В мире

27 марта 2015, 14:45

Обстоятельства крушения A320 могут поменять правила безопасности полетов

Фото: Sergio Perez/Reuters

Катастрофа Airbus A320 на юге Франции заставила авиационных экспертов задуматься о том, как предотвратить подобные нештатные ситуации. По данным СМИ, в момент крушения борта второй пилот, ранее страдавший психологическим расстройством, заперся в кабине и направил судно в свободное падение, первый пытался прорваться к штурвалу с топором. Европейские авиационные власти могут обязать авиаторов никогда не находиться в кабине по одному.

По двое в кабине

Единственное, что стоит обсуждать, – это чтобы у старшей бортпроводницы обязательно был «секретный код

После катастрофы лайнера A320 компании Germanwings авиаперевозчики задумались об изменении правил нахождения пилотов в кабине во время полета. Впредь предполагается сделать обязательным присутствие там как минимум двух человек на протяжении всего рейса, сообщает Reuters со ссылкой на источник в европейской авиационной отрасли.

«Это один из вариантов, который оценивается в настоящее время. Если это произойдет, то это не будет обязательным правилом, но рекомендацией», – рассказал источник в европейской авиационной отрасли.

Таким образом, если один из пилотов на время покидает свое место, его должен заменить кто-либо из членов экипажа.

Помимо крупнейших немецких авиакомпаний – концерна Lufthansa, Air Berlin, Condor и TuiFly – об изменении предписаний объявили также канадская авиакомпания Air Canada, лоукостер easyJet, а также Norwegian Air Shuttle, Icelandair, Easyjet. На этот шаг руководство авиакомпаний пошло после сообщений о том, что авиакатастрофа аэробуса A320, по всей вероятности, стала причиной действий второго пилота, намеренно закрывшегося в кабине после того, как первый пилот покинул ее, и направившего машину на скалы.

В авиакомпании Air France также склоняются к правилу – «не менее двух пилотов в кабине», пишет Deutsche Welle*. И даже в Прибалтике задумались о том, чтобы в кабине самолета было не меньше двух человек, передает Delfi. Во всяком случае, латвийская национальная компания airBaltic сразу приняла решение о введении нового правила безопасности – в дальнейшем на рейсах авиакомпании пилот никогда не будет оставаться один в кабине.

Кроме того, после крушения Международная организация гражданской авиации (ICAO) потребовала регулярно проводить специальные проверки пилотов, включающие обследование как их психического, так и физического состояния. Если же результаты тестов будут внушать беспокойство, следует рассмотреть также проведение нейропсихологических исследований, приводит заявление организации агентство AFP.

Кстати, действующие в ЕС нормы позволяют экипажу попасть в кабину пилота, даже если дверь заперта, но находящийся в кабине пилот может не пустить их, если захочет, сообщил журналистам представитель Евросоюза, пожелавший остаться неназванным.

«После событий 11 сентября двери в кабину пилота должны быть запираемыми и укрепленными. Ранее это были обычные двери. Сейчас двери и укрепленные, и запертые во время полета. Эти правила международные, это не особенность Европы. Есть техническая возможность для летного состава попасть в кабину, даже если дверь заперта. Но в данном случае, если в кабине не хотят открывать дверь, они могут заблокировать ее. Это делается из соображений безопасности», – отметил он.

Кстати, профсоюз пилотов Франции (SNPL) решил подать иск против неизвестного лица за нарушение служебной тайны по делу о крушении A320, отмечает РИА «Новости». Об этом заявил глава объединения Эрик Дериври.

«Мы шокированы ситуацией, когда Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA) проводит пресс-конференцию в 17 часов и говорит: «Нам нечего сказать», а через несколько часов New York Times на другой стороне Атлантики публикует чрезвычайно подробную информацию, которую потом подтвердит прокурор республики», – сказал Дериври, выступая в эфире телеканала BFMTV.

«Это невозможно»

Как рассказал газете ВЗГЛЯД заслуженный пилот России Вадим Базыкин, идея с запретом на выход из кабины самолета обоим пилотам нереализуема.

«Как вы это себе представляете, когда, например, экипаж состоит всего из двух пилотов? Когда самолет совершает беспосадочный перелет в течение девяти часов из Москвы в Китай или на Камчатку. Это надо там с уткой сидеть или в памперсах?» – задался вопросом Базыкин.

«Единственное, что стоит обсуждать, – это чтобы у старшей бортпроводницы обязательно был секретный код, который она получала бы ежедневно на случай того, если дверь закроется», – добавил он.

Также эксперт сказал, что в авиационной среде рассказывают друг другу историю о том, что около полутора-двух лет назад подобный случай произошел с самолетом одной из российских авиакомпаний. «Прямо в полете случайно захлопнулась дверь, в то время как оба пилота из кабины вышли (полетом в это время управляла техника – прим. ВЗГЛЯД). Девочка-стюардесса, которая буквально недавно закончила какие-то курсы, имела с собой какой-то конспект, набрала код и открыла дверь», – добавил Базыкин.

Пилот также прокомментировал тему с психическими отклонениями члена экипажа разбившегося А320 во Франции.

