В мире

1 августа 2022, 11:50

Новый истребитель стал символом перемен рынка боевой авиации

Фото: YONHAP/EPA/ТАСС

Южная Корея пополнила список стран, способных производить современные истребители. Начались летные испытания ее первой машины подобного класса – KF-21 Boramae. По сути, это всего лишь неплохая машина, которую нельзя сравнивать ни с Су-57, ни с F-35. И тем не менее перед нами знаменательное событие, которое будет иметь большие последствия в том числе для России.

Сначала о самом самолете. KF-21 Boramae («Молодой ястреб», или «Сражающийся ястреб», можно перевести по-разному) – это двухдвигательный самолет с серьезными конструктивными мерами по снижению заметности в радиолокационном диапазоне. Он чем-то напоминает и китайский J-31, и американский F-35. К пятому поколению самолет не относится, эта машина на технологической базе четвертого поколения, но с малозаметным планером.

Для компании-создателя – Korea Aerospace Industries (KAI) – это не первый самолет. Эта корейская компания – единственный в мире производитель самолетов, предлагающий своим покупателям сверхзвуковые учебно-тренировочные самолеты Т-50. Но сделать УТС это одно, а сделать истребитель – другое. KAI сделала. Хотя испытания машины только начинаются, и пока нельзя точно сказать, всё ли корейцы сделали правильно.

Почти не хуже пятого поколения

Истребитель имеет широчайший выбор ракетного оружия, в том числе самых эффективных типов: как, например, MBDA Meteor для воздушного боя. Должны на самолете «прописаться» и все перспективные корейские ракеты. В отличие от многих западных моделей, KF-21 может нести и противокорабельные ракеты, пока только «Гарпуны». Скорость у самолета мала, 1,81 звуковой, он чем-то напоминает в этом плане F-18, и не зря: двигатели у этих двух машин – это две модификации из одного и того же семейства.

А вот что обещает точно быть высококлассным, так это бортовое радиоэлектронное оборудование – оно тут на уровне пятого поколения. Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой, оптические прицельные системы и оборудование для обмена информацией с другими тактическими единицами тут обещают с самого начала.

Как и российские истребители, корейский самолет будет оснащаться оптико-электронными прицельными станциями.

В общем, если у корейцев не обнаружится грубых ошибок в конструкции, то самолет будет уступать истребителям с лучшей тяговооруженностью и управляемым вектором тяги только в маневренном бою. Но до него противники с лучшей маневренностью, но худшими электроникой и оружием еще должны дожить. Изначально планируется начать производить самолет как истребитель для воздушного боя, превратив его позже в многоцелевую машину, способную и воевать в воздухе, и уничтожать цели на земле.

Машина может оказаться по-настоящему массовой и не очень дорогой. Электронику Южная Корея будет производить сама, двигатели ни к дорогим, ни к дефицитным не относятся. И вот в этот момент и выясняется то, что значение этого самолета совсем не в том, насколько у него высокие характеристики.

Международная кооперация

Создание этой машины стартовало еще в 2001 году, а в 2010-м, когда появились ее первые наброски, проект стал международным. В него «включилась» Индонезия. На первый взгляд, это не особо важно, так как никакими значимыми технологиями в авиации Индонезия не обладает. Да, не обладает, но по итогам будет обладать. А главное, что свое налаженное производство пусть не самых «заряженных», но вполне хороших самолетов получит Южная Корея.

В настоящий момент в мире существуют следующие основные производители самолетов-истребителей, готовые производить новые машины самостоятельно: США, Россия, Франция, Китай, Швеция.

Британия и остальные страны Европы уже что-то могут только в консорциумах, отдельно ни одна из европейских стран самостоятельно истребитель создать не может. Британцы сейчас пытаются «оживить» себя с проектом «Темпест», но пока они демонстрируют следующее: отдельные компоненты истребителя британцы могут создать на уровне выше среднемирового, а самолет целиком – пока никак.

Может создать свой истребитель Япония. Но изолированность этой страны от мирового оружейного рынка и неспособность обеспечить своему авиапрому стабильные заказы приводит к тому, что самолеты у японцев получаются очень дорогими. В итоге кроме разработанного на базе F-16 самолета Mitsubishi F-2 в строю своих боевых самолетов у них нет, да и когда появятся – непонятно.

Пытается создать свой истребитель Индия с проектом Tejas – однодвигательным самолетом без каких-то выдающихся особенностей. Этот самолет увидел серию только для того, чтобы поддержать национальных разработчиков и производителей самолетов, будущее вне Индии для него возможно только чудом, да и в Индии он поставляется в ВВС вынужденно. Сборку JF-17 в Пакистане вообще за производство можно не считать, пакистанцы их просто собирают из китайских комплектующих.

Вот собственно и все, до последнего времени. Теперь в клуб входит Южная Корея с ее гигантскими промышленными возможностями и самолетом, который, окажись он сконструирован без ошибок, в бою окажется точно лучше, чем F-16 в большинстве модификаций, F-18, Су-30 в любом виде, МиГ-29 и любые старые американские или советские самолеты, не говоря уже о разной экзотике.

