Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

35 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
5 октября 2015, 10:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Жить в истории придется всем

Михаил Бударагин: Жить в истории придется всем

Тигру в зоопарке не докладывают мяса, а МО РФ не делится с блогерами деталями военной операции в Сирии. Все очень странно, запутанно, Википедия не помогает, на картах ничего не видно. И как жить дальше?

Пользователи Сети, блогеры, случайно прочитавшие о Сирии комментаторы возмущены: Министерство обороны РФ не рассказывает им всей правды.

У вас благоденствие отклеилось, такая незадача

«А как быть с тем, что МО РФ обмануло с местом авиаудара?» – пишет один.

«Если судить по фото и видео, то, по ходу, промахнулись наши летчики. Бомбы попали не в здания, а где-то рядом в поле. Террористы там в землянках окопались, что ли? Может, нам не все показывают, а сообщают только результат?» – вторит ему другой.

«Обмануло», «не все показывают» – они это серьезно ведь, не шутки ради. Сердце обливается кровью: что-то скрывают военные, правды не говорят, а мы и не понимаем, что происходит.

МО РФ не выдает пользователям Сети полетные листы наших ударных соединений и позывные, куда это годится?

Министерство обороны РФ все время обижает блогеров (фото: Антон Новодережкин/ТАСС)

Министерство обороны РФ все время обижает блогеров (фото: Антон Новодережкин/ТАСС)

Скажу даже больше: мы до сих пор не знаем, как именно осуществляется оперативное руководство сирийской операцией. Нам даже некому посоветовать авторитетно: «Эй, ты, генерал, я читал в Википедии, ты туда не лети, сюда лети, у меня четкий есть Гугл-мэпс».

Военные предельно открыты и проводят брифинги, но как-то им не очень верится, как-то все не складывается картина. Зачем мы в Сирии? Что нам Башар Асад? Куда летят и кого бомбят все эти самолеты, которые вообще взялись словно бы из ниоткуда?

Ответов нет. Мы боремся с ИГИЛ*, но пока из всего ИГИЛ в России одна девочка из хорошей московской семьи сбежала, но и ее быстро вернули.

Блогер недоумевает и придумывает или хитрые планы, или миллионы изнасилованных летчиками МИГов сириек, или конспирологию о том, что сейчас на нас обрушатся всей своей невиданной мощью сунниты, мы их обидели ведь, поддержав шиитов (блогер прочел соответствующую статью где надо, ему трудно уложить в голове алавитов, распри между самими суннитами, друзов, ихванов, маронитов etc).

Кругом все непонятно. В 2015-м вдруг совершенно неожиданно выясняется, что война – это и впрямь путь обмана, что победителей на самом деле не судят, что человек (пусть и оснащенный модным ноутбуком и высокоскоростным интернетом) никогда не видит всей картины.

Никогда такого не было, и вот опять.

Обыватель очень комфортно чувствовал себя, живя в иллюзии полной, тоталитарной предсказуемости, и то, что мы видим сейчас над небом Дамаска – показательная агония этой выдумки, которая родом из благословенных 70-х. Тогда западный потребитель свято уверовал в то, что эпоха всеобщего благоденствия – пусть и с оговорками – не закончится никогда.

Плати, мол, налоги, выбирай своих представителей в совет депутатов, работай с 11 до 17 и живи спокойно. Будешь стараться, тебя возьмут в ЕС. Если ты уже в ЕС, сиди тихо и смотри, как несут за тебя демократию в Афганистан, Ирак, Ливию.

Однако в 2008-м что-то пошло не так. У вас благоденствие отклеилось, такая незадача.

Брешь в плотине заткнули, но случилась Украина, где все было как всегда, вплоть до Нуланд с печеньками (российский либерал здесь делает глаза плошками и лопочет о том, что это народное восстание так и выглядит, а Коломойский – почти Че Гевара). Нашли страну, которую не жалко, и сделали там немного «ой, мы тут шли мимо, свергли тирана» – дело житейское.

Но оказалось, что Россия – просто ради выживания – не стала это терпеть и начала отвечать предельно асимметрично. Крым. Новороссия. Сирия.

Вдруг шарманка поломалась и теперь хрипит о том, что страшный Путин ест детей, а элиты, считавшиеся вполне колониальными, терпят и импортозамещение, и борьбу с офшорами. Люди, которые на обломках Союза, на грабительской приватизации, на пафосе «демократии» вползали в «первый мир», оказались от него отрезаны. И ничего не случилось.

Санкции санкциями, прогнозы прогнозами, но экономика жива.

Такого не могло быть, но произошло именно так. Россия должна была униженно проглотить и киевских неонаци, и угрозы, и издевательские комментарии о «выборе украинского народа». Не проглотила.

И пошло-поехало.

Оказалось, что мы живем не в потребительском лепрозории, где высшее счастье – успеть выплатить кредит за дом, а в истории, а значит – ничего не ясно, ничего не предопределено, и никто не знает, что будет дальше.

Выяснилось, что никто не может составить полной картины, и блогер, у которого есть Википедия и Гугл-мэпс, всматривается в монитор и видит там какую-то абракадабру.

Мир вернулся в свое нормальное, живое, состояние: будущее – есть, но его нужно делать, и никто не гарантирует тебе ничего. Гарантий не было ни у Колумба, ни у Петра Первого, ни у Эйнштейна – все шилось на живую нитку, все было риском на грани полного безумия. И никакого кредита за домик, вот ведь.

Когда Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов сдавал Москву неприятелю, не было никого, кто сказал бы, чем все это закончится.

Когда Лев Толстой начинал «Войну и мир», не было никого, кто мог бы предположить, что через столько лет кто-то возьмет его роман и перечтет под новостные сводки о русских самолетах, идущих на посадку, презрев истошный крик: «Этого не может быть, потому что этого не может быть».

Перечтет, чтобы напомнить читателю электронного СМИ (вот бы удивился Михаил Илларионович) о том, что историю творят не Наполеон с Кутузовым и не Платон Каратаев с Пьером Безуховым, а сумма случайностей.

Ничего еще не закончилось, потому что никто пока не понимает, как и почему началось. Просто поднимается ветер, и в лепрозории наконец открыли все окна.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