В 2011 году Руперт Мердок впервые попытался купить 61% акций британской телекомпании British Sky Broadcasting (BSkyB), 39% акций которой ему уже принадлежали. Однако именно тогда – и удивительно вовремя – разразился скандал вокруг сотрудников его таблоида News of the World – репортеров и редакторов обвинили в незаконном прослушивании телефонов знаменитостей. Газета The Guardian в своем расследовании утверждала, что звезд и политиков прослушивали годами, а полиция Лондона высказала предположение, что всего было взломано более 4000 номеров. То есть тянулось это все довольно долго, но скандал разразился как раз тогда, когда он мог помешать Мердоку заполучить контроль над Sky.
Когда я прихожу на Даунинг-стрит, там делают все, как я скажу. Когда я приезжаю в Брюссель, там вообще на меня внимания не обращают
Медиамагнату пришлось закрыть NOW, напечатать в своих газетах извинения на целую полосу, явиться в Палату общин, где, по словам свидетеля, «политики вели себя так, словно наконец-то избавились от гнета империи Мердока», публично покаяться и отказаться от претензий на Sky. Впоследствии Мердок назвал этот день «самым унизительным в своей жизни».
Сегодня обладатель 13-миллиардного состояния и один из самых могущественных олигархов от медиа вновь планирует взять британскую телекомпанию под контроль. Его холдинг 21 Century Fox все-таки заключил соглашение о покупке 61% акций BskyB. Сделка будет считаться состоявшейся, если получит одобрение министерства культуры Британии.
Стоимость покупки – 18,5 млрд фунтов. Некоторые считают, что это слишком дешево, учитывая обвал британского фунта, случившийся после «Брексита». Тем более за пять лет BSkyB заметно расширилась и даже стала панъевропейским оператором, приобретя в 2014 году Sky Italia и Sky Deutschland, вещающих соответственно на Италию и Германию. Таким образом, если Мердок завершит сделку, то будет контролировать все платное телевидение Британии, Германии и Италии, а также Ирландии и Австрии. Критики соглашения указывают на недопустимость подобной концентрации медиаактивов в руках одного человека.
Особенно покупка Мердока тревожит леволиберальных политиков. Управленческий талант медиамагната в том, что, покупая убыточные издания или телеканалы, он раз от разу превращает их в яркие, провокационные, скандальные СМИ, которые быстро наращивают число подписчиков, доходность и влияние. Так, из британской The Sun он сделал, как говорят сами британцы, «огненную газету с кучей сисек». А скупив несколько телестудий в США и объединив их в Fox, вскоре выстрелил брендом Fox News – это бодрый новостной телеканал с правоконсервативной повесткой, склонностью к резким заявлениям и миллионами новых молодых зрителей. Fox News был одним из очень немногих действительно крупных СМИ США, кто поддерживал Дональда Трампа и освещал все скандалы в окружении Хиллари Клинтон.
Видимо, та же судьба ждет и Sky News – главный новостной канал компании Sky. Перейдя под полный контроль Мердока, он «фоксифицируется» и начнет продвигать в массы правоконсервативную повестку. В частности, это означает, что европейские политики, настроенные против мигрантов и брюссельской бюрократии, получат великолепную трибуну для дальнейшей агитации и продвижения евроскептицизма среди миллионов подписчиков Sky в Британии и на континенте.
Что представляет собой повестка Мердока, хорошо видно и по его таблоидам. The Sun и Sunday Times регулярно печатают душераздирающие истории о нападениях мигрантов на местных жителей. Зверства ИГИЛ* – еще одна центральная тема. Недавно они смаковали скандал с сирийскими детьми – беженцами из французского Кале, получившими прибежище в Британии: при ближайшем рассмотрении детишки вдруг оказались взрослыми мужиками, старшему из них было 39 лет. Конфликты между коренным населением и приезжими в принципе любимая тема газет Мердока. Муссируя ее, таблоиды добиваются усиления изоляционистских настроений. А их репортажи о референдуме по выходу Британии из ЕС вообще напоминали победные сводки с поля боя.
При этом нельзя сказать, что Мердоком движут фундаментальные политические пристрастия. Куда большую роль играет обычная предпринимательская логика. Всю жизнь он выискивает политиков, способных помочь ему с его бизнесом, и впоследствии их окормляет. В 1980-е он поддерживал Маргарет Тэтчер – это было очевидной платой за то, что она позволила ему – тогда еще малоизвестному австралийскому бизнесмену – скупить легендарные газеты The Times, The Sun, Sunday Times и News of the World, получив контроль над 40% всей британской прессы.
Впоследствии Мердок изменил консерваторам. Его любимчиком стал лидер лейбористов Тони Блэр. С конца 1990-х газеты Мердока агитировали за Блэра, продвигая его в премьер-министры, а впоследствии премьер-министр стал крестным отцом Грейс – дочери медиамагната. Возможно, их дружба продолжалась бы и поныне, если бы молодая жена престарелого Мердока не завела с Блэром роман. «У него потрясающее тело, прекрасные ноги, голубые глаза...» – писала о премьер-министре Великобритании красавица-китаянка Венди Дэн. Тогда Мердок развелся с Венди и начал проталкивать на Даунинг-стрит Дэвида Кэмерона.
Кэмерон отплатил Мердоку за ту поддержку и всячески помогал ему с поглощением Sky в рамках предыдущей попытки. Когда министр по делам бизнеса и инноваций Винс Кейбл попытался остановить это слияние, то получил публичный выговор от премьера и был отстранен от надзора за сделкой. Только скандал с прослушкой в News of the World вынудил Кэмерона отказать Мердоку в покупке Sky. Но впоследствии они погасили этот конфликт объединенными усилиями, и прошлое рождество Дэвид Кэмерон праздновал в доме дорогого друга Руперта Мердока.
Осенью этого года британские газеты «антимердоковской» коалиции (в нее входят таблоиды The Daily Mail и The Daily Telegraph, а также интеллигентная The Guardian) раскритиковали нового премьер-министра Терезу Мэй за встречу с Мердоком в Нью-Йорке. Информации об этой встрече в принципе нет, однако оппоненты олигарха утверждают, что Мэй могла пообещать ему контроль над Sky в обмен на информационную поддержку.
Нынешние бизнес-интересы Мердока подразумевают опоры правых, националистически настроенных политиков. Изоляционизм выгоден его медиаимперии уже потому, что так Мердоку проще договариваться с руководителями отдельных стран. Сама логика наращивания капитала и влияния делает его естественным противником гигантских образований с могущественной бюрократией, таких как Европейский союз.
Британцы, голосовавшие за то, чтобы остаться в ЕС, прямо обвиняют Мердока в том, что агитация его таблоидов привела к одурачиванию населения и победе апологетов «Брексит». Олигарх с этим особо и не спорит. По словам журналиста Энтони Хилтона, спросившего магната о том, почему он настроен против ЕС, Мердок ответил: «Когда я прихожу на Даунинг-стрит, там делают все, как я скажу. Когда я приезжаю в Брюссель, там вообще на меня внимания не обращают».
Контроль над крупнейшей платной телекомпанией Европы позволит Мердоку поддерживать правых националистов на континенте и добиваться ослабления, а в идеале и разрушения Евросоюза. Имея дело с руководителями отдельных государств, ему будет значительно легче добиваться того, чтобы они «делали все, как я скажу».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