В конце минувшей недели во Франции были задержаны три женщины по подозрению в подготовке теракта на парижском Лионском вокзале. Все они присягали на верность ИГИЛ*, при этом предполагается, что это одна из первых сугубо женских террористических ячеек в Европе. Но вряд ли последняя. Такие «спящие» мини-банды могут годами существовать в Лондоне и Нью-Йорке, Берлине и Брюсселе, не привлекая к себе внимания. И вступят в действие только тогда, когда получат приказ из центра.
Месяц назад ребенок появился в видеоролике в качестве палача – он с улыбкой расстреливает связанного пленника. Родители Салли Джонс признали в палаче своего внука
Ученые уже обосновали феномен нового женского терроризма. От старомодной практики использования смертниц он отличается высоким уровнем эмансипации и независимости вовлеченных. Женщины сами должны организовываться, распланировать операцию и провести ее, хотя ранее полагались на мужчин-командиров. Автор книги «Радикализация» социолог Фархад Хосровхавар называет этот феномен «джихадистским феминизмом»: «Женщины демонстрируют, что они тоже могут идти до конца, что жестокость не является монополией мужчин».
Этот отрешенный тон в разговоре о чудовищных терактах и главной угрозе для Европы сегодняшнего дня показателен. «Джихадистский феминизм» – популярная тема газетных статей и ток-шоу, к примеру, в Британии. Он рассматривается с разных сторон и постепенно обретает популярность – примерно так же, как это происходит с новыми направлениями в музыке или моде. «Лицом» же этого направления на сегодня является Салли Джонс, из которой СМИ постепенно сделали настоящую «звезду» мирового терроризма.
Два дня назад источник британской газеты The Daily Telegraph сообщил о том, чем занимается в настоящее время самая разыскиваемая террористка мира, то есть Джонс. Бывшая панк-рок-гитаристка находится на территории Сирии, где вербует в ИГИЛ англоговорящих женщин со всего мира. Действуя через социальные сети, она либо приглашает неофиток в Сирию, либо, если у них нет для этого возможностей, предлагает совершать теракты прямо по месту проживания.
Прошлое Салли Джонс окутано туманом. Она родилась в Британии в 1969 году, а в начале 1990-х была гитаристкой в девчачьей панк-рок-группе Crunch, выступавшей в основном на юго-востоке Англии. Сохранившиеся фотографии (чрезвычайно малочисленные) запечатлели крашеную блондинку в короткой кожаной юбке – таких много и на Западе, и в России, ничего необычного. Группа была не слишком успешной и вскоре распалась, а Салли Джонс родила двоих сыновей от разных отцов, в браке не состояла и жила в социальном жилье в городке Чатеме на пособие матери-одиночки. Пыталась подрабатывать, продавала в интернете собственноручно разрисованные кружки и футболки. Сидела на форумах по черной магии. У Салли есть брат Патрик, у него есть свой бизнес, связанный с дорожным строительством, и свой весьма недешевый дом, но, судя по всему, сестре он никак не помогал.
#{smallinfographicleft=751158}Судьба панк-рокерши резко изменилась в 2013 году. Общепринятая версия гласит, что на одном из форумов 45-летняя Салли познакомилась с компьютерщиком (по другой версии – хакером) из Бирмингема 19-летним Джунаидом Хуссейном. Слово за слово, началась любовь. Хуссейн оказался истовым джихадистом, позвал Салли в Сирию и замуж. Год спустя, прихватив младшего сына – девятилетнего Джо, она уехала к поклоннику в Сирию. Старший сын остался в Британии.
Тогда-то Салли Джонс и проснулась знаменитой. Если раньше она никого не интересовала, то теперь британские СМИ следили за каждым ее шагом. Ее твиты, в которых она проклинала «врагов Аллаха» и обещала «отрезать христианам головы тупым ножом», перепечатывали самые популярные газеты Британии. Ее старые фото миллионными тиражами расходились по миру: вот Салли нянчит младенца, а вот она позирует в образе монахини с пистолетом, а вот она уже в парандже и с автоматом. Особенно в этом смысле отличились The Daily Mail и уже упомянутая The Daily Telegraph, ссылавшиеся на неких анонимных информаторов, критично настроенных в отношении ИГИЛ, однако проживающих в Ракке – «столице» самоназванного «халифата». Трудно представить смельчаков, которые будут делиться информацией с британской газетой, находясь прямо в логове джихадистов. Однако на совести именно этих анонимов информация о том немногом, что мы знаем о нынешней Салли Джонс.
