Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

2 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
10 ноября 2015, 08:02 • Клуб читателей

Таможня все сделает как надо

Николай Андрющенко: Таможня все сделает как надо

Таможня все сделает как надо
@ из личного архива

Таможни в Норвегии и Кубе – самые строгие и неподкупные из всех, что я видел. Таможню боятся во всем мире, точнее, моряки всего мира. Расскажу пару примеров из своей практики, которые подтверждают этот факт.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Николая Андрющенко о масштабах коррупции на портовых таможнях.

Россиянин, покупая морскую рыбу, должен знать и помнить, что ее цена завышена не менее чем в полтора раза

В двух последних номерах, 41 и 42, газеты «Аргументы недели» опубликован краткий отчет о работе межведомственной комиссии под руководством Николая Левичева. О том, что такое таможня, я знаю не понаслышке, приходилось общаться с ней и за границей, и дома, и в советские времена, и в новые, российские.

Потрясли масштабы коррупции на нашей мытне. Если цифры, которые привел автор, верны, то получается ужасающая картина: когда в ВВП Советского Союза образовалась дырка в 20%, то он развалился. А в наши дни при такой же дыре в таможне, через которую уплывает ВВП, Россия еще не разваливается.

После тех статей и неожиданного вопроса моей дочки захотелось поделиться своими впечатлениями о таможне из своей практики. Однажды она спросила:

– Пап, сколько стран и портов ты посетил, где самые строгие власти и таможня?

– Количество стран и портов не считал, около 20 с гаком, а по поводу властей и таможни могу сказать немедленно и твердо – Норвегия и Куба.

Действительно, в этих странах таможня самая строгая и самая неподкупная из всех, которые я видел. Таможню боятся во всем мире, точнее, моряки всего мира. Но далеко не все таможни мира безупречно чисты от коррупции.

Боялись, но по мелочам, и в советские времена обманывали и обходили, а на крупном ловились. Вспомнился такой случай. То ли на какой-то юбилей, то ли по другому поводу, вздумалось Фиделю Кастро сделать маленький и приятный подарок Брежневу: креветки, лангусты, омары, марлин и меч-рыбу, всего около десяти тонн.

А транспорт, на котором я тогда ходил, подвернулся в Гаване, к нам подарок и погрузили. При этом не выдали никаких документов, абсолютно никаких, даже фитосанитарного свидетельства. У меня, второго помощника капитана, только тальманская расписка на руках, и все. Мы вдвоем с капитаном обратились в представительство МРХ в Гаване:

– Как нам проходить советскую границу? Никаких документов, даже коносамента. Мы же съедим лангустов в пути.

– Ешьте, дареному коню в зубы не смотрят. Там, в Союзе, скажете, что это подарок Брежневу, таможня все сделает как надо.

Конечно, лангустов по пути домой мы не съели. Когда оформляли приход в Калининграде, я по-честному изложил проблему начальнику наряда. Никакой реакции, просто отмахнулся, запретил выгрузку, проштамповал прочие бумаги и ушел.

И вот в ходе выгрузки бригадир мне докладывает: грузчики взломали перекрытие между трюмом и твиндеком из деревянных брусьев 12 на 12 см и украли ящик лангустов, поймали одного вора и сдали в милицию.

Забегаю вперед: когда на следующее утро обратился в милицию с вопросом, где тот грузчик-вор, мне ответили, что его отпустили с миром, так как его жена беременна и ей захотелось лангустов. (Да здравствует самая гуманная милиция в мире!).

После доклада бригадира я позвонил на таможню. Примчался начальник смены, и как я понимаю, он отреагировал не на само мое сообщение, а на мой тревожный, даже панический, голос. И вот он сидит у меня в каюте, я заново изложил проблему: такого грустного и задумчивого лица, как у него, я не припомню, никогда не видел ни до, ни после. Минут десять он сидел неподвижно, потом спрашивает:

– Что делать? Что предлагаете?

– Выгружать немедленно, сейчас же, пока у борта стоит пустая рефсекция. Загрузить и заложить другим грузом, чтобы не разворовали. Представляете, какой будет скандал, если по нашей вине подарок Фиделя не дойдет до Брежнева. А бумаги у меня заготовлены, я подпишу от имени капитана, а вы за кого угодно от имени таможни.

– Добро. Давай команду на выгрузку. Давай бумаги.

И пока мы возились с бумажками, вагон был загружен. Дошел ли подарок до Брежнева, мне неизвестно. Но впечатления по его доставке остались.

