съедают порой немало квадратных метров. Кишкообразную форму комнат-пещер изменить и вовсе нельзя. И речь не только о жилье экономного класса, но и о так называемых элитных квартирах.

В России слово «элитный» научились использовать очень лихо. Так, в Москве в продаже имеются «элитные» двухкомнатные (это с одной-то спальней!) и даже однокомнатные квартиры. Причем риелторы смело подчеркивают немалую квадратуру таких квартир.

Однако существует еще другой параметр – количество окон. Оно в отечественных квартирах весьма невелико. Причем невелико оно и в псевдоэлитном классе, где это дополняется простором полуосвещенных помещений.

Складывается неприглядная картина того, как видят застройщики покупателя. Его не уважают. Его вкус не пытаются развить, а, напротив, подавляют. Ему навязывают архаическое устройство жилья, не давая шанса исправить деяния бездарных архитекторов. И хотя падение спроса заставило застройщиков задуматься кое о чем, это все еще не вызвало нового отношения к покупателю. А надо бы.

..............