А Индонезия, которая до этого только собирала старые европейские транспортники и пыталась начать работы в области беспилотников, получит к этой технологии доступ – индонезийские инженеры уже давно работают над этим проектом в Южной Корее. И вот это и есть тот тренд, который в будущем может изменить все.

На рынке оружия

Большинству стран в мире сверхистребители типа Су-35 или F-22 просто не нужны. Нужно то, что принято называть «рабочей лошадкой», простой и без изысков самолет, который мог бы решать и задачи по борьбе с авиацией противника, и ударные задачи выполнять. Желательно подешевле.

Южная Корея только что начала такой самолет испытывать. И KF-21, в отличие от индийского Tejas, обещает быть успешным и на рынке тоже. А это значит, что странам, предлагающим свои ультрадорогие машины, придется потесниться.

На самом деле, процесс освоения бывшим «третьим миром» военных технологий начался давно. Прогнозы о том, что мировой рынок оружия будет «ссыхаться», звучат с 1990-х. С тех пор в сегменте беспилотников и ракет появилась та же Турция. Южная Корея экспортирует артиллерию и бронетехнику. В целом те страны, которые ранее только покупали оружие, сегодня могут произвести значительную его часть сами.

Но такой рынок, как боевая авиация, долго был поделен между самыми развитыми странами. Теперь же ситуация меняется. В сегменте, где раньше доминировали такие «старые» производители боевых самолетов, перечисленные выше, появляются новые игроки со своим соотношением цены и эффективности.

Южнокорейский истребитель – знак того, что «новые» производители способны зайти в самый высокотехнологичный сегмент военного производства. Подобно тому, как почти любая страна может сегодня произвести стрелковое оружие, KF-21 показывает, что скоро страны, до этого покупавшие иностранные самолеты, будут делать свои. Та же Индонезия обеспечивает себя транспортными самолетами, а теперь получит десятки инженеров, которые знают, как сделать истребитель.

Открытый рынок комплектующих, таких как двигатели и радиолокационные станции, приведет к тому, что создавать «с нуля» новым производителям надо будет очень немного – всё, что ставится в планер, можно просто купить. А уже потом, сделав самолет из покупных комплектующих, можно будет переработать его под что-то другое, если старые комплектующие окажутся недоступны (например, из-за санкций). Главное – сделать первый раз, потом будет намного проще. Корейцы этот барьер только что преодолели – и многие другие уже на подходе.

Какой вывод из этого стоит сделать в нашей стране? Вывод простой. Рынок боевой авиации будет сокращаться, авиационные технологии уже начали распространяться по миру, и это явление будет нарастать. Обеспечить себя самолетами собственного производства смогут в перспективе все больше и больше стран. Это произойдет не завтра, но произойдет неизбежно. Необходимо учитывать этот факт при анализе любых рыночных перспектив и готовиться делать такие предложения покупателю, которые «средней руки» производитель сделать просто не сможет. 

Текст: Александр Тимохин

Вам может быть интересно

Генсек НАТО предложил членам альянса собрать для Украины 100 млрд долларов за пять лет
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

В Крыму отреагировали на намеки постпреда Украины об атаке на Крымский мост

Намеки на готовящийся удар по Крымскому мосту с Украины являются оскалом террористов, заявил глава комитета крымского парламента по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель.

Внезапно умер второй разоблачитель Boeing

Бывший аудитор качества компании Spirit AeroSystems Джошуа Дин, один из первых сообщивший о нарушениях при производстве Boeing 737 Max, внезапно умер в США.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

Над пятью регионами России ночью уничтожали украинские беспилотники

Российские средства противовоздушной обороны (ПВО) за ночь перехватили и уничтожили 12 украинских беспилотников над пятью регионами России. Об этом сообщили в Минобороны России

В России заявили об «отвратительных» встречах МВФ и Всемирного банка

Столь отвратительных весенних встреч между министерством Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирным банком, как в этом году, раньше не было, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о значительных повреждениях энергетической инфраструктуры страны.

В Польше предложили создать европейскую «тяжелую бригаду» без США

Глава МИД Польши Радослав Сикорский на канале TVP World предложил создать европейскую «тяжелую бригаду» войск для быстрого реагирования в связи с событиями в соседних с ЕС регионах без участия США.

Захарова: Одесса сбросит иго бандеровцев и станет свободным городом

Рано или поздно справедливое возмездие настигнет исполнителей и участников варварского преступления в Доме профсоюзов в Одессе, следует из комментария спикера МИД Марии Захаровой.

Жителя Приморья задержали за госизмену и работу на украинскую разведку

УФСБ России по Приморскому краю задержало местного жителя, подозреваемого в государственной измене и работе на Главное управление разведки Министерства обороны Украины, сообщает антитеррористическая комиссия Приморского края.
Мнения

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?