Лето 1989 года, порт Таллин. Всюду в СССР новые ветры, всюду, кроме таможни. На четвертый день после прихода и, соответственно, его оформления в таможне, в разгар выгрузки из всех четырех трюмов, когда я, как второй помощник капитана, занят по горло, к нам на борт транспорта заявляется наряд таможни и заходит ко мне в каюту.

И начался обыск пуще, чем на приходе. И нашли у меня «контрабанду»: маленький, копеечный калькулятор и «Камасутру» на испанском. Вопрос первый: ни то, ни другое ни по цене, ни по антисоветскому содержанию, с точки зрения таможни, никакого интереса не представляет.

Если бы тот наряд с открытым таможенным кодексом в руках обследовал мою каюту, то смогли бы найти настоящую контрабанду. Назвать эту книгу и калькулятор контрабандой и тогда, и сейчас глупо и смешно.

Второй вопрос: почему такой обыск организован на четвертый, а не в первый день стоянки в порту? Третий: никого, кроме меня, в тот день не досматривали. Значит, была наводка и задание. «Автор» или наводчик понятен, известен – это первый помощник, он же поп, он же комиссар, он же замполит.

С ним я конфликтовал весь рейс. И чего добились? Увидев «телегу» из таллинской таможни, в моей конторе посмеялись и выкинули ту бумагу в мусорное ведро.

В Калининграде существует такая неформальная организация «Клуб капитанов». Правда, в последнее время в ее работе участвуют все бывшие моряки командного состава, не только капитаны, и правильнее бы ее назвать «Клуб бывших ностальгирующих моряков».

Возглавляет эту организацию известный и уважаемый капитан Мухин Евгений Ильич (автор предисловия моего морского словаря). По его словам, когда Путин бывал в Калининграде, он встречался с ним дважды с двумя вопросами: пенсии моряков и работа таможни.

Пенсии – другая тема. Объясню, почему моряка, даже уже бывшего, вопрос таможни волнует. В наши дни, независимо от того, куда и зачем выходит судно из порта, все формальности, включая таможенные, проходят по одной и той же схеме.

То есть таможенные формальности для судна, которое едет в Антарктиду или Буэнос-Айрес, и то, что бежит на так называемую Пионерскую банку в трех милях от берега за треской, абсолютно одинаковы.

Чтобы набрать груз трески, рыболовному судну требуется 6–12 часов, а на таможенные формальности требуется от одних до трех суток. Понятно всем без исключения, даже монгольскому арату из пустыни Гоби, что рыболовные суда (и рыболовецкие тоже) строятся для того, чтобы ловили рыбу, а не простаивать у причала по вине таможни.

Испанская пословица гласит: «Судно на приколе прибыль не дает», потому судно должно всегда двигаться, а моряки должны работать, а не выполнять прихоти и капризы таможенников. Например, на отходе и приходе нужно декларировать количество топлива с точностью до кг: «А вдруг вы, моряки, в международных водах продадите топливо каким-нибудь латышам или шведам...».

Другие многочисленные благоглупости опускаю, чтобы не утомлять. Такого не было даже в «застойные» времена: путь от морской пучины до прилавка занимал около 12 часов, редко 20. И так сейчас во всем мире, кроме России.

Рассказываю для того, чтобы всякий и любой россиянин, покупая морскую рыбу, знал и помнил, что ее цена завышена не менее чем в полтора раза по вине нашей таможни. Это плата за глупости, прихоти, невежество и вымогательство.

Недавно на рыболовную тему Путин провел совещание. Грустно и смешно было читать о нем. Главный упор делался на строительство новых судов, а про таможню ни слова. А что толку строить новые суда, если они будут простаивать у причала, выполняя таможенные прихоти. Рыболовные суда предназначены для лова рыбы, а не для таможенных глупостей.

Кстати, во всех романских языках слово «таможня» арабского происхождения, в латыни нет этого слова. Значит, в Древнем Риме этих пакостников не было.

Как переводчик и автор-составитель словарей, у меня первая реакция на любое слово: а какова его этимология? Когда вижу и слышу слово «таможня», задаю вопрос: а не пора ли сменить тюркское слово на прозрачное древнерусское «мыт» и производные?

Мыт – таможенная пошлина.

Мытарить – взимать пошлину.

Мытарь – начальник таможенного поста.

Мытить – облагать таможенной пошлиной.

Мытищи – таможенный пост.

Мытник – таможенник.

Мытный – таможенный.

Мытня – таможня.

Мыто – таможенный сбор.

Эй вы, там, наверху!... Чтобы не заканчивать на грустной ноте, вот калининградский анекдот:

– Дайте мне 2100 мм российской границы, я озолочусь и обеспечу своих внуков.

– Почему именно 2100?

– Это ширина колеи современного грузовика.