Значительный рост эмиграции из Литвы вызван главным образом возобновлением всеобщего призыва на воинскую службу, заявил во вторник премьер-министр балтийской республики Альгирдас Буткявичюс.
У славянских групп более сильное постарение населения, так что более неблагоприятная ситуация в области естественного прироста сейчас именно у этой группы. Существенен и миграционный фактор
«Не надо бояться откровенно признать, что число эмигрирующих особенно выросло после того, как в апреле начался армейский призыв», – цитирует его ТАСС. По мнению главы правительства Литвы, это стало «одной из основных причин» выезда молодежи. «Другим важным фактором, сказывающимся на эмиграции, является то, что людям в Литве по сравнению с развитыми странами Европы платят относительно небольшую зарплату», – отметил Буткявичюс.
По данным департамента статистики, в прошлом году эмиграция из Литвы увеличилась по сравнению с 2014 годом сразу на 25%. Отъезд в прошлом году официально декларировали 46,5 тыс. человек, что на 9,9 тыс. больше, чем годом ранее. Литовцы вынуждены декларировать факт своей эмиграции, в противном случае они, в частности, теряют право на бесплатную медицинскую страховку.
Минус один год – минус один процент
В Литве 1 января этого года проживало 2,89 млн постоянных жителей, или на 32,7 тыс. (1,1%) меньше, чем год назад, опираясь на предварительные данные, сообщили ИА REGNUM накануне в департаменте статистики. Основная причина уменьшения – эмиграция. Отрицательная международная миграция нетто (эмигрировало на 22,9 тыс. человек больше, чем иммигрировало) составила 70% от общего уменьшения числа постоянных жителей.
Как пишет портал EADaily, демографический кризис остается одной из главных проблем Прибалтики – население неуклонно сокращается, а территории пустеют. В общей сложности с начала 90-х из региона, по самым скромным оценкам, уехало более миллиона человек.
Лучше остальных ситуация в Эстонии – впрочем, и ее население неуклонно сокращается, и, по прогнозам ООН, к 2050 году в этом государстве останется 1 млн 233 тыс. человек – что на 100 тыс. меньше, чем сейчас. При этом не менее 60 тысяч эстонцев, например, работают в соседней Финляндии – и либо каждый вечер, либо на выходные они возвращаются на пароме через Финский залив в Эстонию. Что касается Литвы, то, согласно данным проведенной переписи населения, там проживает чуть больше 3 млн – притом что 20 лет назад обитателей этой республики насчитывалось почти 3,7 млн.
Экс-премьер Литвы, ныне лидер оппозиции, депутат сейма и одновременно нештатный советник президента Украины Андрюс Кубилюс считает, что его преемник Буткявичус несколько лукавит.
«Это никак не связано с призывом на воинскую службу. Это попытка таким образом объяснить некоторые свои недоработки перед выборами, намеченными на октябрь, – заявил бывший премьер газете ВЗГЛЯД. – Самая главная ошибка нашего правительства заключается в том, что оно не сумело провести реформы в нашей провинции, где действительно не хватает рабочих мест».
Все последние десятилетия Литва развивалась, и ее валовый продукт уже достигает 75 процентов на душу населения от среднего уровня Евросоюза, отметил Кубилюс. «Но зарплаты остаются все еще далекими от средних по Евросоюзу – где-то 25 процентов, и поэтому, конечно, повод искать жизнь получше у людей остается».
Кубилюс признал, что его удивили последние данные об усилении эмиграции, в том числе среди молодежи. «Но также растет поток и литовцев, которые возвращаются, – оговорился он. – Мы видим нехватку рабочих рук, особенно на тех предприятиях, где требуется высокоинтеллектуальный труд. Но я свои надежды не связываю с нынешним правительством. Думаю, мы после выборов сумеем этот тренд переломить. В частности, нужно запустить программу помощи молодым семьям, чтобы они не боялись заводить больше детей».
