В администрации президента и в руководстве Верховной рады в понедельник вечером все же приняли решение провести в четверг решающее голосование о поправках в конституцию об «особом статусе» Донбасса, сообщил газете ВЗГЛЯД народный депутат Украины Вадим Новинский (Оппозиционный блок).
Вероятность, что в этот четверг все же проголосуют изменения в конституцию, равна одному проценту
«Голосование, насколько я знаю, планируется на четверг. Пока с голосами очень сложно. Ряд фракций отказываются голосовать за поправки об особом статусе Донбасса. Я не участник, не хочу спекулировать, но наверняка какие-то политические и экономические дивиденды предлагают депутатам в обмен на голоса», – сказал депутат. Сам Новинский считает все эти усилия тщетными. «Вероятность, что в этот четверг все же проголосуют изменения в конституцию, равна одному проценту», – заявил он.
Руководитель фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко тоже уверен, что голосование в четверг состоится. «Еще в понедельник днем не было понятно, будет ли вообще голосование. Теперь понятно, что оно будет в четверг. Но остается вопрос, наберутся ли голоса. По состоянию на пятницу было 294 голоса, на которые можно было бы рассчитывать. Мне не известно, что сторона президента предлагает депутатам, которые еще сомневаются, но, думаю, сейчас используются все методы – и кнут, и пряник», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Но если будет провален этот вопрос, то тогда его нужно будет отложить на год – таково требование украинского законодательства. Поэтому мероприятие очень рискованное. Высока вероятность, что президент в последний момент все же передумает и откажется ставить вопрос на голосование. Все будет зависеть от того, насколько он будет уверен в своих договоренностях», – считает политолог.
«Если в четверг голосование сорвется, то президент может задействовать запасной сценарий, полагает Бондаренко. «Необходимо инициировать новую конституцию, в которой будут учтены вопросы децентрализации. Это можно сделать за полгода, а пока сосредоточиться на законах, которые не требуют конституционного большинства – например, законы об амнистии и о выборах в Донбассе», – предположил эксперт.
«Примитивный», но действенный способ
В самой фракции Блока Петра Порошенко газете ВЗГЛЯД заявили, что в четверг поправки по Донбассу рассматриваться не будут. «Это будет после заключения конституционного суда и после того, как Россия выполнит хотя бы какие-то пункты меморандума, подписанного в Минске», – сказал депутат от этой фракции Дмитрий Андриевский. Ранее первый зампред фракции Блока Петра Порошенко Игорь Кононенко тоже заявлял, что поправки будут рассмотрены только после вердикта конституционного суда.
Напомним, проект конституционных изменений по децентрализации власти, который содержит в том числе и упоминание об особом статусе Донбасса, с формальной точки зрения следует утвердить на сессии Рады, которая должна завершиться на этой неделе – 29 января. 2 февраля должна начаться новая сессия. Закон требует, чтобы поправки в конституцию вносились «на следующей очередной сессии Рады» – после той, на которой они были приняты в первом чтении.
Но 20 января группа депутатов обратилась в КС с просьбой разъяснить положение основного закона о сроках принятия изменений в конституцию. В частности, парламентарии попросили суд разъяснить, что означает слово «следующей», то есть какая именно сессия имеется в виду. Если КС вдруг примет решение о том, что в конституции речь идет вообще о любой последующей сессии, то Рада сможет откладывать вопрос бесконечно.
«Все предыдущие созывы Верховной рады они понимали, как нужно трактовать конституцию, происходили конституционные изменения исходя из логичного понимания, что такое «следующая сессия». Тем не менее они попытались затянуть таким примитивным, но действенным способом. Это вызывает опасения», – заявил РИА «Новости» полпред самопровозглашенной Донецкой народной республики Денис Пушилин. «Мы видим также, что премьер Яценюк заявил о референдуме по конституции. Это никак не упрощает, а лишь усложняет процессы как внутри Украины, так и в плане выполнения минских соглашений», – отметил полпред.
#{smallinfographicleft=770856}То, что утверждение изменений вроде бы отложили, поприветствовал руководитель входящей в правящую коалицию фракции «Самопомощь» Олег Березюк, правда, признав, что это сделано сомнительным образом. Выступая в понедельник на заседании совета руководителей фракций, комитетов и групп парламента, Березюк предложил вообще вернуться к ситуации 31 августа, то есть к первому чтению. Считается, что именно с депутатами этой фракции представителям президента приходится вести особенно сложный торг вокруг судьбы поправок.
Депутат Вадим Новинский не исключил, что команда президента все же прибегнет к варианту, который откроет перед ней конституционный суд. «Как показывает опыт, конституционный суд успевает вовремя сделать все, что нужно власти», – сыронизировал Новинский.
Спрашивать каждые 14 лет
В отличие от Новинского, Константин Бондаренко надеется, что суд не станет подыгрывать президенту. «Это история абсолютно глупая. В 2002 году уже было дано разъяснение, что такое «следующая сессия», – что речь идет о следующей сессии в порядке последовательности. Зачем еще раз обращаться по тому же вопросу в КС, непонятно. Если уже есть прецедент, то он не может его пересматривать. Скорее всего, КС вернет запрос», – предрекает политолог.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, накануне премьер-министр Арсений Яценюк неожиданно предложил вообще вносить поправки в конституцию через референдум, причем увязав их с вопросом о членстве в НАТО и Евросоюзе. «Убежден, что глава государства исповедует такие же принципы», – добавил премьер. Ранее Киев не раз обещал решать вопрос о членстве в НАТО только путем общенародного голосования.
Лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко, выступая на заседании совета руководителей фракций парламента, ухватилась за идею референдума. «Референдум обязательно нужен по любым изменениям в конституцию. Кроме того, мы считаем, что вообще недопустимо говорить об изменениях в конституцию под диктат оккупанта», – сказала Тимошенко, возмутившись тем, что голосование готовится втайне: «Созданы какие-то неизвестные кулуарные группы на уровне правительства, на уровне президента, которые формируют кулуарную политику, потому доводят это как данность парламенту». «То, что в парламенте нет глубокой дискуссии по этому вопросу, а доведено, сколько кнопок должно быть нажато, – это катастрофа», – негодует Тимошенко.
Статус Донбасса не следует выносить на референдум, заявил и председатель Верховной рады Владимир Гройсман. «Украина – унитарное государство. Никаких специальных статусов не предусмотрено в конституции, опять-таки, надо читать материальную часть и поднимать этот вопрос: зачем?» – риторически спросил Гройсман. По его мнению, если бы в поправках было написано, что Донбассу предоставляется особый статус, то это было бы похоже на федерализацию. «Поскольку этого там нет, то и спрашивать об этом не надо, поскольку это будет такая определенная манипуляция», – считает спикер, предложив ограничиться социологическим исследованием по данному вопросу.
В президентской фракции парламента идею Яценюка тоже отвергли. «Все-таки есть полномочия парламента. Вопрос внесения изменений в конституцию, 300 голосов – это функция парламента», – возразил в понедельник Игорь Кононенко. «Перекладывать такие важные вопросы на референдум, тем более такие болезненные вопросы – это неправильно», – посетовал первый зампред фракции Блока Петра Порошенко.
Накануне президент Петр Порошенко, как и Яценюк, выдвинул новые условия, о которых не упоминалось в минских соглашениях. Он, в частности, заявил, что голосованию по конституционным изменениям должны предшествовать «долгий период» полной тишины, а также отмена результатов выборов 2 ноября 2014 года в Донбассе. Он также заявил о необходимости «полицейского компонента ОБСЕ», который должен обеспечить безопасность новых выборов.