«В России такое невозможно, – считает он. – У нас очень серьезные медицинские комиссии. Вы себе не представляете, как непросто ее пройти. Даже если будет замечен какой-то очень маленький внешний раздражитель – давление подскочило или что-то еще – это уже повод. А если, не дай бог, у вас малейшие отклонения в психике – пройти комиссию нереально. Если везде психиатрический отбор – это только рекомендация, то у нас в стране – обязательный этап. Там ты произносишь какую-то фразу, и к тебе уже присматриваются, смотрят даже, какие у тебя шутки, плоские или не плоские и т.д.»

В свою очередь и председатель профкома профсоюза инженерно-авиационных служб авиакомпании «Татарстан» Антон Бортяков рассказал газете ВЗГЛЯД, что обязывать обоих пилотов постоянно находиться в кабине несерьезно.

«Да и существующие конструкции самолетов придется существенно менять, чтобы выполнить эти правила. Нужно будет добавлять дополнительное, третье кресло пилота туда, где их сейчас два. Но я считаю, что этого делать не надо, – признался он. – Чисто технически, да и биологически, выполнить эти требования невозможно».

По мнению Бортякова, абсолютно все нештатные ситуации на борту воздушного судна никто исключить не в состоянии. Они могут произойти и внутри кабины, и вне ее. И пересматривать из-за одного случая всю действующую систему безопасности, и, причем, делать это так, как предлагается сейчас, не стоит.

И Бортяков тоже считает, что психологическая проверка экипажей российских самолетов проводится достаточно строго. «Она подразумевает психологическую проверку здоровья не только каждого конкретного человека, но и групповые занятия с пилотами. На этих занятиях разбираются различные ситуации, действия экипажа», – резюмировал он.

Подробности катастрофы

На данный момент стали известны новые подробности крушения А320.

Командир рейса 4U9525 в последние минуты жизни выламывал дверь кабины пилотов топором, пишет в пятницу немецкая газета Bild, ссылаясь на источник, знакомый с ходом расследования.

По данным следователей, первый пилот Патрик Зонденхаймер вышел из кабины самолета на несколько минут в туалет. А когда вернулся, снова открыть дверь не смог, так как она оказалась заблокирована.

Командир настойчиво просил своего коллегу – второго пилота Андреаса Лубица – открыть дверь, но тот этого не сделал.

Отметим, что и представитель авиакомпании Germanwings подтвердил, что топор был на борту разбившегося самолета. Этот инструмент является частью «инвентаря безопасности A320», отметил он.

Кстати, прокурор Марселя (город, недалеко от которого произошло крушение) Брис Робен заявил в четверг, что действия второго пилота можно расценить как намерение уничтожить воздушное судно. По словам Робена, в первые 20 минут полета оба пилота вели нормальный разговор. Но когда командир самолета вышел из кабины в туалет, второй пилот вдруг заблокировал дверь и самовольно начал снижение лайнера.

По данным британского таблоида The Daily Mail, второй пилот разбившегося во Франции лайнера страдал от расставания с девушкой, с которой он был обручен и в будущем году планировал сыграть свадьбу.

Добавим, что в ночь на пятницу сообщалось, что в ходе обысков в квартире Андреаса Лубица следователи нашли улики, подтверждающие версию о том, что он мог иметь проблемы с психикой.

Однако позже следствие опровергло данные СМИ об обнаружении в квартире пилота А320 «письменного доказательства его подготовки к самоубийству».

The Guardian добавляет, что 27-летний Лубиц начал летать за штурвалом самолета авиакомпании Germanwings с сентября 2013 года и не проявлял «никаких признаков физического или психологического стресса», между тем заявил генеральный директор Lufthansa – материнской авиакомпании – Карстен Шпор.

«Вы никогда не можете исключить риска подобных событий, – сказал он также о катастрофе. – Ни одной системе мира не удастся этого сделать».

The Washington Post в свою очередь пишет, что трагедия европейского A320 не могла бы произойти на самолетах американских авиаперевозчиков из-за значительно более строгих мер безопасности в США, введенных там после терактов 2011 года.

До этого стали известны обстоятельства крушения Airbus A320, в частности то, что второй пилот заблокировал дверь в кабину, изменил пароль, необходимый для входа, и, вероятнее всего, перевел автопилот самолета в режим свободного падения. Попытки командира экипажа проникнуть в кабину до момента столкновения с землей успехом не увенчались.

Кроме того, стало известно, что пилот разбившегося A320 в общей сложности полтора года лечился у психиатра. В его личном деле в федеральном управлении гражданской авиации стояла отметка о том, что он нуждается в «особом и регулярном медицинском обследовании». Такая же отметка была и в его лицензии пилота.

Напомним, во вторник днем на юго-востоке Франции, в местечке Динь-ле-Бен к северу от Ниццы разбился пассажирский Airbus A320 авиакомпании Germanwings, который следовал из Барселоны в Дюссельдорф. На борту потерпевшего крушение самолета A320 находились 144 пассажира, а также шесть членов экипажа. Выживших в авиакатастрофе нет.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Текст: Иван Чернов

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?