В целом Кубилюс считает эмиграцию нормальным явлением. «Мы как раз празднуем 25-летие январских событий, во время которых мы завоевали свободу, в том числе и свободу для наших людей самим решать, куда они желают ехать. Это во-первых. Наши молодые люди не боятся уезжать в другие страны, там накопить опыт и потом возвращаться в Литву. Это совсем не плохой тренд». Лидер литовской оппозиции выразил надежду на то, что после возвращения к власти на следующих выборах сумеет «переломить» демографический тренд «достаточно быстро». Правда, не стал называть конкретный срок.
Бремя белого человека
Хотя в соседней Латвии нет воинской повинности, жители эмигрируют оттуда не меньшими темпами, чем из Литвы. Население тает на глазах: к началу 2014 года в Риге числилась 701 тыс. жителей, а к началу этого – только 698 тыс. Если к началу 1990-х в республике проживали 2,7 млн человек – сейчас их осталось менее 2 млн. Хотя в официальном Национальном плане провозглашена задача преодолеть депопуляцию до 2020 года, прогнозы демографов неутешительны – к 2050 году в Латвии будут проживать менее полутора миллионов человек.
#{smallinfographicleft=427336}«Самая опасная ситуация – в малых населенных пунктах, где сейчас насчитывается 500–800 человек», – заявил порталу RuBaltic.Ru профессор Латвийского университета, академик, демограф Петерис Звидриньш, добавив, что там население сократилось уже на треть.
«Для титульной нации, латышей, ситуация несколько лучше. Во-первых, у них лучше возрастной состав. В отличие от того, что было в советский период, сейчас латыши намного моложе, чем представители всех славянских групп. Число родившихся, как и интенсивность рождаемости в целом – эти показатели у латышей тоже лучше. Но это в основном из-за того, что латыши больше представлены в сельской местности, где рождаемость выше. Однако если же брать отдельно только города, то и там у латышей рождаемость тоже несколько выше по сравнению с русским и другими славянскими этносами. В то же время если говорить о средней продолжительности жизни, то там различия незначительные», – пояснил демограф.
«У славянских групп более сильное постарение населения, так что более неблагоприятная ситуация в области естественного прироста сейчас именно у этой группы. Существенен и миграционный фактор. В 1990-х годах у славянских групп была высокой доля уезжавших из Латвии», – признал профессор.
«Люди уезжают за надеждой. А здесь они видят, что политики-полулисты рисуют им перспективы, однако они беспочвенны, – пояснил газете ВЗГЛЯД депутат сейма Латвии, лидер Социал-демократической партии Янис Урбанович. – Правительство обречено говорить здравицы, но, к сожалению, ему народ не доверяет. Люди активные видят, что легче осуществить свои мечты не в этой стране и не при этих правителях».
По его мнению, правительство, конечно, не против повысить рождаемость и готово за это агитировать, однако возможности бюджета не позволяют ее поощрять. «Но, по-моему, пособия детям – это вторично, – уточнил Урбанович. – Любой родитель думает не только о том, как одевать, кормить и лечить подростка, но и о том, как этот подросток, став юношей или девушкой, будет потом реализовываться. Если он видит, что его собственная реализация не состоялась, и не ощущает позитивных перемен, то он и не противится отъезду ребенка, а иногда и сам уезжает. Это беда».
Урбанович согласен с тем, что старение славянского меньшинства идет быстрее. «Русские в Латвии находятся под большим прессом, даже, я бы сказал, даже гнетом. Они уже по рождению лишены очень многих прав, в частности они не могут активно участвовать в выборе лучших менеджеров для страны. В политической жизни участвует лишь до двух третей жителей, а остальная часть, интересы которой как раз я и представляю, лишена полноправного политического участия. Кажется, что фактор «неграждан» невелик – их около 200 тысяч. Но вспомните – у нас всего население меньше двух миллионов. Это беда большая. Даже если его отпрыски станут гражданами Латвии, это пятно останется на репутации семьи. Это отравляет все общество», – посетовал депутат.
«Люди это видят, одних это приводит к отъезду, других – к унынию. Одни люди полны энергии, но вынуждены эмигрировать, а другие вынуждены здесь прозябать, распространяя зону уныния. Даже не знаю, что хуже для будущего Латвии», – подытожил Урбанович.