После переезда в Сирию она действительно вышла замуж за Джунаида Хуссейна и приняла имя Сакина Хуссейн. Через несколько месяцев ее муж взял вторую жену – двадцатитрехлетнюю мусульманку, и все трое стали жить в роскошном особняке в Ракке. Хуссейн осуществлял некие «хакерские атаки». Салли агитировала женщин всего мира присоединяться к ИГИЛ. В августе 2015-го американский беспилотник уничтожил ее мужа, а в декабре Салли отдала своего 11-летнего сына в тренировочный лагерь, организованный террористами специально для детей. Месяц назад ее Джо появился в видеоролике в качестве палача – он с улыбкой расстреливает связанного пленника. Родители Салли Джонс признали в палаче своего внука.
Интересно, что, сидя на интернет-форумах даже в мирный период своей жизни, Салли Джонс всегда использовала псевдонимы. Не оставила она этой привычки и в Сирии – аккаунты в соцсетях она вела то как «Умм Хусейн аль-Британи», то как «Миссис Террор». В качестве иллюстраций она при этом использовала фотографии самой себя – как старые, так и новые – в парандже и с оружием в руках. Собственно, ничто не доказывает, что эта женщина с закрытым лицом – действительно Салли Джонс. Вполне возможно, что настоящая Салли пишет свои твиты на конспиративной квартире в Лондоне или вообще давно убита. Возможно и то, что и таинственные осведомители пишут не из Ракки, а из редакций The Daily Mail и The Daily Telegraph. Но кем бы ни была эта «Салли Джонс», она – несомненная (пусть и виртуальная) звезда радикального исламизма, а британские таблоиды – ее верные информационные спонсоры.
В 2014 году The Daily Telegraph порадовала читателей новостью о том, что Салли Джонс призывает женщин к «секс-джихаду». Это такая практика, когда молодые девушки отправляются в Сирию или Ирак и там предлагают себя боевикам в качестве вознаграждения за «священную войну». Новость мгновенно перепечатали все издания Британии. В мае 2016 года The Daily Mirror, The Sun и The Daily Mail растиражировали твиты Салли Джонс о грядущих терактах в центре Лондона и в лондонском метро. В сентябре 2016-го анонимные осведомители из Ракки сообщили The Daily Telegraph, что «Миссис Террор» прицельно вербует женщин для совершения терактов в крупнейших мегаполисах. И новость вновь разошлась по всем газетам страны.
Нельзя сказать, что британские газеты хвалят безумную исламистку. Но рекламу создают ей нешуточную. Террористические организации сегодняшнего дня во многом являются именно медиафеноменами, их главари раскручиваются ровно теми же способами, что и начинающие артисты эстрады. При этом на родине Салли Джонс отношение к исламскому терроризму, так сказать, неоднозначное. По крайней мере, большие и влиятельные группы граждан практически в открытую поддерживают исламских радикалов, избегая критики даже в отношении нынешних хозяев Ракки. Больше года бушевал скандал вокруг председателя Студенческого союза Британии Малии Буаттии, отказавшейся принимать резолюцию, осуждающую ИГИЛ. Влиятельная дама мотивировала свой отказ тем, что осуждение исламских террористов тоже является проявлением исламофобии.
Другой пример: базирующаяся в Лондоне правозащитная организация CAGE активно поддерживала одного из руководителей «Аль-Каиды*» Анвара Аль-Авлаки, устраивала с ним интервью и видеоконференции. Руководителей CAGE Моаззама Бегга и Асима Куреши обвиняют также в информационной поддержке «Талибана*» и других террористических организаций. Самого известного палача ИГИЛ – Джихади Джона – Куреши в недавнем интервью аттестовал как «прекрасного молодого человека, невероятно доброго, благородного, обходительного». А то, что «прекрасный молодой человек» резал головы своим соотечественникам, руководитель CAGE списал на «испортившее» его сотрудничество со спецслужбами. Кстати, британское отделение Amnesty International поддерживает тесные контакты с CAGE, борясь с исламофобией вместе с поклонниками Джихади Джона.
Нужно понимать, что исламским террористическим организациям информационная поддержка необходима не меньше, чем поставки оружия. И ее в изобилии обеспечивают британские правозащитники и британские же СМИ. Персона «Салли Джонс», раскрученная именно прессой, как бы посылает сигнал тем, у кого проблемы как с реализацией, так и с психикой: попасть на первые полосы газет можно, примкнув к террористам, – так в поток новобранцев в Сирии и Ливии вливаются новые ручейки. А на рядового обывателя «Салли Джонс» наводит ужас, заставляя сидеть тихо и лишний раз не бунтовать против властей. Иначе Джонс придет, порядок наведет.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